Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/19.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:30 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:03:18 2012
Кодировка: koi8-r
РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ АГРАРНОГО РЫНКА

Ш. Гайсина
г. Павлодар

РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В РАЗВИТИИ АГРАРНОГО РЫНКА

    Аграрный рынок, являющийся составной частью единого рынка страны, имеет сложную внутреннюю структуру, включает специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья, продовольствия, материально-технических ресурсов, работ и услуг. Рынок как сфера взаимодействия продавцов и покупателей, связанных системой обменных, товарно-денежных отношений, включает в себя как непосредственных производителей и потребителей товаров, так и представителей рыночной инфраструктуры - посредников.
    В системе рыночных отношений в аграрном секторе можно выделить две равные по значению составные части. Одной из них является гарантия свободного поведения на рынке сельскохозяйственных и других товаропроизводителей и покупателей на всех уровнях, что должно было бы определить оптимальное соотношение спроса и предложения. Другая составная часть - это экономические механизмы регулирования рыночных отношений, имеющих целью ориентировать субъекты рынка на эффективную деятельность.
    Обеспечение эффективных взаимоотношений между непосредственными производителями продукции аграрного сектора и ее потребителями является сутью деятельности формирования рыночной инфраструктуры. Необходимо отметить, что ошибочно считать субъектами рыночной инфраструктуры лишь коммерческие компании, содействующие купле-продаже, но не приобретающие товар в собственность. К рыночной инфраструктуре относят аукционы, ярмарки, коммерческие банки, страховые, инвестиционные и финансовые компании независимо от форм собственности., то есть государственные банковские учреждения, государственные торговые предприятия, оптовую и розничную торговлю.
    Выбор организационно-правой формы оптового рынка сельскохозяйственного сырья зависит от его формы собственности и состава учредителей. Это может быть и акционерное общество открытого типа с ведущей ролью государственных органов, и рынки, организованные по типу кооператива, где учредителями являются сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие преимущественное право на сбыт своей продукции; а также возможно использование мощностей перерабатывающих предприятий.
    Остановимся на особенностях формирования оптовых рынков скота на базе перерабатывающих предприятий. Так как они должны обеспечить условия для реализации всех видов скотоводческой продукции, необходима специализированная инфраструктура рынка. Под рынок скота и стоянки автомобилей необходима территория в размере 5-6 га, с расположением на ней скотобоен, хранилищ для кормов, помещений для проведения торгов и оформления сделок, ветеринарной службы, отделения банка. Загоны для животных следует разделять на несколько блоков по видам скота. В структуру оптовых рынков должны быть включены холодильные мощности для временного хранения мяса. Всем этим требованиям отвечают мощности и условия крупных перерабатывающих предприятий, расположенных в городах.
    Процедура торгов может осуществляться с использованием терминальной (устанавливается на основании частных соглашений, либо по оговоренной процедуре, предусмотренной договором между продавцом и администрацией рынка) и аукционной (цена устанавливается в ходе публичных торгов) форм торговли. Для торговли определенным видом скота целесообразно устанавливать специальный день. Регулярно (раз в неделю) необходимо издавать специальный бюллетень, освещающий итоги торгов, прогнозы цен на скот на ближайшую перспективу.
    Размещение и количество оптовых рынков животноводческой продукции должно быть увязано: во-первых, с близостью к потребителю; во-вторых, со степенью концентрации животноводческих продукции; в-третьих, с численностью населения региона.
    Развитие сети оптовых рынков, несомненно, означает появление посредников в цепи "производитель - покупатель", в связи с этим оправданы сомнения о целесообразности узаконивания посреднических структур. Но, несомненно, также и то, что при прямых связях производитель должен возложить на себя все бремя изучения спроса, организации сбора информации и рекламы, что под силу лишь очень крупным производственным структурам. Кроме того, в настоящее время различного рода посредники и перекупщики контролируют значительную долю продовольственного рынка, в том числе и рынка сырья. Регулировать и контролировать их деятельность практически невозможно, что создает благоприятную почву для различного рода правонарушений.
    На наш взгляд, специализированные посредники, которые возьмут на себя частично функций предприятий по реализации продукции, будут способствовать общей экономии и снижению цен.
    Достигается это именно за счет установления посредниками равновесных цен, устранению случайностей при обмене. Равновесные цены предполагают эквивалентный обмен, они отражают реальное соотношение между производством и потреблением и передают реальную информацию, что обеспечивает развитие производства в соответствии с потребностями, экономию ресурсов и снижение потерь.
    Оптовые рынки животноводческого сырья нацелены на ускорение процесса заключения сделок купли-продажи, то есть для производителя создаются возможности быстрой продажи товара, а для покупателя - быстрой покупки этого товара. Таким образом, создается высокая ликвидность рынка, создаваемая посредниками, что способствует быстрому восстановлению равновесия цен.