Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/39.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:29 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:11:56 2012
Кодировка: koi8-r
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Чуркина
г. Омск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ АВСТРИИ, ГЕРМАНИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, НИДЕРЛАНДАХ, США

    Проблема гражданского образования в последние годы стала действительно актуальна. На фоне сложных политических событий в России многим людям стало очевидно, что для сохранения и спасения демократии необходимы критически настроенные члены общества, понимающие перспективы демократического устройства для России, нонконформистского подхода к жизни. Надежда на воспитание таких граждан движет преподавателями, реализующими задачи гражданского образования. Но в нашей стране еще так короток исторический опыт демократического устройства, а опыт гражданского образования еще меньше, поэтому нам кажется полезным обратиться к опыту стран "старой" демократии с целью его изучения, анализа, выделения проблем и перспектив. Все это может помочь нашим теоретикам и практикам в осмыслении задач развития гражданского образования.
    Прежде всего остановимся на термине "гражданское образование". Этот термин традиционно используется в большинстве стран, но в Австрии используют термин "политическое образование", Т. Калтсоунис предлагает использовать термин "демократическое гражданское образование", аргументируя это тем, что речь идет не о всевозможных ценностях, умениях и знаниях гражданина, а о тех, которые принципиально важны для воспроизводства и развития демократических механизмов [1. С92]. Мы склонны согласиться с данной трактовкой, но для краткости и сохранения традиционных терминов в статье далее будем употреблять "гражданское образование", имея в виду демократическое гражданское образование.
    Следующая проблема - цели и задачи гражданского образования. В национальных системах существуют некоторые отличия:

    Политическое образование в Австрии распространяется на три области: историческое знание о различных формах политической, культурной и экономической жизни; способность понимания политических, культурных и экономических взаимосвязей и навык их критического осмысления; воспитание готовности к ответственным поступкам, политической активности.
    В организации гражданского образования большинство из национальных систем выбирают один из вариантов - создание специального учебного курса или включение проблем гражданского образования в традиционные предметы. Некоторые страны используют и то и другое. Так в Австрии политическое образование представлено как особый учебный предмет только в определенно ориентированных типах школ, а не в общеобразовательных школах. Политические партии в Австрии опасаются, что одна из групп сможет "захватить" этот предмет и будет проводить свою идеологию. В Голландии гражданское образование входит в два предмета. Первый можно перевести как "граждановедение", а второй - история. В Англии многие учебные заведения предлагают учащимся хорошо организованные интересные курсы, но это те школы, которые сделали гражданское образование центральной темой всех учебных предметов. Во Франции в 1989 году принята программа по гражданскому образованию, а также большое количество проблем поднимается на уроках истории [5. С.44]. В предметах типа "граждановедение" решаются задачи воспитания в духе демократии и прав человека, излагаются основы общественного и правового устройства, политической истории соответствующих стран, конституции. Эти курсы традиционно подвергаются наибольшей критике за декларативный характер. В материалах израильского министерства образования в разделе, посвященном гражданскому образованию, после множества достойных слов о демократии говорится, что "гражданское образование строится на ценностях государства Израиль как еврейского и демократического государства" [1. С.97]. В США преподается курс "Правительство и конституция", в ФРГ - "Ценности и нормы" и т. д.
    Гражданское образование не может ограничиваться только прямым преподаванием в рамках специального учебного предмета, хотя без этого не обойтись. Проблемы так важны, что неизбежен выход на них в рамках многих дисциплин, особенно гуманитарных: истории, обществознания, литературы. Примером успешно осуществляемых программ могут быть экологические межпредметные программы, программы воспитания в духе мирного сосуществования. Но иногда активное прямое внедрение гражданских знаний может стать карикатурным. Американские учителя математики критиковали создателей учебников за то, что они пытаются включить экологические проблемы в задачи, тогда школьники начинают думать не о решении, а переживать по поводу срубленных деревьев.
    В английских школах межпредметный подход является доминирующим. Педагоги объясняют это тем, что школьному предмету "граждановедение" не соответствует никакая научная дисциплина, а такой подход препятствует изоляции и политической нейтральности других предметов.
    Гражданское образование это не только знание, но в большей степени умения и навыки, которые являются основой любого социального действия и необходимы для гражданской жизни в демократическом обществе. Это так называемый инструментальный подход (в школьные программы включаются специальные занятия по развитию мышления, методологии научного исследования, коммуникации). Группа исследователей из Висконсинского университета разработала специальный вариант программы по гражданскому образованию с акцентом на формировании навыков. В качестве стержневого умения они выбрали способность влиять на общественные дела. Британское министерство образования аналогично формулирует задачи гражданского образования. Обобщение различных навыков и умений, встречающихся в национальных документах, которые необходимо совершенствовать, делает Фрумин И.Д.:

    Развитие гражданского образования в западных странах в настоящее время претерпевает значительные изменения. Кроме перехода от прямого преподавания к межпредметному, инструментальному подходу, происходят еще некоторые изменения. Педагоги истории и обществознания Голландии, США, Германии заявляют, что они ориентированы не столько на передачу знаний, сколько на передачу способов дискуссии и информации. Это подтверждает и разработка некоторыми европейскими странами и США "мыслительной учебной программы", но реализация такой программы требует не только добавления нового объема знаний, но и соединения описательного и рефлексивного знания. Во многих странах появились специальные программы по обучению школьников разрешению конфликтов и ведению переговоров. Важное направление - развитие навыков социальной коммуникации, учителям рекомендуется отслеживать эти навыки на разных предметах. Особое место занимают навыки организации социального действия и взаимодействия. При организации гражданского образования остается востребованным и эффективным проблемно-поисковый подход, преимущества которого очевидны: он обеспечивает условия активизации учения, вводит школьников в реальный жизненный контекст, отражает принципы открытого общества.
    Пока мы говорили о двух составляющих педагогического процесса - обучении и развитии. Но вопросы воспитания при организации гражданского образования также важны. Для реализации задач трансляции ценностей и даже формирования особых личностных качеств зарубежными педагогами используются многие внеурочные практики. Это прежде всего участие в работе школьных институтов демократии и участие в решении конкретных социальных проблем региона. В сравнительном исследовании К. Хан подчеркивается, что там, где школы вводят участие школьников в самоуправлении как обязательную и регулярную практику (как в Дании и США), ученики демонстрируют высокий уровень социальной заинтересованности. В Великобритании и Германии школьное самоуправление слабее и слабее политические устремления школьников [1. С.120]. Но участие школьников в общественной жизни не ограничивается рамками формального образования. Это молодежные движения, клубы, работа волонтерских организаций и социальных команд.
    Большинство исследователей подчеркивают, что без демократической школы нельзя учить демократии. В рекомендациях Совета Европы отмечается, что "демократии лучше всего учиться в демократической атмосфере" [5. С.76].
    Даже небольшой обзор опыта западных коллег говорит о сложности обсуждаемой проблемы. Как не остановиться на привычном объяснительно-иллюстративном преподавании и не воспитывать только законопослушных граждан. Как сделать гражданское образование центральной темой школьной жизни и сохранить нужный научный потенциал. Проблем много даже в государствах, где демократия это стиль жизни общества. В России эти проблемы стоят еще острее. К чему готовить школьников: к идеальной демократии или реально существующей. Воспитывать патриотов или граждан мира. Говорить о недостатках или о позитивном опыте. На сегодняшнем этапе мне кажется, необходимо признать хотя бы настоятельную потребность серьезно заняться гражданским образованием на уровне школы, класса и конкретного учителя. А педагогическая наука должна предоставить учебным заведениям возможные варианты развития, потому что в последнее время в России гражданским образованием занимаются только западные фонды.

Бибилиографический список

  1. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.
  2. Гражданское образование, материалы международного семинара. СПб, 1997.
  3. Днепров Э.Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., 1999.
  4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
  5. Суколенова Г.Т. Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской федерации. Дисс: канд. пед. наук:. М., 1997.