Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/2_11.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:46 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:55:33 2012
Кодировка: koi8-r
Подготовка менеджеров международных служб в условиях меняющихся целей международного сотрудничества

Шевченко Е.В.
г. Санкт-Петербург

Подготовка менеджеров международных служб в условиях меняющихся целей международного сотрудничества

    Процессы последних лет, связанные с начинающейся демократизацией российского общества, оказали существенное влияние на систему высшего профессионального образования, выразившееся, в частности, в изменении целей международного сотрудничества. К существовавшим ранее добавились цели: а) интернационализации образования, включающей более 80 составляющих ее компонентов, объединенных в 14 групп мероприятий; б) поиска внебюджетных средств; в) социальной защищенности преподавателей и сотрудников и т.п. Соответственно, изменились и функции международных служб образовательных учреждений.
    До 1992 года международные службы, наряду с учебными и научными, были одними из основных подразделений вуза, выполнявшими определяющие, организационные и, главное, контролирующие функции. С открытием границ, развитием информационных технологий, усилением автономии российских вузов функции международных служб в значительной степени приблизились к функциям соответствующих служб зарубежных учебных заведений. Они все в большей степени становятся координирующими и обслуживающими (сервисными, консультационными и обучающими) подразделениями.
    Координирующая функция международных служб определяется необходимостью представлять вуз на международном уровне как единое целое в случае выполнения общеинститутских международных проектов и программ. Сервисная функция заключается в помощи основным учебным и научным подразделениям в решении специфических проблем, связанных с выполнением законов и правил, определяющих приглашение, пребывание и проживание иностранных граждан, направление сотрудников и учащихся за рубеж, с подготовкой и ведением международных соглашений, договоров, проектов, программ и т.д.
    Международные службы - это подразделения, сотрудники которых специализируются на выполнении работ в межкультурном пространстве, действуют вне национальных и культурных границ, имеют дело с представителями разных культур, отличных от культуры общения и ведения дел, принятой в нашей стране, и требующих поэтому особого внимания и отношения. Эти сотрудники должны немедленно реагировать на быстроменяющийся мир и учитывать изменения в различных областях: от новых информационных и образовательных технологий до экономики, политики и демографии. Они обязаны соблюдать сами и консультировать всех участников международного сотрудничества по соблюдению норм, выработанных мировым сообществом и изложенных в международных правовых актах.
    Они также должны обучать сотрудников основных подразделений правилам работы на международном поле: правилам подготовки и подачи заявок на международные конкурсы, правилам общения с представителями других стран и т.д.
    Таким образом, функции международных служб стали, в какой-то степени, сродни функциям таких вспомогательных подразделений вузов, как, например, бухгалтерия. Соответственно и работать в этих службах должны профессионалы - лица, специально подготовленные к деятельности в области международного сотрудничества.
    Изменения в функциях международных подразделений привели к трансформации систем управления вузами. Мы провели анализ систем управления международным сотрудничеством в 55 государственных и 14 негосударственных аккредитованных вузах Санкт-Петербурга, города, где традиционно существуют развитые международные связи и который, по данным Минобразования России, занял в 1999 году первое место в стране по количеству обучающихся иностранных граждан.
    Анализ показал, что в 45% государственных вузов должность проректора по международным связям либо ликвидирована, либо заменена на должность помощника (советника) ректора по международной деятельности, еще в 4-х эти обязанности возложены на проректора по научной работе, а в 2-х - на проректора по экономике. Таким образом, за последние 10 лет в 55% государственных вузов С.-Петербурга произошла реорганизация этого звена управления международным сотрудничеством с заменой проректора - преподавателя, работающего по срочному контракту, на специалиста, занимающегося только организацией работы международных служб. Деканаты по работе с иностранными учащимися остались только в 26% государственных вузов. В остальных вузах этой работой занимаются профессиональные менеджеры управлений (отделов) международных связей или аналогичных подразделений, в некоторых из которых созданы специальные отделы по работе с иностранными учащимися.
    Тенденция перехода к профессиональной работе в области международного сотрудничества особенно характерна для негосударственных вузов. Из 14 НОУ только в одном есть должность проректора по международным связям, в другом имеется должность проректора по международным программам, а в двух эта деятельность официально возложена на проректоров по научной работе.
    На самом низшем уровне управления - уровне ответственных за определенное направление работы (супервайзеров), отличие качественного состава сотрудников российских и зарубежных международных служб наиболее заметно. В зарубежных вузах в качестве супервайзеров работают либо специалисты в области международного образовательного сотрудничества, либо филологи, психологи, экономисты и т.д., прошедшие переподготовку. Обязательным для всех сотрудников является знание одного или нескольких иностранных языков. У нас, как показывает предварительный анализ данных по Санкт-Петербургу, в международных службах 32% от числа сотрудников с высшим образованием имеют гуманитарное, 15% - экономическое, остальные другое образование, в основном, техническое, а 40% сотрудников являются выпускниками того же учебного заведения, где они и работают.
    На основе анализа системы целей интернационализации образования, анализа зарубежных квалификационных характеристик, учета опыта и специфики работы российских вузов были составлены квалификационные требования к работникам международных служб. Анализ этих требований показал, что знания, умения и навыки, которыми должны обладать разного уровня менеджеры международных служб, имеют междисциплинарный характер. В полном объеме эти знания, умения и навыки не могут быть получены путем освоения какой-либо программы, внесенной в Государственный классификатор направлений и специальностей подготовки. Таким образом, подготовка специалистов в области международного сотрудничества образовательных учреждений должна быть выделена в особое направление.
    Анализ системы подготовки таких специалистов в странах, имеющих развитое многоплановое международное образовательное сотрудничество и занимающих ведущие позиции в экспорте образовательных услуг, позволил разработать систему средств подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников международных служб. Система учитывает специфические требования к их профессиональной деятельности, вариативность предыдущего образования, а также способна гибко и динамично реагировать на изменяющуюся ситуацию. В систему заложены, в частности, принципы целостности и модульности построения, позволяющие как подготовить специалистов из числа выпускников школ, так и повысить квалификацию действующих сотрудников международных служб вплоть до получения ими второго высшего образования по новой специальности. Использованная кредитная система учета трудоемкости позволяет оценивать и учитывать, в том числе, участие сотрудника в различного рода обучающих семинарах. Система предполагает приближение мест обучения к местам работы за счет использования потенциала и возможностей сети признанных Минобразованием России региональных межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности.
    Разработанная система реализуется в рамках открытой в 1997 году в Институте международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного технического университета кафедры "Управление международным образованием". Часть трудностей в реализации системы в полном объеме заключается в жестком регулировании государством условий составления учебных планов, в сложности процедуры открытия новых направлений подготовки, в отсутствии национальной кредитной системы учета трудоемкости изученных дисциплин. Другая часть - в отсутствии полноценных публикаций, а тем более учебных пособий, по проблемам международного сотрудничества в образовании. Доступность же к многочисленным зарубежным изданиям ограничена из-за слабого финансирования высшей школы со стороны государства. С этих позиций очевидно, что привлечение к разработке методических материалов и преподаванию специальных дисциплин наиболее подготовленных участников научных, культурных и образовательных программ сотрудничества с США является перспективным направлением реализации разработанной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров международного сотрудничества.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]