Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/Fulbright_Conf/26.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:09:23 2004
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:01:56 2012
Кодировка: koi8-r
Конфликт интересов в индустриальном обществе и роль университетов в его разрешении

В.И. Пьянков
Уральский университет

Проблемы глобальные - задачи локальные.
Конфликт интересов в индустриальном обществе и роль университетов в его разрешении

    На мой взгляд, один из наиболее сильных и незапланированных результатов моей зарубежной командировки и жизни в Америке стало "расширение" мировоззрения и понимание ответственности ученого за социальные последствия прогресса. В Советском Союзе и России об этом много говорят, но отсутствие реальных институтов и фондов не позволяет проводить разумные решения в жизнь. Некомпетентность руководителей, отсутствие информации и научной экспертизы в принятии экологических решений приводят и будут приводить к локальным экологическим катастрофам, перерастающих порой в глобальные.
    Я вырос и работаю на Урале, который сейчас, пожалуй, более известен в мире как район концентрации экологических проблем: последствия двух ядерных взрывов, 1957 и 1967 года, мощнее Чернобыльских; катастрофическая концентрация промышленного производства и горнорудной промышленности (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Нижний Тагил, и др.), эпидемиологические катастрофы и др. По иронии судьбы моя стажировка в США проходила недалеко от известных ядерных объектов (Savanna River, GA). Но была большая разница в отношении людей к этим объектам на Урале и в Джорджии. Прежде всего, это было связано с работой профессиональных (Университет) и общественных организаций, которые стремятся дать правдивую информацию и на этой основе принять разумные решения.
    На мой взгляд, университеты России могут и должны участвовать в принятии решений по экологическим вопросам:

  1. Как профессионалы, преподаватели университетов должны собирать правдивую информацию об экологическух проблемах, всестороннне ее оценивать и доводить до студентов, общественных организаций и административных органов.
  2. Взаимодействовть с профессиональными и общественными организациями, имеющимми опыт работы в этом направлении для выработки стратегии и принятия решений.
  3. Доводить мнение по актуальным экологическим проблемам в виде публикаций, программ, заявок на гранты на местном, федеральном и международном уровнях.

    После зарубежной стажировки совместно с американскими коллегами нами были предприняты действия в этом направлении, которые выразились в экологизации учебных программ в нашем университете (работа американских коллег в Екатериньбурге по грантам IREX - Curriculum Development Exchange Program, 1998 and International Academic Program Development Fund, University of Georgia), создании летней школы по экологии и биологии на базе Уральского университета для американских студентов (www.uga.edu/biochem/special/biol3900 ), которая позволит вести свободный обмен мнениями по экологическим вопросам. Между Уральским университетом и Университетом Джорджии заключено соглашение на 5 лет, целью которого является улучшение учебных программ и проведение всесторонних совместных исследований.