Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/1_13.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:44 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:52:19 2012
Кодировка: koi8-r
Аспекты воздействия институтов на среду функционирования предприятий: социализация отношений

Распутина Г.Ю.
г. Омск

Аспекты воздействия институтов на среду функционирования предприятий: социализация отношений

Постановка проблемы

    В числе негативных явлений, препятствующих эффективному формированию российских рынков и приводящих к дополнительным хозяйственным издержкам, - излишняя бюрократическая регламентация и взяточничество, несовершенство законодательства и уход от налогов, невыполнение обязательств и применение силы в деловых отношениях, развитие "теневых" операций и криминализация бизнеса. Насколько распространены эти тенденции и связаны ли они со спецификой российского предпринимательства? Ответ на этот вопрос предполагает уточнение понятия "рынок".
    Рынок есть нечто большее, чем сфера свободного обмена результатами хозяйственной деятельности, и нечто иное, чем автономный саморегулирующийся экономический механизм. Рынок представляет собой совокупность институциональных ограничений формального и неформального характера (законов и контрактов, конвенций и норм), в рамках которых осуществляется деятельность хозяйственных агентов.
    Подобная позиция близка к новой институциональной экономической теории, связанной с именами Р. Коуза, О. Уильямсона, Д. Норта и др. [1, 2]. Однако мы пытаемся выработать несколько иной, экономико-социологический, подход. Он развивается в рамках сравнительно молодой исследовательской отрасли - социологии рынков. Последняя ориентирована прежде всего на неформальные аспекты хозяйственных отношений, исходит из укорененности экономических действий в социальных структурах, выявляет специфические культурные основания этих действий. Более подробные описания экономико-социологического подхода и трактовки социологии рынков содержатся в работе [3, разделы 1-2; 7, с. 9-21, 28-34].
В данной статье рассматриваются микроуровневые хозяйственные связи и, в частности, процесс трансформации рынков с позиций предпринимателя (менеджера) и возглавляемой им фирмы. Нас интересует то, как для российского предпринимателя складывается сегодня структура повседневных отношений с другими хозяйственными агентами (партнерами и клиентами), представителями органов государственной власти, разного рода силовых структур.

Отношения с чиновниками и бюрократические вымогательства

    Несовершенство хозяйственного законодательства и непроясненность отношений собственности, тяжесть налогового бремени и недостаточная защищенность предприятия обычно вызывают справедливое возмущение. Но сегодня мало кто осмелится утверждать, что институциональные рамки определяются экономической эффективностью. Важную роль играют интересы взаимодействующих субъектов рынка и, в первую очередь, интересы тех, кто причастен к установлению формальных правил. Осуществляя контроль от имени государства, чиновники - эти агенты политической власти в экономическом пространстве - реализуют собственные интересы, которые могут сильно расходиться с интересами их могучего принципала. В итоге бюрократические барьеры, хроническая нехватка элементарной информации о принятых регулятивных актах порождены не столько чьей-то "неразвитостью", сколько потребностью сохранить реальный бюрократический контроль за деятельностью предприятий в условиях, когда государство переуступило многие права собственности в пользу предпринимателей. Непроясненность отношений собственности только усиливает этот контроль. Таким образом, исключение государства, равно как и изображение его в качестве "рядового" рыночного агента, серьезно препятствуют выработке новой концепции трансформирующихся рынков.
    Взаимоотношения с чиновниками остаются одним из больных вопросов для российского предпринимателя. А преодоление бюрократических препятствий порой сопряжено с весьма значительными издержками. Власти являются объектом непрекращающейся жесткой критики, но зависимость от их решений - дозволений или запретов, порядка распределения ресурсов и льгот, - как правило, велика. В целом отношения чиновничества и предпринимательства уместно характеризовать как "вынужденное сотрудничество", или "брак по расчету" [5, c. 52].
    Нашей целью является анализ взаимоотношений между предпринимателями и чиновниками на микроуровне и оценка издержек, которые несут предприниматели в своей хозяйственной деятельности. За последние пять лет частота поборов уменьшилась, но масштабы их существенно возросли [4, с.22]. На этом фоне действия советских взяточников выглядят детскими шалостями. По словам одного из предпринимателей, "в последнее время, к сожалению, не все берут, но если берут, то очень много". В целом размер трансакционных издержек, связанных с оплатой услуг представителей государственной власти, варьирует от "скромных" подарков (стоимость которых ныне может измеряться одной или несколькими сотнями долларов) до 10% выделенной субсидии или стоимости обеспеченного контракта. Что поражает более всего, так это невиданная в советское время открытость, с которой бюрократический рынок ныне предлагает (и навязывает) свои услуги. К возможности осуществлять успешную хозяйственную деятельность, минуя вымогательства со стороны чиновников, предприниматели относятся весьма скептически. Только каждый пятый отмечает, что это возможно; 38% предпринимателей такой возможности в принципе не видят; считают, что это возможно, но с трудом, 42% . Пессимистов в данном случае оказывается намного больше: экономика без взяток в нынешней ситуации многим кажется нереальной [4, c. 25].
    К факторам, определяющим сегментацию рынка бюрократических услуг, относятся следующие. Размер предприятия. Крупный бизнес в большей степени завязан на бюрократические контакты, хотя относительная величина его дополнительных издержек может быть не столь обременительна в сравнении с издержками малых предприятий. Сфера деятельности. Финансово-кредитные операции, оптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание населения - все сферы, тесно связанные с относительно быстрым оборотом средств, часть которых принимает наличную форму, традиционно находятся под пристальным вниманием контролирующих органов всех уровней и считаются, вдобавок, наиболее криминогенными. Тип деятельности - степень привязанности к получению и продлению лицензий, прочих бюрократических разрешений, вовлеченность в полуправовые и криминальные действия. Характер предпринимательской стратегии - степень ориентации руководителя на официальные разрешения и государственные ресурсы.

Коррупция и стратегии предпринимателей.

    Отношения с представителями власти во многом определяются избранной предпринимателем деловой стратегией. Если он пытается уйти от давления вымогателей - это "пассивная" деловая стратегия (или стратегия откупа), связанная по преимуществу с досадными, но неизбежными дополнительными издержками. Иное дело "активная" стратегия (или стратегия подкупа), когда взятка открывает дорогу к получению дополнительных конкурентных преимуществ и в итоге приносит изрядную прибыль или экономию.
    Успех вымогателей во многом обусловлен готовностью деловых людей использовать их "слабости" в своих интересах. Однако принципиально важно то, что поле деятельности предпринимателя неизбежно ограничено многочисленными барьерами. Поэтому рассматривать чиновника и предпринимателя в качестве равноправных экономических агентов "бюрократического рынка" было бы неверным. Здесь "заказывает музыку" чаще всего тот, кто получает деньги, а не тот, кто их платит. Зависимость предпринимателя от чиновника достаточно высока.

От взятки к контракт-отношениям.

Неформальные отношения предпринимателей с чиновничеством не сводятся к коррупции, а последняя не сводится к взяткам. Более того, взятка - всего лишь примитивная начальная форма этих отношений. Она опосредует короткие (разовые) взаимодействия и характерна преимущественно для чиновников мелкой и средней руки, а также для представителей малого бизнеса. С ростом уровня чиновника и масштабов бизнеса часто меняются не только "цена вопроса", но и сам характер взаимоотношений. Сначала элементарная взятка перерастает в систему обмена услугами, которые принимают уже не денежную форму и не сводятся к личным подаркам-подношениям. Отдариться, как известно, можно множеством других более замысловатых способов, например, устроив родственника к себе на работу или передав заказ "своей" фирме.
    "Конечно, всегда между предприятием, особенно крупным, и администрацией есть отношения, которые не афишируются. Скажем, мы к ним обращаемся по тем или иным вопросам, они также могут к нам обращаться за помощью. Мы стараемся идти им навстречу, но это помощь другого рода. Иногда нужно выполнить какие-либо срочные работы, которые они не могут оплатить из бюджета. Например, ремонт церкви, еще что-нибудь. Или им надо какому-то чиновнику заезжему поставить телефон на дачу" (руководитель строительной организации).
    Так, из сочетания принуждения и интереса возникают социальные нормы. Здесь у каждого есть определенная свобода выбора, но выбрав для себя линию поведения, каждый вынужден ей следовать. Действие постепенно начинает воспроизводить структуры сложившихся отношений.
    По нашему предположению, российское предпринимательство изначально разделилось по своей ориентации. Одни решили действовать через коридоры власти, другие предпочли приближаться к ним только в случае крайней необходимости в бюрократических услугах. Первые, имея материальные и моральные издержки, старались удерживать и накапливать политический капитал, вторые искали опору в человеческом и культурном капитале- своем и своих "команд". По прошествии предпринимательского десятилетия можно констатировать, что если речь идет о сколько-нибудь крупном бизнесе, успешнее, как правило, действовали первые: их дополнительные издержки, конечно, выше, но и выгоды значительнее.

Отношения с деловыми партнерами и соблюдение соглашений

    Как происходит поддержание контрактных отношений между предпринимателями? Традиционная экономическая теория опирается на предпосылки "правового централизма", исходя из наличия эффективного законодательства, а также действенного государственного и судебного контроля. В условиях современной России слабость подобных предпосылок становится более заметной, чем в западных странах. Поэтому особое значение приобретают "горизонтальные" формы контроля за выработкой соглашений и выполнением обязательств, принимаемые непосредственными участниками хозяйственных операций. Немаловажным элементом подобного контроля становятся принудительные санкции. В свою очередь, принуждение не остается зоной чистого насилия, оно влечет за собой образование устойчивых сетей неформального делового обмена, формирование этики бизнеса, связанной с воспроизводством элементов деловой культуры. В результате первоначальный экономический интерес преломляется в специфические отношения, которые слабо напоминают "стерильный" экономический обмен. В ход пускаются разнообразные средства - денежные рычаги и деловые услуги, увещевания и угрозы, неформальные связи и личное обаяние.

Дефицит доверия и предпринимательские стратегии.

    Несоблюдение деловых контрактов влечет за собой материальные издержки, которые руководители попросту начинают заранее закладывать в бизнес-планы. Наряду с этим возникает и более серьезное институциональное последствие - подрыв доверия к контрагентам. Недоверие распространяется не только на малознакомых людей, но часто и на более узкий деловой круг. К постоянным партнерам степень доверия может быть достаточно высока, но все же, как признался один из предпринимателей, "полного доверия у меня в бизнесе нет ни к кому" (руководитель фирмы по торговле недвижимостью).
    Итак, заключение формальных договоров не спасает предпринимателя от неприятных неожиданностей. Во-первых, культура письменного договора пока не вполне развита. Во-вторых, все необходимые условия в договор не впишешь, от всего на свете не застраховаться. В-третьих, наличие договора не гарантирует своевременного выполнения обязательств. Поэтому необходимы дополнительные средства контроля. Испытанным является выдвижение условий о предоплате. Из-за недостаточности формального контроля требуются также тщательные проверки потенциального делового партнера.
    "Каждого нового партнера мы проверяем - длительно, тщательно, и если начинаем работать с ним, то на тех условиях, которые для нас достаточно безопасны" (руководитель группы компаний).

Образование деловых сетей.

     Проверки контрагентов связаны с дополнительными издержками. Однако и они не дают гарантии в благополучном исходе дела. Его вероятность значительно повышается в процессе образования деловых сетей (networks). Деловая сеть представляет собой устойчивую и относительно замкнутую совокупность связей между постоянными партнерами. Она основана на сочетании средств формального контроля и неформального обмена услугами. Есть основания полагать, что деловые сети играют все возрастающую роль в российском бизнесе.
    За прошедшее десятилетие серьезно повысилась избирательность в деловых отношениях. Она выражается в попытках провести достаточно резкую черту, отделяющую людей "своего круга" от всех прочих агентов, замкнуть отношения на проверенную, хорошо контролируемую сеть.
    Из кого формируются неформальные деловые сети? Видимо, за последнее пятилетие в этом вопросе произошли достаточно серьезные изменения. Общеизвестно, что на первых этапах бизнес предпочитали делать в первую очередь с родственниками, друзьями и хорошими знакомыми [6, c. 7-8]. Бурные девяностые годы нередко приводили к разрушению первоначальных "команд". Но это не означало, что предприниматель оставался один на один с деловым миром. На смену тесным внутрифирменным "командам" приходили более гибкие межфирменные "корпорации". Они построены уже не столько на давнем личном знакомстве (по школе, университету, прежней работе), сколько на знании профессиональных качеств человека, его деловой репутации. "Уже достаточное количество партнеров проверено, нет проблем выяснять что-то. Ты уже не можешь появиться в бизнесе из ниоткуда, никто тебе ничего не даст. А раньше давали" (руководитель инвестиционной компании).
    Функционирование деловых сетей основано на том, что контрактные отношения дополняются и подкрепляются неформальными взаимными услугами. Речь идет о послаблениях при заключении контракта, а также о гибком дополнении контрактных условий.

Отношения предпринимателей с силовыми структурами

    Частое несоблюдение обязательств заставляет предпринимателей вырабатывать предохраняющие нормы делового взаимодействия, в том числе осуществляемого методами организованного насилия. Этика бизнеса в данном случае чаще всего не основывается на общепринятых моральных установках, представлениях о справедливости или воздаянии по заслугам, а порождается реалиями жизни. Вот как выразил это один из предпринимателей: "Невыполнение обязательств - может быть, именно это привело всех к более жесткому соблюдению договорных условий" (руководитель фирмы по поставкам топлива). Если в западных странах доверие к партнеру является закономерным подкреплением и развитием формального контракта, то в сегодняшней России оно, как правило, зиждется на неформальных отношениях.
    Несмотря на общий негативизм оценок, использование силовых методов по степени распространенности уступает таким явлениям, как чиновничьи вымогательства и нарушения деловых обязательств. Именно в части силовых методов наблюдается максимальный контраст между общими оценками ситуации и личным опытом. Лично сталкиваются с подобными методами 42% руководителей, то есть почти вдвое меньше, чем при оценках общей ситуации, а часто становятся объектом силовых вымогательств только 3%, то есть в 5-6 раз меньше общих оценок. 58% опрошенных не сталкиваются с этим явлением вовсе. С нашей точки зрения, мнение о тотальной криминализованности российского бизнеса во многом является результатом деятельности средств массовой информации, которые, в отличие от случая с коррупцией, серьезно преувеличивают ее масштабы.

Насилие и трансакционные издержки.

     Угрозы и фактическое применение силовых методов сопряжены не только с неприятностями и переживаниями, но и с неизбежными дополнительными издержками, которые имеют как объекты, так и субъекты насильственных действий. Они включают: расходы на охрану предприятия и его руководителей, выплаты внешним защитным структурам, оплату дополнительных силовых услуг.
    Каковы масштабы трансакционных издержек, связанных с обеспечением защиты бизнеса? Добровольно-принудительная "крыша" может обойтись предпринимателю в 10-15% доходов, но сумма легко может достигать и одной трети этих доходов. Так, выплачиваемая доля заметно возрастает, если в дополнение к обеспечению безопасности (недопущению других силовых группировок) силовые структуры вкладывают в дело капитал.
    Профессиональные силовые группы широко используются для выяснения отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами. Самой популярной услугой является "выбивание" долгов. Цена силовых услуг достаточно высока. Утверждают, что привлечение уголовной "братвы" обходится в половину возвращаемой суммы, легальные охранные агентства берут от 15 до 40% [7, c. 20].
    Указанные издержки неравномерно распределены по сегментам рынков. В целом насилие концентрируется там, где быстрее оборачиваются средства и проще характер хозяйственных операций (сложность и непрозрачность операций затрудняют применение силы, взывающей к простым решениям).
    Известно также, что представители силовых структур часто появляются у дверей предприятия после того, как оно "открылось" широкой публике, то есть начало себя рекламировать. Гипотеза о связи издержек на рекламу деятельности и опыта столкновений с организованным насилием нашла определенное подтверждение в полученных нами данных.
    Итак, зоны фактического применения насилия сокращаются, а отношения организованного насилия "упорядочиваются", рутинизируются. Но это означает не исчезновение "криминалитета", а изменение характера криминализации бизнеса. Противостояние сменяется взаимопроникновением. Вместо лихих и случайных "наездов" появились более устойчивые и "цивилизованные" формы контроля за хозяйственной деятельностью.
    Как устанавливается порядок в условиях подобного организованного насилия? Это происходит путем четкой идентификации агентов, имеющих легитимное право осуществлять насилие в означенном сегменте рынка, и исключения всех прочих, "случайных" агентов. Взаимоотношения строятся здесь на основе особой этики, возникающей из уважения к силе. Это обычное право, подпираемое "кулачным правом". Легитимное право на насилие подкрепляется не столько соблюдением соглашений или верностью слову, сколько устойчивостью тех позиций, которые занимает силовая группировка. Она должна быть достаточно сильна, чтобы длительное время контролировать свою зону, ограждая ее от "наездов" соседей, гастролеров и "полублатной мелочи". Устойчивость позиций группировки становится основанием ее исключительных прав.
    В малых городах, вдали от столиц связи бизнеса и силовых структур оказываются более тесными, "домашними". Здесь меньше грубых эксцессов, но не меньше криминального влияния. Просто договоренности устанавливаются быстрее, и раздел происходит более эффективно.

Эволюция государственных охранных структур.

     Как известно, самую прочную и надежную "крышу" предоставляют государственные охранные структуры. Помимо этого, их услуги еще и дешевле в силу относительно низких издержек. Ибо возможности у официальных структур шире, а риск на порядок меньше, чем у нелегалов. За ними стоит закон, огромная профессиональная корпорация и суд, который расположен решать дело в их пользу. Поэтому, несомненно, многие предприниматели хотели бы иметь "крышу" от МВД (а еще лучше от ФСБ), однако не все могут ее получить. И это вопрос не прейскуранта цен на услуги, а наличия нужных связей. Правоохранительные органы в состоянии оградить от "наездов", но помогать будут не всякому. "Свобода выбора" стратегии безопасности имеет, таким образом, структурные ограничения. "Свой человек" в органах - важный элемент социального капитала, крайне желательный для успешной деятельности.
    За последнее пятилетие, несмотря на ничтожный срок, государственные силовые структуры претерпели значительные изменения. Прежде всего, произошло их укрепление. Это укомплектование более подготовленным профессионально и физически личным составом, улучшение материального обеспечения и технического оснащения, создание сети специальных подразделений.
    Характерным элементом эволюции правоохранительных органов стала коммерциализация. Их сотрудники подрабатывают как формальным - во вневедомственной охране в нерабочее время, так и неформальным путем, патронируя выборочные объекты в ходе выполнения основных служебных обязанностей. Новой особенностью государственных силовых структур становится их сближение и даже срастание с криминальным миром. Это не означает, как порой представляют, что правоохранительные органы повсеместно продажны и мафиозны, хотя коррупция, разумеется, и здесь встречается нередко. Речь идет о другом. Формируется гибкая система неформальных связей государственных и окологосударственных органов с криминальным миром, выполняющая следующие функции: раздел сфер влияния и платежеспособной клиентуры, материальная подпитка работников органов за счет отчислений от криминальных доходов, контроль за криминальным миром.
    Степень защищенности зависит также от масштабов предприятия и его близости к государству. И дело здесь не только в возможности создать собственные охранные подразделения. С крупными структурами, особенно если они принадлежат государству или обслуживают его, предпочитают не связываться. Так, безопасность бизнеса, помимо прочего, обеспечивается статусом предприятия и, в свою очередь, служит индикатором этого статуса.

Выводы

  1. Представлять государственную бюрократию как нечто противостоящее рынку или подавляющее рынок, на наш взгляд, принципиально неверно. И дело не в том, что отношения между ними беспроблемны и гармоничны (до этого очень далеко), а в том, что бюрократические услуги составляют непосредственный элемент формирующихся российских рынков. Не стоит вдаваться и в другую крайность, отождествляя чиновников с обычными экономическими агентами. Наша позиция определена пониманием того, что действия представителей государства пронизывают, структурируют рыночные взаимодействия и при этом связаны с воспроизводством асимметричных отношений неэкономического контроля.
  2. Удержание бюрократических барьеров выступает не продуктом "недоработок", а способом воспроизведения всеобщей зависимости от властных структур. Разница только в том, что малые предприятия сталкиваются с низшими чиновниками, а крупные предприятия решают свои вопросы с чиновниками более высокого ранга. Заградительные барьеры заставляют предпринимателей уходить в "серые" зоны рынков и порождают субординацию двоякого рода. Во-первых, практически каждый становится уязвимым для потенциального выборочного контроля и, в случае необходимости, может быть "насажен" на бюрократический "крючок". Во-вторых, многим приходится искать послаблений и льгот, то есть выступать просителем по отношению к представителям власти и заранее планировать дополнительные расходы на обслуживание "вертикальных отношений". Несмотря на множественные изменения условий хозяйствования в течение последнего десятилетия в России, принцип всеобщей бюрократической зависимости сохранен.
  3. Большинство российских предпринимателей к своим партнерам предъявляют требования, связанные с их порядочностью и обязательностью. Это объясняется тем, что нарушение деловых соглашений является серьезным фактором, усиливающим степень неопределенности в деятельности предпринимателей, и одной из самых острых проблем формирования рынков. Хотя есть основания считать, что давление этого фактора имеет тенденцию к некоторому ослаблению.
  4. Подрыв доверия, связанный с периодическим невыполнением соглашений, приводит к дополнительным издержкам на сбор информации о надежности партнеров. Есть основания полагать также, что возрастающую роль в российском бизнесе играет образование деловых сетей, представляющих собой устойчивую и относительно замкнутую совокупность связей между постоянными партнерами. Подобные сети, основанные на сочетании средств формального контроля и неформального обмена услугами, значительно повышают гарантии выполнения деловых обязательств. Институционально эти сети оформляются далеко не всегда, да и сами негосударственные институты пока не столь дееспособны. По крайней мере, вступление предприятий в члены какого-либо предпринимательского объединения или союза, по нашим данным, в среднем серьезного влияния на изменение хозяйственных отношений не оказывает.
  5. Частое несоблюдение деловых обязательств форсирует выработку предпринимателями предохраняющих норм взаимодействия, в том числе методами организованного насилия. Силовые методы в качестве нормального (обычного) элемента вплелись в ткань российских хозяйственных отношений. В то же время мнение о тотальной криминализованности российского бизнеса основано на серьезном преувеличении масштабов данного явления.
  6. Имеется ряд свидетельств в пользу того, что зоны фактического применения насилия в российском бизнесе становятся менее масштабными, а отношения организованного насилия упорядочиваются, рутинизируются. Это означает не исчезновение "криминалитета", а изменение характера криминализации бизнеса. Появились более устойчивые и "цивилизованные" формы контроля за хозяйственной деятельностью. Они связаны в первую очередь с завершением первоначального раздела сфер влияния, а также с взаимным проникновением бизнеса и криминала.
  7. В пограничных зонах взаимоотношения между бизнесом и криминалом строятся на основе особой этики, возникающей из уважения к силе. Подкрепление легитимного права на насилие связано не столько с соблюдением соглашений, сколько с устойчивостью позиций силовой группировки.
  8. Эволюция отношений организованного насилия происходит на фоне укрепления государственных силовых структур. Формируется гибкая система неформальных связей государственных и окологосударственных органов с криминальным миром, своего рода государственно-уголовный паритет, осуществляемый при доминировании государственного начала.

Список литературы:

  1. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
  2. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996.
  3. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997.
  4. Бунин И.М. и др. Бизнесмены России: 40 историй успеха. М.: ОКО, 1994.
  5. Национальная программа "Российская деловая культура". М.: Торгово-промышленная палата РФ, 1997. С. 52.
  6. Радаев В. Российские предприниматели: кто они? // Вестник статистики. 1993. ? 9. С. 3-14.
  7. Полянский А. Выше "крыши" // Эксперт. 1996. ? 2.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]