Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/1_02.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:38 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:49:18 2012
Кодировка: koi8-r
Работа общественных организаций по гранту фонда Джорджа Сороса

Соловьева О.И.
г. Омск

Работа общественных организаций по гранту фонда Джорджа Сороса

    Экономические преобразования, идущие в России, не могли не затронуть самые разнообразные сферы жизнедеятельности общества. Четко прослеживается социальная ориентация рыночной экономики. Радикальные перемены в экономической структуре общества вызвали необходимость тщательного изучения рыночных механизмов, способных влиять не объекты экономики всех уровней.
    Конечные потребители как действительные адресаты предпринимательства должны иметь доступ к рычагам экономического регулирования. "Дотянуться до этих рычагов, - отмечает профессор А.А. Аузан, - позволяет объединение в союзы, общества и ассоциации потребителей."
    Общественное движение потребителей в защиту своих прав является наиболее демократичные и массовым гражданским институтом в рамках консюмеризма. 9 апреля 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН на 106 пленарном заседании приняла документ "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", главной целью которого было "содействовать всем странам в установлении и дальнейшем обеспечением надлежащей защиты интересов своего населения как потребителей". В нашей стране Руководящие принципы в той или иной мере нашли свое отражение законах РФ "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг". В настоящее время новый толчок движения потребителей дало принятое Правительством РФ Постановление N 837 "О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей" от 23 августа 1995г. Действуют более 700 объединений защиты прав потребителей, которые ежегодно рассматривают примерно 60 тысяч жалоб и обращений, предъявляют в суды более 2 тысяч исков.
    Действительно, если рассмотреть 8 незыблемых прав потребителей, продекларированных ООН, то можно заметить, что общества защиты прав потребителей могут оказать существенную помощь в их реализации. Например, право на безопасность товаров и услуг. В связи со слабостью исполнительной власти и недостаточной нормативной базой население постоянно сталкивается с негативными явлениями в торговле, хотя проблемой безопасности продукции занимаются и Госстандарт, и Госторгинспекция, и Госкомсанэпиднадзор, и МВД - в силу своей компетенции. Казалось бы, при таком количестве контролеров на рынке товаров и услуг должен быть полный порядок. Однако при проверках торговых точек общественными инспекторами - контролерами выявляются товары без сертификатов, продукты с истекшим сроком реализации и несоответствующие требованиям ГОСТ.
    Другое законное право потребителей - это право на информацию. Истоки информации заключены материально-производственной деятельности людей. Сведения о предметом мире могут быть получены как эмпирическим путем, так и в результате познавательной деятельности человека. В настоящее время в высокоразвитых странах на первый план выходят сенсорные, духовные потребности, исследователи оперируют понятием "готовность общества к информации", а информация становится объектом присвоения как определенная потребительная стоимость.
    Следует отметить, что это право в последнее время реализуется достаточно широко через средства массовой информации (передача "Впрок" на телевидении, рубрики в газетах "Известия", "Московская правда", "Сегодня", журналы "Спрос" и "Впрок", издаваемые Конфедерацией обществ потребителей, региональные периодические издания, например, газета "Качество и рынок" Омского Центра стандартизации, метрологии и сертификации).
    Тесно перекликаются с этим правом следующие права потребителей: право на выбор товара (услуги), право быть выслушанным, право на удовлетворение основных потребностей. И здесь тоже большая роль отводится общественным организациям, которые, без отвлечения ограниченных бюджетных средств, помогают потребителям в решении их проблем.
    Реализация права на здоровую окружающую среду относится к ведению Госкомэкологии. Однако кто, как не вездесущие общественники могут оперативно сигнализировать о тех или иных нарушениях отечественного законодательства в области экологии!
    Право на возмещение ущерба, гарантированное законодательством, потребителю порой отстоять трудно, тем более, когда речь идет не только о материальном ущербе, но и о моральном вреде. Общества защиты прав потребителей, в том числе и возглавляемое автором, оказывают существенную помощь в досудебном урегулировании споров, представляют интересы истца в суде.
    Особо хочется остановиться на праве граждан на закреплено в статье 3 действующего Закона РФ "О защите прав потребителей". Нельзя не согласиться с утверждением, что основой качества жизни является образование и культура в области качества. Когда гражданин узнает свои права, он начинает ими пользоваться - обращается в Антимонопольное управление, территориальный орган Госстандарта, в суд, наконец, но чаще всего - в Общества защиты прав потребителей за поддержкой либо за помощью в Госторгинспекцию потребительское образование просвещение).
    Все эти права потребителей мы пытаемся реализовать в работе общественной организации " Омское районное общество защиты прав потребителей". В 1997 году мы принимали участие в конкурсе проектов в рамках программы " Гражданское общество" Института " Открытое общество" ( фонд Джорджа Сороса). К нашей радости мы оказались в числе победителей и получили грант на сумму 7800 долларов США. Надо сказать, что эта финансовая поддержка существенно оживила работу организации в 1998г. Перечислю конкретные мероприятия, проведенные нашей организацией в рамках работы над осуществлением проекта. Нами было проведено несколько обучающих семинаров в рамках проекта "Защита прав сельских потребителей" и мы заметили, что люди совершенно не знают своих прав как потребители. Есть и другая сторона проблемы - предприниматели тоже не всегда знают те законодательные уложения, которые им необходимы для работы.
    Например, в Омском районе в октябре 1999 года при проверке частного предпринимателя Ищенко С. в р/п Лузино контролеры записали в акте, что в павильоне отсутствует сертификат на услугу розничной торговли. Однако на момент проверки правил сертификации услуг розничной торговли еще не были утверждены.
    Налицо профессиональная некомпетентность контролеров и отсутствие необходимой информации у предпринимателя. Учитывая вышеизложенное, автор на протяжении 7 лет включает вопросы законодательства в области защиты прав потребителей в следующие учебные дисциплины: "Управление качеством" для студентов экономического факультета ОмГУ специальности "Менеджмент" и "Прикладной маркетинг" для бакалавров коммерции, "Организация коммерческой деятельности (в розничной торговле)" для студентов факультета Коммерции и маркетинга Омского института Московского государственного университета коммерции, "Стандартизация, метрология и сертификация" для студентов специальности "Товароведение и экспертиза потребительских товаров" Института ветеринарной медицины Омского государственного аграрного университета. И везде вопросы потребительского движения вызывали живейший интерес со стороны студентов ВУЗов, так как они чувствовали как профессиональный интерес, так и возможность использования полученных знаний в различных жизненных ситуациях. Было разработано более 20 деловых игр, касающихся вопросов качества товаров и услуг, которые изданы отдельным сборником.
    Деловые игры позволяют студентам овладеть умениями творчески осмысливать знания, полученные при изучении дисциплин учебного плана, и применять их в ситуациях, моделирующих производственную деятельность специалиста. С помощью игровых форм развивается теоретическое и практическое мышление специалиста, способность к управленческой деятельности, принятию коллективных решений, умений и навыков социального взаимодействия, руководства и подчинения. Не менее важным является и тот факт, что применение деловых игр позволяет обойтись без натурных объектов, что порой весьма важно для вузов, оказавшихся в сложных экономических условиях.
    Внедрение в учебный процесс деловых игр позволяет не только повысить уровень подготовки специалистов, но и обучить студентов новым формам социальной организованности, культуре взаимоотношения, коллективным формам творчества.
    Проблемы недостатка потребительского образования выходит далеко за рамки региона., неслучайно участники международной научно-технической конференции "Сертификация и управление качеством продукции", проходившей 13-15 октября 1999 года в г.Брянске, отметили этот фактор в качестве основного.
    Существенную роль играют общественники и при контроле за качеством реализуемых товаров.
    Действительно, на бескрайних просторах России циркулирует большое количество недоброкачественных продуктов питания отечественного и зарубежного производства. Например, начиная с середины 90-х годов ежегодно в ходе проверок забраковывается от 11 до 60 % проверенных товаров, от 2,5 до 5 % проб пищевых продуктов содержат чужеродные для организма человека вещества в концентрациях, превышающих допустимые уровни.
    Неблагоприятная обстановка и в Омском регионе: в магазинах торгуют пищевыми продуктами с истекшим сроком реализации, не соответствующими требованиям ГОСТ, без сертификатов. Тому есть много примеров, можно назвать конкретные фамилии.
    А ведь, по мнению академика И.А. Рогова, одного из авторов Концепции здорового питания, здоровье населения на 60% зависит от качества пищи.
    Следовательно, актуальность проблемы не вызывает сомнений: затронуты экономические интересы и продовольственная безопасность страны.
    Все это диктует необходимость совершенствования законодательной базы в сфере питания, производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов, обучение населения принципам рационального питания, постоянный контроль (мониторинг) за состоянием питания населения и соответствием продовольствия, сырья и пищевых продуктов требованиям стандартов.
    Совершенно ясно, что такая работа требует огромных затрат, которые не в силах будет нести бюджет. Представляется целесообразным привлечь к работе по реализации концепции здорового питания широкие слои общественности, объединенные движением потребителей в защиту своих прав. На организации потребителей смело можно возложить задачи обучения населения и мониторинга качества.
    Действительно, по данным Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства общественное потребительское движение является сегодня наиболее демократическим и массовым гражданским институтом защиты прав потребителей. В России действует более 700 объединений, которыми только за 1998 год рассмотрено более 60 тысяч жалоб и обращений граждан, предъявлено в суды 2,4 тысячи исков в интересах потребителей.
    Есть смысл, совместными усилиями профессиональных и общественных организаций дополнить также стандарты, санитарные нормы и правила новыми требованиями (например, разработать методы контроля показателей, определяющих экологическую безопасность продукции).
    Нужна региональная комплексная программа по улучшению качества товаров и продовольственной безопасности Омской области.
    Аналогичные программы действуют в Волгоградской и Нижегородской областях, разрабатываются в Красноярском крае. Ростовской, Липецкой, Саратовской, Иркутской областях.
    Широкое привлечение к реализации программы общественных организаций по защите прав потребителей позволит сэкономить ограниченные бюджетные средства.
    Итак, есть проблема качества товаров и услуг, есть необходимые законодательные акты, есть даже интерес со стороны продуцентов товаров и услуг. И, самое главное, есть общественные организации потребителей, готовые к серьезной работе на ниве консюмеризма и не требующие дополнительных инвестиций. Примечательно, что роль объединений потребителей подчеркнута в приказе N244 Председателя Госстандарта России Г.П. Воронина от 07.06.99 г. "О мерах по развитию стандартизации, отвечающей принципам глобализации торговли и стандартов". Приказ явился логическим итогом работы российской делегации на международной конференции "Стандартизация на пороге XXI века", он предусматривает разработку механизмов широко привлечения к созданию стандартов потребительских объединений.
    Что же мешает нам работать? Остановлюсь на двух аспектах проблемы.
    Первое: препятствие осуществлению уставных целей со стороны местных властей, то есть тех, кто, получая за свою деятельность еще и заработную плату (что не всегда бывает в обществах защиты прав потребителей), прямо противодействует интересам граждан. Об этих фактах уже неоднократно отмечалось в печати, обращал на это внимание и Председатель Российского союза потребителей, депутат Государственной Думы Шелищ П.Б. Не миновала "чаша сия" и область деятельности нашей организации. Например, в августе 1999 года нами был проведен рейд по проверке обслуживания потребителей в районном центре Кормиловка Омской области. В качестве наблюдателя мы пригласили представителя Экономического комитета районной администрации. Во всех проверенных точках были выявлены существенные нарушения правил торговли и прав потребителей, как то: продажа товаров без сертификатов и с истекшим сроком годности, отсутствие книги отзывов и предложений, наличие товаров без информации на русском языке. Были составлены акты об административном правонарушении, предусмотренном статьей 146 КоАП. Казалось бы, наказание (в виде штрафа) должно было наступить неотвратимо. Однако по трем фактам из 6 было вынесено решение "Предупредить", хотя в соответствии со статьей 146 и статьей 146 п.4 ч. I такая форма вообще не предусмотрена. Дальше - больше. Решение о наложении штрафа в размере 5 минимальных размеров оплаты труда прокурор Кормиловского района... отменил, не дав нам объяснений о причинах сего радушия к нарушителям. Такой подход властей не может не вызывать тревогу.
    И второй аспект: как уже отмечалось, общественное движение достаточно популярно и насчитывает с России несколько сотен организаций. Только в Омском регионе их 24. Порой в эти организации попадают случайные люди, далекие от интересов защиты прав потребителей, порочащие свой деятельностью движение, либо просто некомпетентные (ранее я приводила пример о требовании общественников-контролеров сертификата на услугу розничной торговли при отсутствии самой Системы сертификации услуги). Для координации действий организаций потребителей в Омском регионе в июне сего года создана Ассоциация по защите прав потребителей Омской области, учредителем которой является и наша организация. Соучредителями выступили также территориальное Антимонопольное управление, ГУ "Омский Центр стандартизации, метрологии и сертификации", Омская Торгово- промышленная палата, ряд других организаций. В плане работы организации: тесное сотрудничество со средствами массовой информации, проведение викторин среди студентов ВУЗов и школьников, отработка хозяйственного механизма отчислений организациям потребителей от штрафов, поступающих по актам общественных контролеров.
    Однако, наведение порядка в обществах защиты прав потребителей невозможно осуществить лишь давлением извне и координацией действий. Должны быть внутренние структурные преобразования. Основополагающий ГОСТ Р 1.0-92 среди категорий выделяет "Стандарты научно-технических инженерных обществ (союзов, ассоциаций и др. общественных объединений) - СТО". Почему бы для общественных организаций потребителей не разрабатывать СТО? Это бы дисциплинировало отдельных членов. В нашей организации уже разработана Система качества - первая в общественных организациях и в Омском районе стандарт общественного объединения СТО ОРОЗПП 1-99 "Методы оценки качества услуг розничной торговли", позволяющий с помощью методов квалиметрии оценить качество оказываемых услуг в розничном торговом предприятии. В настоящее время мы разрабатываем СТО для проведения независимой потребительной экспертизы. Жизнь диктует необходимость постановки деятельности общественных объединений потребителей на научную основу.
    Только при условии консолидации сил обществ защиты прав потребителей, федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления общественное потребительское движение сможет в полную силу влиять на эффективное формирование и реализацию потребительской политики.
    И большую помощь в этом могут оказать гранты по проектам обеспечивающим поддержку движения потребителей в защиту своих прав.

Список литературы.

  1. Аузан А.А. Развитие самоуправления как фактор ускорения НТП. -М.: Изд-во ИЭ АН СССР, 1985. - с.12.
  2. Аузан А.А. Путь к социалистическому предпринимательству - М.: Политиздат, 1990. -с.287.
  3. Аузан А.А. Роль и основные формы развития предпринимательства в российском обществе // Проблемы обновления общества: политико-экономический аспект: Сб. научн. тр. -М.: Изд-во МГУ, 1994. -с.68.
  4. Балашов Е.А. TQM - стратегия XXI века // Тезисы докладов международной научно-технической конференции "Сертификация и управление качеством продукции". -Брянск, 1999. -С.30-31.
  5. Версан В.Г., Сиськов В.И., Дубицкий Л.Г. и др. Интеграция производства и управление качеством продукции. -М.: Изд-во стандартов, 1995. -с.320
  6. Версан В.Г., Дубицкий Л.Г. Формирование отечественных научных школ - основа подготовки специалистов высшей квалификации в области качества // Тезисы докладов международной научно-технической конференции "Сертификация и управление качеством продукции". -Брянск, 1999. -С.95-97.
  7. Малахинова Р.П. Истоки информации. В сборнике: социально-экономическая природа информационного продукта и информационных ресурсов. -М.: Изд-во МГУ, 1992. -с. 16-28
  8. Нуждин В.Н., Кадалщева Г.Г. Управление качеством высшей школы // Тезисы докладов международной научно-технической конференции "Сертификация и управление качеством продукции". -Брянск, 1999. -С.73-76.
  9. Перекалина Н.С., Нечаева Н.Н. Норма потребительной стоимости и качества продукции / В кн. "Система экономического обеспечения качества продукции: трудовая теория потребительной стоимости" ч.II, кн.З, 1993. -С. 84-100
  10. Чекмарев А.Н. TQM - современный механизм повышения качества подготовки специалистов // Тезисы докладов международной научно-технической конференции "Сертификация и управление качеством продукции".-Брянск, 1999.-С.85-86.
  11. СТО ОРОЗПП 1 - 99 "Методы оценки качества услуг розничной торговли".

[Назад] [Оглавление] [Вперед]