Смирнов С.Д.
На успешность обучения студентов в высших
учебных заведениях влияют многие факторы:
материальное положение; состояние здоровья;
возраст; семейное положение; уровень довузовской
подготовки; владение навыками самоорганизации,
планирования и контроля своей деятельности
(прежде всего учебной); мотивы выбора вуза;
адекватность исходных представлений о специфике
вузовского обучения; форма обучения (очная,
вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие
платы за обучение и ее величина; организация
учебного процесса в вузе; материальная база вуза;
уровень квалификации преподавателей и
обслуживающего персонала; престижность вуза и,
наконец, индивидуальные психологические
особенности студентов. Анализу этих
особенностей, приемам оценки и учета их с целью
повышения эффективности учебно-воспитательного
процесса и посвящена настоящая статья.
Почему одни студенты много и охотно работают
над овладением знаниями и профессиональным
мастерством, а возникающие трудности только
добавляют им энергии и желания добиться
поставленной цели, в то время как другие все
делают словно из-под палки, а появление
сколько-нибудь значительных препятствий резко
снижает их активность вплоть до разрушения
учебной деятельности? Такие различия можно
наблюдать при одних и тех же внешних условиях
учебной деятельности (социально-экономическое
положение, организация и методическое
обеспечение учебного процесса, квалификация
преподавателя и т. п.). При объяснении этого
феномена психологи и педагоги чаще всего
апеллируют к таким
индивидуально-психологическим особенностям
обучающихся как уровень интеллекта
(способность усваивать знания, умения, навыки и
успешно применять их для решения задач); креативность
(способность самому вырабатывать новые знания); учебная
мотивация, обеспечивающая сильные
положительные переживания при достижении
учебных целей; высокая самооценка,
приводящая к формированию высокого уровня
притязаний, и др.. Но ни каждое из этих качеств в
отдельности, ни даже их сочетания не достаточны
для того, чтобы гарантировать формирование
установки студента на повседневный, упорный и
тяжелый труд по овладению знаниями и
профессиональным мастерством в условиях
достаточно частых или длительных неудач, которые
неизбежны в любой сложной деятельности. Каждый
преподаватель может привести примеры из своей
педагогической практики, когда очень способный и
творческий студент с высокой (а иногда и
неадекватно высокой) самооценкой и исходно
сильной учебной мотивацией, 'ломался',
сталкиваясь с серьезными трудностями в том или
ином виде учебной деятельности и переставал
двигаться вперед, в то время как гораздо менее
одаренный его товарищ успешно преодолевал эти
трудности и со временем добивался гораздо
большего.
Чтобы подойти к ответу на этот вопрос
необходимо хотя бы кратко рассмотреть основные
виды психологических и психофизиологических
особенностей людей, а также имеющиеся данные об
их влиянии на учебную деятельность студентов.
Конституция (телосложение). По Э. Кречмеру
выделяются следующие типы: лептосоматик
(астеник) - рост средний или выше среднего,
слаборазвитая мускулатура, узкая грудная клетка,
удлиненные конечности, вытянутые шея и голова; пикник
- рост средний или ниже среднего, крупные
внутренние органы, укороченные конечности, не
очень развития мускулатура, короткая шея,
избыточный вес; атлетик - рост средний или
выше среднего, развитая мускулатура, большой
объем грудной клетки, широкие плечи, узкие бедра,
пропорциональная голова; диспластик -
резкие диспропорции в строении тела (например,
слишком длинные конечности, широкие бедра и
узкие плечи у мужчин и т.п.). Данные о влиянии
конституции на учебную деятельность
немногочисленны, но некоторые авторы указывают
на то, что более реактивные пикники быстрее
расходуют силы и потому их лучше спрашивать в
числе первых и давать вначале более трудные
задачи, а более простые позже. Им чаще требуется
повторение пройденного материала из-за худшей
долговременной памяти. Астеникам можно давать
задачи возрастающей сложности, на экзаменах
спрашивать в числе последних. Им реже требуется
повторение материала [19, c 371].
Нейродинамика - особенности протекания
процессов возбуждения и торможения в
центральной нервной системе по И.П. Павлову.
Выделяются следующие свойства: сила-слабость
процессов возбуждения (способность адекватно
реагировать на сильные раздражители без
перехода в запредельное торможение; люди со
слабой нервной системой не способны к этому, зато
обладают более высокой чувствительностью); сила-слабость
процессов торможения (способность затормозить
реакцию на очень сильный стимул); уравновешенность
процессов возбуждения и торможения по
показателям силы; подвижность-инертность
- скорость перехода от процессов торможения к
процессам возбуждения и наоборот. По И.П. Павлову
особенности нейродинамики человека выступают в
качестве физиологической основы темперамента.
Под последним имеется в виду совокупность
формально-динамических (силовых и скоростных)
характеристик поведения человека, не зависящих
от содержания деятельности и проявляющихся в
трех сферах - моторике, эмоциональности и общей
активности. Человек со слабой нервной системой -
меланхолик; с сильной и неуравновешенной - холерик
(процессы возбуждения доминируют над процессами