Практический психолог в детском саду
Внедрение практического психолога в
образовательные учреждения началось в 1988 г.,
когда ставка 'психолога' была введена в
учебно-воспитательные учреждения. Основной
целью как детского психолога, работающего в
детском саду, так и в целом психологической
службы образования является обеспечение
психологического здоровья детей.
Психологическое здоровье предполагает здоровье
психическое, в основе которого лежит полноценное
психическое развитие ребенка на всех этапах
детства. В соответствии с поставленной целью
детский практический психолог выполняет
следующие задачи: реализует в работе с детьми
возможности развития каждого возраста,
развивает индивидуальные особенности ребенка,
т.е. внимание специалиста должны привлекать
интересы, способности, склонности, чувства,
увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога
требуется создать благоприятный для развития
ребенка климат в детском саду, а также необходимо
оказывать своевременную психологическую помощь,
как детям, так и их родителям, воспитателям.
Основными видами деятельности детского
психолога являются: психологическое
просвещение, психологическая профилактика,
психологическое консультирование,
психологическая диагностика, психологическая
коррекция.
Под психологическим просвещением
понимается приобщение взрослых (воспитателей,
родителей) и детей к психологическим знаниям. В
обществе недостаточно распространены
психологические знания, не всегда выражена
психологическая культура, предполагающая
интерес к другому человеку, уважение
особенностей его личности, умение и желание
разобраться в своих собственных отношениях,
переживаниях, поступках. В педагогических
коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в
основе которых - психологическая глухота
взрослых людей, неумение и нежелание
прислушиваться друг к другу, понять, простить,
уступить и пр. Поэтому практическому психологу
важно повышать уровень психологической культуры
тех людей, которые работают с детьми. Основной
смысл психологического просвещения заключается
в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с
основными закономерностями и условиями
благоприятного психического развития ребенка,
популяризовать и разъяснять результаты
психологических исследований, формировать
потребность в психологических знаниях и желание
использовать их в работе с ребенком или в
интересах развития собственной личности, а также
достичь понимания необходимости практической
психологии и работы психолога в детском саду и в
других учебно-воспитательных учреждениях.
Психологическое просвещение может проходить в
виде лекций, бесед, семинаров.
Психологическая профилактика -
малоразработанный на сегодняшний день вид
деятельности детского практического психолога.
Она направлена на сохранение, укрепление и
развитие психологического здоровья детей на
всех этапах дошкольного детства. К сожалению,
пока эта сторона деятельности практического
психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не
уменьшается. Психологическая профилактика
предполагает ответственность за соблюдение в
детском саду (и других детских учреждениях)
психологических условий, необходимых для
полноценного психологического развития и
формирования личности ребенка на каждом
возрастном этапе. Также психологическая
профилактика предполагает своевременное
выявление таких особенностей ребенка, которые
могут привести к определенным сложностям,
отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном
развитии, в его поведении и отношениях.
Основная сложность, с которой может
встретиться психолог - это непонимание
педагогическим коллективом и родителями
важности психологической профилактики. Подобное
непонимание можно объяснить тем, что существует
много проблем с отдельными детьми и
коллективами, которые необходимо срочно решать и
поэтому воспитатели и родители могут не
задумываться о том, что может произойти в
будущем.
Психолог должен стараться прогнозировать
возможность появления проблем и проводить
работу в направлении их предупреждения. В
психопрофилактике инициатива целиком исходит от
психолога, в этом проявляется творчество его как
специалиста. Психолог разрабатывает и
осуществляет развивающие программы для детей
разных возрастов с учетом особенностей каждого
возрастного этапа. Он также выявляет такие
психологические особенности ребенка, которые
могут в дальнейшем обусловить возникновение
определенных сложностей или отклонений в его
интеллектуальном и личностном развитии.
Практический психолог должен следить за
соблюдением в детском саду условий, необходимых
для нормального психического развития и
формирования личности детей на каждом
возрастном этапе, а также предупреждать
возможные осложнения в психическом развитии и
становлении личности детей в связи с их
переходом на следующую возрастную ступень.
Консультативная работа в детском саду имеет
принципиальное отличие от той, которую
осуществляет психолог в районных или других
консультациях. Специфика такого
консультирования состоит в том, что оно
сосредотачивается на решении профессиональных
проблем. В процессе консультирования
рассматривается только то, что имеет отношение к
решению главной задачи психологической службы
образования - максимально содействовать
психическому, личностному развитию каждого
ребенка.
Заведующие детскими садами, воспитатели,
родители и другие люди получают консультацию
постольку, поскольку имеют отношение к ребенку.
Их проблемы рассматриваются только в связи с
проблемами детей, а не сами по себе. Воспитатели
часто обращаются к психологу по следующим
вопросам: причины трудностей в усвоении детьми
программ обучения (подготовка к школе), нежелание
и неумение детей заниматься, эмоциональные,
личностные нарушения, конфликтные отношения с
другими детьми.
Родители часто обращаются с проблемами: как
готовить детей к школе, отсутствие у детей
выраженных интересов, плохая память,
неорганизованность, несамостоятельность,
агрессивность, повышенная возбудимость или
робость, боязливость; другими словами, имеется в
виду все то, что принято обозначать словами
'трудный ребенок'.
В обязанности детского психолога входит также
выявление особенностей психического развития
ребенка, сформированности определенных
психологических новообразований, соответствия
уровня развития ребенка возрастным нормативам.
Поэтому в деятельности практического психолога
значительное место занимает диагностика.
Задача психодиагностики - дать информацию об
индивидуально-психических особенностях детей,
которая была бы полезна им самим, а также
воспитателям, родителям.
Каждый практический психолог системы
образования имеет двойное подчинение. По
административной линии он подчиняется
заведующему детским садом, по профессиональной -
психологическому Центру, где работают
специалисты-психологи.
Психологи Центра не только контролируют
деятельность психолога в детском саду, но и
оказывают ему методическую, организационную
помощь. На деле, к сожалению, иногда этого не
происходит, и психолог фактически оказывается
предоставленным самому себе. У него - свободный
график работы, он сам составляет свой план
работы, соотнося его с планом работы
воспитателей.
Рабочий день психолога длится 6 часов и может,
например, чередоваться через день - работа с 8.00 до
14.00 или с 13.00 до 19.00 часов. Психолог проводит как
групповые, так и индивидуальные занятия и
консультации. Это может быть работа с
подготовительной группой детского сада, либо
группой детей младших. Как отмечают опытные
психологи, начинающему специалисту не следует
сразу браться за все возможные направления
работы, лучше начинать с проблемных детей,
ситуаций, с проблематики, которая лучше освоена
психологом, где он более компетентен, постепенно
наращивая свой методический арсенал. У психолога
в детском саду обязательно должен быть свой
кабинет, это важное условие организации
психологической службы.
Успешно работающего детского психолога
отличают такие профессиональные качества как:
стремление к познанию себя и других, широта
интересов и независимость взглядов, способность
эмоционально притягивать к себе людей,
повышенное чувство ответственности за свои
слова и действия, осознание границ своей
компетентности.
Работа психолога в детском саду требует
квалификации специалиста с высшим
психологическим образованием,
специализировавшегося в области психологии
развития, педагогической психологии,
клинической психологии.
Текст подготовлен студенткой ф-та
психологии МГУ Е. Ю. Обуховой на основе интервью с
психологом детского сада Н. А. Орловой.