В. С. Бойко 
Барнаульский государственный педагогический
университет
Программа Фулбрайт и развитие
академического сообщества в Азиатской России 
(на примере Алтайского края РФ)
   Азиатская Россия - гигантский регион 
к востоку от Урала, на территории которого к
концу XX в. сформировалась весьма развитая и
многопрофильная инфраструктура
научно-образовательных учреждений: вузов,
отделений и базовых учреждений академической и
отраслевой науки. Однако в силу многих
экономических, географических и прочих факторов
ее развитие происходит чрезвычайно
неравномерно: продуктивный потенциал
децентрализации и автономности отдельных
научных дисциплин, школ и коллективов подчас
перекрывается их оторванностью и замкнутостью
даже в пределах локальных академических систем,
не говоря уже о вертикально-горизонтальных
связях национального и международного масштаба.
   Особенно неблагоприятные условия
сложились в традиционно дотационном Алтайском
крае, который ныне образует  часть
центрально-азиатского фронтира России  - зоны
государственной границы с особым
морально-психологическим климатом,
административным режимом и т.п. Помимо
экономической периферийности и близких к
экстремальным природно-климатических условий,
АК РФ отличается слабостью развития научной
базы, основная часть которой сосредоточена в
соседней Новосибирской  и других областях
Сибири. Здесь нет ни одного офиса/филиала
учебно-научных международных и вообще
зарубежных (культурно-информационных и др.)
структур, за исключением ИОО, что  затрудняет
осуществление международного сотрудничества,
включая его организационно-технические аспекты
(доступ к банкам данных, связь и др.).
   Перечисленные обстоятельства не мешают
заинтересованным организациям осваивать
местные интеллектуальные ресурсы и вовлекать их
в процесс международных связей. Однако
объективные трудности и недостатки базовой
подготовки/опыта даже наиболее активной части
местного академического сообщества служат
препятствием для его участия в программе
Фулбрайт - одной из самых престижных и конкурсных
инициатив   научно-образовательного
характера. Не менее актуальны  для алтайских
  участников этой программы и возможности
последующего  сотрудничества   в рамках
ассоциации выпускников, а также
взаимодействующих с ней объединений. В этом
смысле Товарищество выпускников ПФ крайне
необходимо, а в силу их малочисленности в
провинции оно должно функционировать в  
рамках других американских программ в России.
При этом ПФ в России должна поддерживать, по
аналогии с АЙРЕКС и др., и свою идентичность
корпоративными мини-программами (мини-гранты и
др.). Для ее   взаимодействия с
Фулбрайтовскими ассоциациями в мире необходимо
решить организационно-финансовые проблемы
(уплата единовременного  взноса).
   Конкретный опыт участия в ПФ позволяет
высказать следующие соображения. 
  - Содержательная программа пребывания в США
    возможна лишь при ее тщательной  
    предварительной подготовке примерно за год
    вперед (своевременные заявки   на участие в
    конференциях, изучение рынка аренды  жилья
    он-лайн, повышение уровня самоорганизации и др.,
    наличие портфеля проектов/предложений
    сотрудничества по месту стажировки и в пределах
    всего   научно-образовательного пространства
    США).
 
  - Необходимо как можно быстрое  включение в
    местную, общенациональную и   международную
    научную среду (вступление в профессиональные 
    ассоциации,   установление контактов и 
    уточнение программы пребывания в США,  
    использование активных форм стажировки,
    создающих основу для новых   проектов).
 
  - Американское академическое сообщество вполне
    самодостаточно, особенно   по ряду специальных
    дисциплин с высокоразвитой
    научно-образовательной   базой, превосходящей
    по некоторым параметрам российскую (в
    востоковедении - по языковой подготовке, опыту
    полевых исследований, наличию  
    многочисленных профильных и дифференцированных
    программ финансовой   поддержки,
    переподготовки и др.), работа по совместным
    проектам с ним   затруднена из-за различий в 
    планировании и финансировании, формальных  
    ограничений по гражданству, возрасту и др.
    Принципиальный (и   труднопоправимый, при
    отсутствии специальных курсов, аналогичных
    курсам   немецкого языка фонда А.Гумбольдта в
    Германии) недостаток  российских  
    партнеров - слабые навыки письменного, а подчас и
    разговорного научного   английского языка. Это
    сдерживает их дальнейшее и устойчивое вхождение
      в американскую и мировую научную среду.
 
  - Американская академическая среда  позитивно
    корпоративна и   высокоорганизованна, она
    располагает уникальными (оборудование,  
    библиотечные фонды, режим работы и др.), почти
    безграничными   возможностями
    научно-образовательного творчества, освоение
    которых   создает в последующем определенные
    трудности реадаптации к условиям  
    командирующей организации и в то же время
    потенциал новой технологии   работы (в т.ч. ее
    менеджмента), новых контактов, "запас
    прочности",   подчас достаточный для целого
    этапа профессиональной деятельности на  
    родине. Однако данный потенциал не всегда можно
    реализовать из-за   консерватизма местной
    среды, особенно ее управленческих структур и  
    коллег, не имеющих соответствующего опыта
    международного сотрудничества   и сознательно
    игнорирующих его наличие у других. "Дoма"
    гораздо острее   стоит и проблема поколений, -
    их смена во многих отраслях и сферах до   сих
    пор носит случайный характер, в гуманитарных
    науках, в том числе их   управленческих
    эшелонах все еще доминирует старшее советское
    (по   возрасту и/или подходу) поколение с его
    невысокой офисной грамотностью,   глубоко
    засевшим опытом политического активизма в
    рамках компартии и   комсомола. Черты трагизма
    приобретает судьба среднего поколения,  
    нуждающегося и еще способного к переучиванию, но
    все больше   "выпадающего" за пределы
    возрастных   докторских и пост-докторских  
    программ. Некоторые из них (в том числе ПФ)   по
    отношению к российским   участникам по ряду
    параметров (сроки пребывания, тематика и др.)
    носят   дискриминационный характер.
 
  - Определенные психологические и другие проблемы
    создает весьма низкий   уровень/формальный
    характер социализации американского
    академического   сообщества, некоторые
    различия менталитета и стереотипов статусного
      поведения, структуры питания,  
    императивность некоторых бюрократических  
    процедур административно-правового характера.
 
  - "Домашняя" научная подготовка (но лишь
    действительно солидная, в данном   случае -
    полученная в центральной системе РАН) создает
    мощный   концептуальный базис, а также умение
    работать в сложных, даже   экстремальных
    условиях, что позволяет в основном преодолевать
    ее   серьезные пробелы и недостатки текущей
    профессиональной деятельности.
 
  - Нынешний уровень культурного взаимодействия
    России и США весьма высок,   но недостаточен,
    однако существующие перед каждой из сторон
    внутренние   и международные проблемы будут и
    дальше препятствовать установлению   более
    доверительного климата двусторонних отношений.
    Тем не менее, бурно   развивающиеся в последнее
    десятилетие контакты, в том числе по линии  
    научно-образовательных программ, могут
    способствовать гармонизации  
    межгосударственных российско-американских
    связей и профессиональных   контактов.
    Алтайские вузы и научные учреждения могли бы
    предоставить   соответствующие условия для
    приема определенных групп американских  
    исследователей - сибиреведов (историков,
    этнологов), политологов - геополитиков,
    социологов, представителей естественных наук, а
    также   наладить совместную работу по
    междисциплинарным проектам (типа очерков   по
    истории и современности Сибири коллективом
    германских, американских и   российских
    исследователей). Расширяется и участие
    представителей   Азиатской России (студентов,
    преподавателей, исследователей) в  
    разноуровневых американских
    культурно-образовательных программах,  
    включая самую элитарную - программу Фулбрайт.
    Этому способствует уже   накопленный и
    требующий закрепления опыт международного
    сотрудничества   данного региона РФ, а также
    сегодняшние и завтрашние потребности высшего
      образования. Последние инициативы программы
    Фулбрайт, Ассоциации   "Профессионалы за
    сотрудничество" - очередной шаг в этом
    направлении,   а одной из акций должно стать
    создание  ее отделения на Алтае -  
    центрально-азиатском рубеже России.   Главная
    предпосылка,  ресурс и   свидетельство более
    полноценной интеграции местного академического
      сообщества в мировое - использование новых
    информационных технологий,   уже внедренных и
    внедряемых, в том числе благодаря таким 
    программам,   как IATP, Фулбрайт и др. (см.,
    например, веб-сайт автора данного   доклада
    "Центральная Азия: взгляд из Сибири"). 
 
    Накопленный собственный опыт
участия в международных программах США, а также
Германии и Великобритании позволяет предложить
в качестве некоторых новых ориентиров программы
Фулбрайта в России: 
  - развитие дополнительных корпоративных и
    межведомственных (поощрительных   и др.)
    программ поддержки выпускников;
 
  - оптимизацию сроков стажировки в США (по
    наиболее масштабным проектам,   по
    существующим аналогам, - до 1 года);
 
  - создание дополнительных условий для
    совершенствования английского языка
 
  - расширение возможностей
    профессионально-образовательной переподготовки
      выпускников, в том числе ведущих к получению
    степени (в данный момент   существует  лишь
    возможность получения частичной стипендии на
    обучение   в Монтерейском институте
    международных отношений), с учетом обстоятельств
      "прерванной" карьеры и др.