Психолог-консультант
(Психология менеджмента)
Психологам, практикующим на предприятиях,
занимающимся подготовкой и консультированием
руководителей, предоставлена возможность
оказать заметное влияние на процессы
формирования новой управленческой культуры. Их
вклад может состоять не только в психологическом
просвещении современных деловых людей,
формировании у них навыков делового общения и
использования психологических методов
управления, но и во всестороннем исследовании
психологических явлений, возникающих при
реализации управленческой деятельности в
сложных организационных структурах, или в
улучшении факторов, влияющих на новаторское
поведение управленческих команд. К психологам в
этих условиях предъявляются достаточно высокие
требования. Они не только должны профессионально
разбираться в психологической проблематике, но
быть ориентированными в специфике организации
как системы и управлении ею. Они должны иметь
представление о специфических эффектах, которые
возникают в сложных организационных структурах
в рамках управленческого взаимодействия.
Субъектом деятельности может быть как отдельное
лицо, так и группа лиц. Предметом психологии
управления являются психологические
закономерности деятельности отдельных
руководителей и организации в целом по
реализации основных управленческих функций
(планирования, организации, регулирования и
контроля).
Менеджмент (управление), как социальное явление
и как сфера человеческой практики возникло
задолго до того, как оно стало предметом
специальных научных исследований. Присущие
людям потребность и способность работать вместе,
в соорганизации друг с другом требуют
координации индивидуальных действий, их
согласования, кооперации, иначе говоря,
управления совместной деятельностью. Поэтому
принято считать, что 'управление старо как мир'.
Оно зарождается вместе с цивилизацией,
развивается в ходе ее эволюции, как одно из ее
важнейших проявлений. Возникновение вначале
примитивных, а затем все более сложных
организаций древнего мира и их развитие
требовали постоянного совершенствования
практики управления. Так, зафиксированные на
глиняных табличках, датируемые III тыс. лет до н. э.,
сведения о коммерческих сделках и законах
древнего Шумера доказывают существование там
практики управления. Дошедшие до нашего времени
многочисленные исторические свидетельства
убедительно показывают достаточно высокую
степень сложности древних организаций и
управления ими.
Основные тенденции современного развития
теории управления:
1) Придание большей, чем ранее, значимости
материальной, технологической базе организаций
в плане управления ими. Огромную роль в этом
отношении сыграла 'компьютерная революция'.
2) Тенденция к дальнейшей демократизации
управления. Будущее менеджмента - за
демократическими формами управления.
3) Интернационализация менеджмента и бизнеса, и
порожденные ею новые проблемы управления. Это,
например, проблема кросс-культурного переноса
принципов и форм управления, проблема учета
национальных менталитетов в сфере управления и
др.
В данный момент можно выделить два основных
направления в деятельности: диагностика
эффективности сотрудников и различные формы
обучения, в частности, обучение искусству
переговоров и обучение руководству
сотрудниками. В ближайшем будущем планируется
расширить сферу применения современных знаний в
области психологии управления персоналом на
остальные подразделы этой сложной
практико-ориентированной науки, а именно:
- на подготовку и переподготовку специалистов по
отбору и подбору персонала;
- на подготовку и переподготовку специалистов в
области профессионального развития;
- подготовку специалистов в области
профессиональной корпоративной сплоченности
коллектива и профилактику нежелательных
профессиональных и личностных качеств.
Как уже отмечалось выше, важным этапом в
развитии этой отрасли может стать переход на
более высокий - мировой - уровень, а именно
сделать деятельность специалистов в данной
сфере не только внутринациональной, но и
интернациональной.
Средства труда специалиста данного профиля
- это, прежде всего, собственные возможности.
Речь идет здесь о высоком профессионализме;
совершенном владении мульти-медийной техникой в
on-line режиме, о владении контактными и
дистанционными методами обучения и
соответствующей техникой, обеспечивающей эти
виды обучения. В организации бизнес-тренингов
существует необходимость вкладывать
существенные средства в аренду современных
помещений, покупку необходимых технических
средств. В противном случае не будет
соответствующих солидных заказчиков.
Каковы условия труда специалиста?
При ненормированном рабочем дне, оплата работы
- двухуровневая: человек получает
гарантированный минимум, а остальное должен как
бы выработать, и работники заинтересованы в том,
чтобы получить дополнительную нагрузку либо по
подготовке, либо по проведению той или иной
процедуры в бизнес-тренингах. Рабочий день может
продолжаться 2-3 часа, когда нет группы, а может и
все 12-14 часов.
В работе можно выделить два вида деятельности:
1) диагностика и 2) подготовка и проведение
обучения.
Рассмотрим второй аспект - обучение.
Что должен знать и уметь специалист,
психолог-консультант, занимаясь этой тематикой?
Психолог-консультант, проводящий обучение в
форме бизнес-тренингов, должен быть широко
подготовленным профессиональным психологом, он
должен владеть фундаментальными знаниями в
области современной педагогической психологии и
психологии развития, владеть современными
данными в области современных обучающих
технологий, должен владеть знаниями и умениями в
области применения современных технических
средств обучения, включая мультимедийные
средства. Исходя из выше сказанного,
психолог-консультант должен владеть навыками
педагогического дизайна, т.е. проектирования
курсов, занятий с использованием современной
техники, включая мульти-медийную.
Каковы требования профессии к
индивидуально-личностным качествам работника?
Несомненно, для такого вида деятельности
необходимо быть контактным человеком, с
определенной долей артистизма, человеком, не
теряющимся в неожиданных ситуациях, умеющим
ладить с людьми. В то же время, этот человек
должен уметь деликатно, но твердо проводить
необходимые курсы.
Можно выделить некоторые особенности общности
всех работников данной сферы: это люди в возрасте
23-35 лет, специалисты-психологи, люди,
принадлежащие к одному поколению. Уровень их
жизни примерно одинаковый - современный
российский 'мидл'-класс. Не всякий человек
сможет стать таким специалистом. Человек с
дефектами речи, человек с отсутствием
артистичности, человек с нелюбовью к людям, с
нежеланием общаться с ними - такие люди не
смогут достигнуть нужного результата в этом виде
труда. И, к сожалению, существует малая
вероятность, что они станут достойными
психологами-консультантами. Благодаря данному
виду деятельности у специалиста могут
сформироваться или развиться такие
профессионально-необходимые качества как:
эмпатийность, толерантность, динамичность,
гибкость (не только индивидуальная, но и
личностная), коммуникативность.
При более глубоком рассмотрении, в этой
специальности можно отметить проявление
современных требований к работе психолога:
сочетание фундаментальных представлений,
научной базы с практикой, ясное знание
специалистом конкретных условий деятельности
фирм - заказчиков и тенденций их развития.
Чем привлекательна эта профессия? Описанные
выше специалисты являются действительно
психологами, причем психологами с большой буквы.
Они, с одной стороны, имеют: хорошее образование,
с другой стороны, - располагают отличным
чувством ориентировки в современных
практических реалиях.
Все основные мотивы, которые движут молодым
человеком в выборе профессии, в нахождении места
работы, могут быть реализованы при выборе данной
специальности. В настоящее время данная
профессия относится к рангу оплачиваемых выше
среднего, и это вполне нормально. Также можно
отметить хорошую рабочую атмосферу,
стимулирующую профессиональный рост, а мотив
профессионального роста - существенный.
Практически пока нет нездоровой конкуренции, но,
безусловно, элемент мотивации достижения
присутствует, а это в разумных пределах только
поощряется.
В чем состоят сложные стороны профессии? Психолог
- вообще трудная и, можно сказать, вредная
профессия. По большому счету, профессиональный
психолог, независимо от того, что он делает
(диагностирует ли, обучает ли), - вкладывает в
людей всего себя. Естественно, происходит
эмоционально-личностное вырабатывание,
'выгорание'. Но за счет грамотно построенной
профилактической работы, можно избежать случаев
возникновения психосоматических заболеваний,
которые часто случаются в подобной практике.
Профессиональные конфликты могут возникать при
условии принципиальных разногласий в технологии
проведения тех или иных профессиональных акций,
и, конечно же, такого плана разногласия имели
место на ранних стадиях существования отрасли.
Но по мере развития был приобретен определенный
опыт в предупреждении и погашении таких
конфликтных ситуаций.
Знания о закономерностях управления, о
психологических особенностях поведения
человека в организациях рассматриваются
сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент
общей культуры личности специалиста любого
профиля. Где бы ни работал будущий специалист и,
чем бы он ни занимался, он всегда включается в
'мир организаций', в систему управления, занимая
в ней определенное место (нередко - руководящее).
Условием его эффективной деятельности, а в
конечном итоге - и жизненного успеха является
знание организационных, управленческих
закономерностей.
Человек, находящийся перед выбором профессии,
полный оптимизма, настроенный на работу с
другими людьми, не тяготящийся резкими,
неожиданными изменениями, которые могут
происходить в его профессиональной жизни, не
боящийся переработок, готовый отвечать за свои
поступки, за свое благополучие и благополучие
других, - готов к тому, чтобы быть
профессиональным психологом-консультантом и
заниматься психологией менеджмента.
Текст подготовлен студентом
факультета психологии МГУ - О.А. Подольским на
основе интервью с руководителем Института
психологии менеджмента.