Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/2_02.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:46 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:52:50 2012
Кодировка: koi8-r
"Исследовательские" университеты США и российская университетская система: опыт сравнительного анализа

Водичев Е.Г.
г. Новосибирск

"Исследовательские" университеты США и российская университетская система: опыт сравнительного анализа

    Одним из замечательных изобретений человеческой цивилизации, сформировавшихся во втором тысячелетии современной истории и унаследованных новым веком, является феномен университетов. Еще предстоит исследовать тот факт, в какой мере общество обязано своей эволюцией университетской идее. В настоящее время в стране идет активное обсуждение политики в области образования на средне- и долгосрочную перспективу. Вместе с тем представляется, что формирование адекватной времени научно-образовательной политики невозможно без исследования исторически сложившихся особенностей развития национальной университетской системы в компаративном аспекте, с учетом мирового опыта и перспектив. Особое место в мировой практике занимают т.н. "исследовательские" университеты. Именно релевантности этого явления применительно к отечественной университетской системе и будет посвящен заявляемый доклад.
    Думается, что особый интерес в развитии университетской идеи представляет опыт университетов США. В концепции американских университетов произошел синтез демократической традиции ранних средневековых университетов и прагматизма немецкой университетской школы. Американский подход к университетскому образованию изначально отличался демократичностью и отстаивал ориентацию на служение обществу. Вследствие этого ведущие американские университеты к середине XX века превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом, индустрией и системами управления. Университеты США изначально имели особый правовой статус, обладали собственными уставами и конституциями, которые давали им высокую степень автономии, но не противопоставляли их обществу и власти. В силу того, что университеты имели в своем распоряжении землю, цена которой вследствие близости к коллективному интеллекту университета все более повышалась, многие из них становились самодостаточными в экономическом отношении субъектами хозяйственной деятельности.
    Американские университеты притягивали к себе не только бизнес со своей экономической мощью, но и институты власти. Это отражалось в их структуре, поскольку весьма популярными специальностями, приобретаемыми в университетах, стали программы по управлению бизнесом и государственному управлению. Параллельно в университетской системе США происходило выделение особой группы учреждений - т.н. "исследовательских университетов", ставших ведущими научно-образовательными комплексами и центрами проведения независимых экспертиз. Экономическая роль и социальный статус таких университетов с течением времени все более повышались.
    Что же касается СССР, то здесь происходили во многом обратные процессы. К сожалению, расширение доступа к университетскому образованию приводило к снижению его качества. Сами университеты в подавляющем большинстве случаев стали лишь обучающими центрами, отторгнутыми от передовых научных исследований и разработок. Формирование новых университетов в стране носило "компанейский" характер, зачастую определяясь амбициями местных властей. В результате происходила "подмена понятий" и созданные в большом количестве и называемые университетами учебные заведения практически ничем не отличались от обычных педагогических институтов. Естественно, что вплоть до самого последнего времени и речи не могло быть об университетской автономии.
    Полномочия университетов в СССР не имели должного правового обеспечения. В силу очевидных обстоятельств им не принадлежала ни земля, ни здания и сооружения. Социальный престиж этих новых университетов как образовательных центров также был весьма невысок, а их государственный статус - просто низок. Дело в том, что как научные центры они интереса не представляли, явно проигрывая Академии наук и сильным ведомственным институтам. Власть не была заинтересована в университетах еще и потому, что подготовка "человеческого наполнения" властных структур в советском обществе осуществлялась через систему специальных учебных заведений, находившихся в ведении партийного аппарата - от региональных партшкол до Академии общественных наук при ЦК КПСС. В результате многие "лубочные" университеты влачили весьма жалкое существование, а идея университетского образования была в стране явно девальвирована. Последнее, впрочем, не относилось к незначительному числу элитных университетов, в большинстве своем - старых образовательных центров, сохранявших определенные исторические традиции, таких как Московский, Ленинградский, Томский, Казанский и некоторые другие университеты. Пожалуй, единственным из новых университетов, приобретших подобный авторитет благодаря своей фактической интеграции с Академией наук, стал Новосибирский государственный университет.
    Сейчас в стране идет активный поиск новой университетской идеи. Задачу поиска новых подходов к развитию отечественных университетов оказалось решить совсем не так просто, как предполагалось десять лет назад. Тогда в России в огромном количестве стали возникать негосударственные вузы, в подавляющем числе называемые университетами. Несостоятельность многих из них привела к еще большей девальвации университетской идеи.
    Думается, что при работе над концепцией университетов России следует особенно тщательно присмотреться именно к американскому опыту развития "исследовательских университетов", который, кстати говоря, стал предметом тщательного анализа и в гораздо более благополучных странах Европы. Объяснения этому факту достаточно прозрачны: в большинстве рейтингов университетов мира американские университеты явно доминируют. К тому же, американский опыт становится весьма привлекательным и в силу возрастающей актуальности проблем регионального развития. Крупные университеты США, являясь федерально-значимыми научно-образовательными центрами, в большинстве случаев выступают мощнейшим фактором развития регионов размещения через формирующиеся при них технопарковые структуры.
    В чем заключаются отличительные особенности американских исследовательских университетов? Прежде чем суммировать некоторые из таких характеристик, отметим один принципиально важный момент. По нашему мнению, начиная с середины ХХ века произошло объединение понятий "элитный университет" и "исследовательский университет". Под элитным университетом традиционно понимается учебное заведение, способное предоставить доступ ко всей совокупности современного знания и всем уровням образования, включая степень доктора наук (Ph.D.). Концепция "исследовательского университета" базировалась на представлении о тесной интеграции в рамках университета образования и научных исследований, включая использование исследований в практике обучения студентов. К настоящему времени эти две университетские философии практически сомкнулись воедино.
    Итак, в чем особенности элитных/ исследовательских университетов США, уже унаследованные многими университетами в различных странах мира? Представляется возможным выделить ряд таких признаков, список которых, однако, совсем не является исчерпывающим.

  1. полифункциональность университета, или способность как генерировать, так и обеспечивать трансферт современного знания.
  2. сильная ориентация на научные исследования и разработки, прежде всего - на фундаментальные исследования.
  3. наличие системы подготовки специалистов с "продвинутой" научной степенью; в том числе и при превышении числа магистрантов, аспирантов и докторантов над числом студентов, ориентированных на получение общего высшего образования.
  4. ориентация на современные направления науки, высоких технологий и инновационный сектор в экономике, науке и технике.
  5. широкий набор специальностей и специализаций, включая естественные науки, социальные науки и гуманитарное знание.
  6. высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе конкурсов, в том числе и международных. Наличие возможностей для приглашения ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу.
  7. высокая степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и образования.
  8. восприимчивость к мировому опыту и гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания.
  9. конкурсность и селективный подход при наборе студентов.
  10. формирование вокруг университета особой интеллектуальной среды.
  11. наличие корпоративной этики, базирующейся на этосе науки, демократических ценностях и академических свободах.
  12. формирование вокруг университета специфического научно-технического и экономического пространства, часто заполняемого технопарковыми структурами.
  13. стремление к лидерству внутри данного региона, страны и мирового научного и образовательного сообщества в целом.

    Анализ того, в какой мере данные характеристики приложимы к современным российским университетам, независимо от громких названий многих из них, представляет собой особую исследовательскую задачу. В докладе предполагается провести такие корреляции применительно к двум ведущим университетам Сибири - Томскому и Новосибирскому, что позволит выявить и некоторые специфические особенности национальных исследовательских университетов. Тем не менее, независимо от результатов такого анализа, очевидно главное обстоятельство - формирование политики в сфере науки и образования вообще и университетского образования в частности неизбежно должно опираться на знание мирового опыта в этой сфере и предполагать его максимально возможное использование в отечественной практике.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]