Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/1_01.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:38 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:48:57 2012
Кодировка: koi8-r
Структура социально - политических взаимоотношений в период становления гражданского общества

Милевская Л.Н.
г. Омск

Структура социально - политических взаимоотношений в период становления гражданского общества

    Бурные перемены, происходящие в жизни российского общества, и решение многих его проблем ныне правомерно связываются с формированием гражданского общества. Опыт цивилизованных стран свидетельствует о том, что гражданское общество, основанное на признании прав и свобод человека, на общественном консенсусе, дает гражданам мир, покой, процветание и безграничные перспективы в дальнейшем прогрессе.
    Среди ученых и политиков существуют разные мнения, разное понимание сущности, места и роли гражданского общества в человеческой цивилизации. Существует мнение, что гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства.1 Давая общую характеристику, В.Г.Смольников подчеркивает следующую особенность гражданского общества: "Человеку законом гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека. Здесь нет монополии одной идеологии, одного мировоззрения, господствует свобода совести".2
    Формирование гражданского общества и становление правового государства, в основных чертах, описывает направление развития в двух аспектах:

  1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, существо которых выражается достоинством человека, его свободой, равенством перед законом, умением пользоваться свободой, уважением чести и достоинства других людей и цивилизованным отношением между ними, что и составляет суть гражданского общества.
  2. ВЛАСТЬ ЗАКОНА, по сути система управления государством и регулирования взаимоотношений в обществе путем установления и применения соответствующих законов, что является сущностью правового государства.

    Задача человека и государства- договориться о правилах игры (о конституции, гарантиях, законах, налогах, правах и т.д.). Задача гражданского общества не допускать нарушения этих правил. В открытых. Демократических государствах государство не вмешивается в частную жизнь людей, не предписывает, чем именно они должны заниматься, что любить или против чего бороться. Многообразные интересы людей во всех сферах реализуются через объединения, ассоциации. Современные демократические общества характеризуются настолько большим количеством негосударственных. Неправительственных организаций, обществ, ассоциаций, центров, фондов и т.д., что часто не поддаются никакому учету, не входят в официальную статистику. В Норвегии, например, на каждые 6 жителей приходится по одной неправительственной организации.
    В тоталитарном государстве (обществе) нет гражданского общества. Власть напрямую управляет человеком. Связь только вертикальная, и притом только сверху вниз. Слабое развитие демократических институтов гражданского общества приводит к монопольному доминированию государства и подчинению всех политических субъектов единой воле. Переход от тоталитаризма к демократии, к гражданскому обществу и правовому государству в этом контексте предполагает отказ власти от насилия, кроме случаев предупреждения насилия или ответа на него. "Посттоталитарное государство", понимается как государство уже признающее и придающее действительное значение тем конституционным нормам, которые закрепляют и гарантируют реализацию прав человека, стремящееся к их практическому применению.
    Практически все конституции стран СНГ содержат пункты, гласящие: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушения целостности, подрыв безопасности государства, разжигания социальной, рассовой, национальной и религиозной, сословной и родовой розни:" Аналогичные запреты изложены и в пунктах, касающихся недопущения агитации и пропаганды этих позиций любым человеком. С точки зрения государственных интересов, эти запреты не вызывают сомнений. А вот с точки зрения властных ограничений на социальную деятельность в этих сферах, государство устанавливает монополию на определения характера общественных связей. В то же время общественные объединения не имеют права влиять на характер этих отношений, устанавливать, пусть даже в режиме согласования, другой порядок взаимоотношений. Государства таким образом, не приемлет свободу в установлении горизонтальных отношений общественных объединений, рассматривая их как источник нестабильности и потенциальных угроз.
    Еще более наглядным подтверждением реализации демократических конституционных норм тоталитарными методами является положение законодательства об общественных объединениях, касающиеся права регистрирующих органов (юстиции) контролировать уставную деятельность общественных объединений. Такое положение оправдано лишь в случае нарушения законодательных норм. Законопослушные же граждане не в праве ограничить применения метода контроля даже в случае если нормы установленных взаимоотношений не нарушаются.
    Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы общественных отношений, разрушает другие, развивает и творит третьи. Политический процесс раскрывает динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Анализ политических процессов позволяет увидеть последовательную смену состояний политической власти и социально-политических отношений.
    С точки зрения внутреннего содержания политический процесс, как совокупность деятельности всех субъектов политических отношений, выражает как бы технологию осуществления власти. Политическое пространство описывает сферу деятельности власти - ее структур, общественных объединений, идей, теорий, лозунгов и т.д. Физическое измерение определяется территорией (городом, регионом). Функциональное измерение очерчивает пределы действия политики, политического влияния, зоны распространения власти и т.д. Политическое пространство формирует какой либо центр политического влияния, является своего рода ресурсом, за перераспределение которого идет борьба. Горизонтальные отношения и связи между общественными организациями служат своего рода буфером, защитным слоем между властью и человеком . Амортизируя давление со стороны народа на власть и выражая интересы народа во власти, общественные организации, в том числе и партии, создают свои каналы влияния заинтересованных групп (общественное мнение, структуры с правом голоса в государственных институтах, партии, движения и т.д.), с целью повлиять на принятие политических решений.
    Все субъекты воздействия так или иначе защищают интересы людей делегировавших им это право. В положении официальных защитников общенациональных интересов выступают люди государства-чиновники. В действительности люди государства могут далеко отклоняться от идеала блюстителей национальных интересов, в то же время они все равно обладают максимальной мерой субъектности, как наделенные властными полномочиями. Следующий тип-это люди частных интересов. люди группы. Они выражают интересы общностей и ассоциаций, выделяемых по тому или иному признаку. Свои интересы они отстаивают различными средствами, в том числе и политическими. Вовлекаясь в процесс распределения и перераспределения ресурсов (материальных, социальных условий, льгот, привилегий и т.д.), они автоматически вовлекаются в отношения с властью и по поводу власти. Зачастую их влияние сказывается и на всей политической ситуации. В обмен на ресурсы они сохраняют определенную лояльность в отношении действий власти, вступают в сговор, создают на основе коалиций многополярный центр, обладающей большей устойчивостью и толерантностью. Особый тип образуют люди коммуникации - работники СМИ Они специализируются на осуществлении информационных связей между обществом и государством и между разными группами в составе общества. В большинстве своем они включены в государственные структуры, и даже могут являться членами партий. В рамках своей профессиональной деятельности они транслируют политическую волю идеологов государства и партий Они показывают, описывают картину возможного, привлекательного или пугающего будущего, и не всегда реального, программируя участников политического действия на соблюдение или нарушение правил, норм взаимодействия. Манипулируя информацией они трансформируют , тиражируют и умножают параметры реальных событий и отношений. Влияние СМИ иногда более значительно, чем само событие. Круг их ответственности сужается до рамок закона о средствах массовой информации. При этом нарушение норм социальной коммуникации (отношений) не регламентируется в рамках правосубъектности. Вместе с тем, местная власть располагает определенными возможностями влиять на деятельности СМИ. В итоги получается, что наибольшее (реальное) воздействие на общественно-политическую ситуацию оказывают, с одной стороны властные структуры, с другой- средства массовой коммуникации.
    Итак, гражданское общество является сферой противостоящей государству (властным структурам). А также системе формальной коммуникации в лице СМИ. В процессе демократических преобразований в государстве и обществе, в первую очередь, заполняются актуальные на данный момент политические позиции, потенциальный набор которых определяется исходя их сложившейся ситуации.
    По мнению ряда политиков, после выборов Президента России, страна вступит в новый период трансформации социально-политических отношений.

  1. Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство//Мировая экономика и международные отношения.-1991.-?9.-С.7
  2. Смольников В.Г. Проблемы формирования гражданского общества//Социально-политические науки.-1991.- ?4.-С.9

[Назад] [Оглавление] [Вперед]