Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/3_railway.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 09:34:46 2016
Кодировка: Windows-1251
Проект 'Психология как профессия'
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психолог железнодорожного депо

В системе мер по рациональному использованию трудовых ресурсов, повышению качества и эффективности работы, снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и текучести кадров в условиях современного производства важная роль принадлежит психологическому профессиональному отбору работающих, особенно при выполнении ими сложных, эмоционально-напряженных и потенциально опасных видов работы. Профессиональный отбор является важнейшим направлением обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте. Установлено, что свыше 50% грубых нарушений безопасности движения связаны с недостаточной психологической профессиональной пригодностью персонала локомотивных бригад, получившего низкие оценки психологов при прохождении процедур диагностического обследования на профпригодность (но, несмотря на эти оценки, допущенного к работе).

Должностная инструкция психолога депо включает следующие его обязанности и задачи:

  1. Психолог изучает влияние психологических, эргономических и организационных факторов производства и транспортного процесса на трудовую деятельность работников депо в целях создания благоприятных условий труда, повышения его эффективности и безопасности движения поездов (в частности, участвует в разборе ошибочных действий членов локомотивных бригад).
  2. Участвует в работе по составлению планов социального развития коллектива.
  3. Проводит обследование индивидуальных качеств работников в процессе трудовой деятельности, анализирует психологическое состояние человека перед работой и во время работы. На основании проведенных исследований дает рекомендации, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, условий труда, повышению работоспособности и осуществляет контроль за выполнением своих рекомендаций.
  4. Психолог осуществляет совместно со специалистами врачебно-экспертной комиссии (ВЭК) психофизиологический профессиональный отбор работников локомотивного депо, лиц, поступающих в дорожно-технические училища для обучения по специальностям - 'машинист', 'помощник машиниста моторно-вагонного состава' (МВС), а в случае необходимости проводит повторное освидетельствование и дает заключение о степени психофизиологической пригодности работника (учащегося).
  5. Психолог участвует (совместно с работниками ВЭК) в проведении психофизиологического обследования старослужащих машинистов и помощников машинистов, которые ранее не проходили подобной диагностики. Психодиагностическое обследование профессионально-важных качеств и противопоказаний проводится психологом и по отношению к работникам дороги в случаях перевода их на более ответственную работу (например, работу с поездами без помощников машиниста, вождение скоростных поездов и т.п.). В этих случаях психолог указывает в своем заключении степень профессиональной пригодности машиниста к работе в усложненных условиях.
  6. Психолог дает рекомендации относительно условий оптимального использования индивидуально-личностных трудовых возможностей работающих с учетом перспективы развития их профессиональных способностей.
  7. Принимает участие в формировании локомотивных и производственных бригад с учетом психологической совместимости ее членов, дает рекомендации в этом направлении для инструкторов и нарядчиков.
  8. Разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров депо, улучшению морально-психологического климата в коллективе.
  9. Организует работу комнаты психологической разгрузки, содействует выводу работников локомотивных бригад из возможных постстрессовых состояний.

'Психолог депо' - это вид трудовой деятельности, который можно отнести к социономическому типу профессий. Представители этой профессии должны владеть организаторскими, коммуникативными умениями, владеть технологиями изучения и оптимизации управления группами, коллективами. Психологу нужно научиться профессионально говорить (понятно, выразительно, убедительно, следить за темпом речи, выбирая темп, удобный для слушателя, собеседника), ибо для него речь - важнейшее средство установления взаимопонимания и воздействия. Психолог должен предвидеть то, как его слова могут быть поняты разными людьми, какие могут у них возникнуть вопросы. Он должен следить за впечатлением, которое производит на других своей внешностью и одеждой. Важно научиться также слушать, не перебивая собеседника, и слышать, понимать стороннего человека, именно его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим пришло бы в голову в его положении. Психолог должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания, очень кстати здесь оказывается и жизненный опыт и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми ему приходится иметь дело.

Поскольку социальные ситуации изменчивы и часто неповторимы, психологу нужно отчетливо выделять наряду с более или менее 'вечными' знаниями (как общекультурными, так и связанными с узкой специализацией) - знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке 'здесь и теперь'.

Самое главное в области требований к познавательной сфере психолога, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная 'душеведческая' направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, интеллекта и характера человека, к его поведению. Психологу важно умение мысленно представить именно его (работника) внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам. Важно также руководствоваться оптимистическим