Психолог железнодорожного депо
В системе мер по рациональному использованию
трудовых ресурсов, повышению качества и
эффективности работы, снижению
производственного травматизма,
профессиональной заболеваемости и текучести
кадров в условиях современного производства
важная роль принадлежит психологическому
профессиональному отбору работающих, особенно
при выполнении ими сложных,
эмоционально-напряженных и потенциально опасных
видов работы. Профессиональный отбор является
важнейшим направлением обеспечения
безопасности движения на железнодорожном
транспорте. Установлено, что свыше 50% грубых
нарушений безопасности движения связаны с
недостаточной психологической профессиональной
пригодностью персонала локомотивных бригад,
получившего низкие оценки психологов при
прохождении процедур диагностического
обследования на профпригодность (но, несмотря на
эти оценки, допущенного к работе).
Должностная инструкция психолога депо
включает следующие его обязанности и задачи:
- Психолог изучает влияние психологических,
эргономических и организационных факторов
производства и транспортного процесса на
трудовую деятельность работников депо в целях
создания благоприятных условий труда, повышения
его эффективности и безопасности движения
поездов (в частности, участвует в разборе
ошибочных действий членов локомотивных бригад).
- Участвует в работе по составлению планов
социального развития коллектива.
- Проводит обследование индивидуальных качеств
работников в процессе трудовой деятельности,
анализирует психологическое состояние человека
перед работой и во время работы. На основании
проведенных исследований дает рекомендации,
способствующие организации оптимальных
трудовых процессов, установлению рациональных
режимов труда и отдыха, условий труда, повышению
работоспособности и осуществляет контроль за
выполнением своих рекомендаций.
- Психолог осуществляет совместно со
специалистами врачебно-экспертной комиссии (ВЭК)
психофизиологический профессиональный отбор
работников локомотивного депо, лиц, поступающих
в дорожно-технические училища для обучения по
специальностям - 'машинист', 'помощник
машиниста моторно-вагонного состава' (МВС), а в
случае необходимости проводит повторное
освидетельствование и дает заключение о степени
психофизиологической пригодности работника
(учащегося).
- Психолог участвует (совместно с работниками
ВЭК) в проведении психофизиологического
обследования старослужащих машинистов и
помощников машинистов, которые ранее не
проходили подобной диагностики.
Психодиагностическое обследование
профессионально-важных качеств и
противопоказаний проводится психологом и по
отношению к работникам дороги в случаях перевода
их на более ответственную работу (например,
работу с поездами без помощников машиниста,
вождение скоростных поездов и т.п.). В этих
случаях психолог указывает в своем заключении
степень профессиональной пригодности машиниста
к работе в усложненных условиях.
- Психолог дает рекомендации относительно
условий оптимального использования
индивидуально-личностных трудовых возможностей
работающих с учетом перспективы развития их
профессиональных способностей.
- Принимает участие в формировании локомотивных
и производственных бригад с учетом
психологической совместимости ее членов, дает
рекомендации в этом направлении для
инструкторов и нарядчиков.
- Разрабатывает предложения по обеспечению
стабильности кадров депо, улучшению
морально-психологического климата в коллективе.
- Организует работу комнаты психологической
разгрузки, содействует выводу работников
локомотивных бригад из возможных постстрессовых
состояний.
'Психолог депо' - это вид трудовой
деятельности, который можно отнести к
социономическому типу профессий. Представители
этой профессии должны владеть организаторскими,
коммуникативными умениями, владеть технологиями
изучения и оптимизации управления группами,
коллективами. Психологу нужно научиться
профессионально говорить (понятно, выразительно,
убедительно, следить за темпом речи, выбирая
темп, удобный для слушателя, собеседника), ибо для
него речь - важнейшее средство установления
взаимопонимания и воздействия. Психолог должен
предвидеть то, как его слова могут быть поняты
разными людьми, какие могут у них возникнуть
вопросы. Он должен следить за впечатлением,
которое производит на других своей внешностью и
одеждой. Важно научиться также слушать, не
перебивая собеседника, и слышать, понимать
стороннего человека, именно его внутренний мир, а
не приписывать ему то, что нам самим пришло бы в
голову в его положении. Психолог должен иметь
немалый кругозор в области гуманитарного знания,
очень кстати здесь оказывается и жизненный опыт
и основанное на нем понимание внутреннего
состояния тех людей, с которыми ему приходится
иметь дело.
Поскольку социальные ситуации изменчивы и
часто неповторимы, психологу нужно отчетливо
выделять наряду с более или менее 'вечными'
знаниями (как общекультурными, так и связанными с
узкой специализацией) - знания оперативные,
относящиеся к конкретной обстановке 'здесь и
теперь'.
Самое главное в области требований к
познавательной сфере психолога, конечно, не
острота зрения или слуха, а своеобразная
'душеведческая' направленность ума,
наблюдательность к проявлениям чувств,
интеллекта и характера человека, к его поведению.
Психологу важно умение мысленно представить
именно его (работника) внутренний мир, а не
приписывать ему свой собственный или иной,
знакомый по опыту или по газетам. Важно также
руководствоваться оптимистическим