Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/Fulbright_Conf/14.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:09:22 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:58:01 2012
Кодировка: koi8-r
Лингвоэтнокультурологический подход в процессе познания и воспитания носителей американской и русской культур

Н. Л. Грейдина
Пятигорский институт экономики и управления

Лингвоэтнокультурологический подход в процессе познания и воспитания носителей американской и русской культур

    Современный этап образования выдвигает задачу совершенствования воспитательно-образовательной системы посредством формирования и развития языковой культуры, созидания развивающейся активной личности.
    Фундаментом реализации данной глобальной программы является методологическая позиция, заключающаяся в использовании лингвоэтнокультурологического подхода к процессам воспитания и образования.
    Следует констатировать, что в начале XXI века продолжает сохраняться несоответствие метатеории и лингвокультурологической практики с реалиями этнических процессов. Один из перспективных путей преодоления этой ситуации развитие лингвоэтнической культурологии, междисциплинарной области, возникающей на грани лингвокультурологии и этнологии и имеющей своим предметом лингвоэтнические особенности культур.
    Лингвоэтническая культурология предпологает изучение этнокоммуникативных феноменов культуры, сопоставительный анализ категорий типологического и специфического в коммуникативной деятельности представителей различных этнокультур, что позволяет приблизиться к постижению глобальных, общечеловеческих закономерностей цивилизации.
    Именно лингвоэтнокультурологический анализ будет способствовать выявлению подлинных детерминант культурно-социальных процессов, в частности, в американском и российском обществах.
    В силу своего духовно-энергетического воздействия культура оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения, базиса национальной специфики этнокоммуникации, представляя новые идеи широким кругам общественного сознания. Познание американской культуры через англоязычную коммуникацию направлено на воспитание и развитие человека культуры, его культурной идентификации; подъем на новую эволюционно-коммуникативную ступень. Идентичные процессы имеют место при реверсивном образе познания русской культуры американскими коммуникантами.
    Особенно стимулирует вышеобозначенный процесс концепция нового мышления, суть которой - переход от конфронтации к диалогу во всех областях. Этнокоммуникативное взаимодействие американской и русской культур - убедительный пример этого. Следовательно, культурное пространство с диалогической формой интеракции его компонентов - путь в мировую коммуникацию и универсум.
    Таким образом, появляется реальная возможность комплексного характера реализации обучения и воспитания посредством достижения связи языковой и неязыковой коммуникативной компетенции. Более того, подобный параллелизм предполагает формирование культуры межнациональной коммуникации.