Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/81.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:28 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:36:10 2012
Кодировка: koi8-r
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

О. Лучко, Г. Сокур, Д. Ходжер
г. Омск

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Развитие новых информационных технологий, огромные возможности получения информации и работы с ней значительно меняют подходы к образованию. Компьютерные коммуникации становятся эффективным средством получения знаний.
    Наиболее важным, на наш взгляд, при работе в сети является не только умение найти информацию, но и, грамотно проанализировав, использовать ее в разнообразных целях познания. В настоящее время умение работать с информацией, выбирать адекватные формы ее применения, проверять ее достоверность представляют собой большую ценность и как никогда необходимы в современной школе.
    Поле деятельности учителя всё чаще выходит за рамки предмета. Сама жизнь требует, например, от историка более глубокого отношения к географии и экологии, дабы разобраться в понятии "менталитет", а от литератора владения законами психологии и социологии, чтобы услышать голоса писателей ушедших эпох. В конце прошлого века настойчиво звучал тезис о том, что мы входим в новое время - время информационных коммуникаций. Исторический опыт неоднократно демонстрировал, что прорыв научно-технической мысли без нравственного самоосознания несет человечеству только беды. Поэтому сегодня особенно уместен вопрос: где и зачем могут применяться информационные и коммуникационные технологии?
    Одним из примеров использования компьютерной коммуникации в учебном процессе является проект "Русско-европейские культурные связи", который реализуется в НОУ "Авторская экспериментальная школа". Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую и исследовательскую деятельность учителей и учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной коммуникации, имеющую общие проблему, цель, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. В том, что современные средства коммуникации, Интернет-технологии не имеют границ, мы убедились сами, так как проект, заявленный ранее как "Русско-европейские культурные связи", вышел за рамки Европы и перерос в проект "Международные культурные связи".
    Цель данного проекта состоит в том, чтобы, используя современные информационные технологии, установить телекоммуникационные межнациональные культурные связи с целью обмена информацией о различных социокультурных явлениях XX века.
    В задачи проекта входит следующее:

    Проект "Русско-европейские культурные связи" состоит из нескольких подпроектов, один из них - "Воспоминания о коммунизме". Суть этого проекта заключается в том, что каждый из участников (9-11 классы школ России, Румынии, Италии, Прибалтики, Белоруссии, Казахстана) берет интервью у тех людей, которые жили в условиях коммунистической идеологии, после чего идет обмен и анализ полученной информации.
    Что особенно примечательно в данном проекте, это столкновение взаимоисключающих друг друга точек зрения: "Жизнь в период социализма - самое счастливое время", - в письмах из Казахстана, и резкая критика социалистического строя - в письмах учащихся Прибалтики, Белоруссии, Румынии.
    Ценность полученной информации заключается в том, что она используется при изучении разных предметов в старших классах (история, обществознание, граждановедение, психология общения, социокультурный практикум, мировая художественная культура) для осмысления современной историко-культурной ситуации.
    На уроках истории и обществознания, посвященных проблеме коммунизма как идеологической системы, этот проект дал возможность учащимся широко использовать информацию, полученную из разных стран от людей разных поколений. Они выражали различные точки зрения по данному вопросу. Благодаря этому уроки приобретали форму заочной дискуссии.
    Естественно, положение учителя в данной ситуации существенно усложняется. Ему обеспечит проведение такого урока не только методическая, но и научная литература. Учитель, вступивший в диалог со Временем, обязан быть способным не только доказывать свою точку зрения, но и принимать другую, что, как показывает практика, гораздо сложнее. Вместе с учителем учатся этому и учащиеся, особенно те, кто по материалам проекта вышел на региональное научное общество учащихся (Оркиш А.).
    Таким образом, использование средств телекоммуникации помогает школьникам осмыслить логику развития мирового социокультурного процесса.
    Но самая большая ценность проекта в том, что учебные задачи в нем органично помогают осмысливать нравственные проблемы. Дискуссии, начатые на уроках, продолжаются в семьях и возвращаются к учителю в творческих работах. Все это и стимулирует педагогов к поиску особых, творческих форм учебной деятельности, направленной на интеграцию знаний с целью формирования собственной системы ценностей, способствующей созданию отношений.
    Так, телекоммуникационный проект, посвященный проблемам культуры, показал, насколько необходима в педагогическом вузе опережающая профессиональная подготовка учителя, способного в совершенстве владеть диалоговыми технологиями, умеющего решать нестандартные воспитательные и социально-педагогические задачи. В круге этих задач особый смысл обретает культурологическая подготовка учителей, готовых к осознанию своей деятельности в контексте истории.
    Анализируя первый этап жизни проекта, можно с уверенностью сказать, что у него весьма перспективное будущее, в которое открыты двери и студентам, и преподавателям педагогического университета.

Библиографический список

  1. Каракозов С.Д. Введение в компьютерные сети. (Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети. Выпуск 1). Издательство БГПУ, Барнаул. 173 С.
  2. Лучко О.Н. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки учителей информатики в педагогических вузах // Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. М.П. Лапчика, О.Н. Лучко. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2000.- С. 18-26.
  3. Сокур Г.А., Ходжер Т.Н. Диалог как основа образовательного процесса в школе // Наука образования: Сборник научных статей. Выпуск 18. Омск: Издательство ОмГПУ, 2000. - С. 123-126.
  4. Уваров А.Ю. Организация и проведение телекоммуникационных проектов (Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети. Выпуск 2). Барнаул: Издательство БГПУ, 1996. С. 96.