Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_15.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:44 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:06:54 2012
Кодировка: koi8-r
Индивидуализация высшего образования

В.В. Шрейдер
г. Омск

Индивидуализация высшего образования как фактор становления
личности гражданина демократического общества

    Одной из важнейших проблем российского образования на современном этапе является решение вопросов гуманизации образования, предполагающей процесс обучения и воспитания, ориентированный на разностороннее развитие личности студента и эффективное овладение знаниями. Современное общество остро нуждается в творческой личности специалиста, но в условиях существующей системы высшего образования, с ее жесткой регламентацией процесса обучения, очень трудно сформировать инициативного, деятельного человека с ярко выраженной творческой индивидуальностью, разносторонне развитую личность, самостоятельного гражданина демократического общества.
    В связи с этим, запросы общества, предъявляемые к качеству высшего образования, реализуются, по мнению А.П. Околелова, в целях осуществления преобразований системы высшего образования, направленных на индивидуализацию системы многоуровневого обучения, одним из путей реализации которой может стать проектирование индивидуально-образовательного маршрута студента [3].
    Одним из способов рассмотрения условий реализации индивидуализации высшего образования является выявление и критическое осмысление опыта зарубежных образовательных систем по рассматриваемому вопросу.
    Исторической родиной демократизации образования, личностно-ориентированного, индивидуализированного обучения являются Соединенные Штаты Америки.
    При индивидуализации обучения, американские педагоги разрабатывают формы индивидуализированной самостоятельной работы в зависимости от способностей подготовки студентов и целей образования, в том числе и при использовании компьютеров; создают индивидуальные программы с выбором форм и методов обучения и особенно в определении темпов прохождения всего курса поддерживается инициатива самих студентов. На основе системного анализа, представленного в исследовании А.П. Захаровой, можно утверждать, что одним из популярных принципов индивидуализации в педагогике США является принцип обогащения (пополнение одинаковой для всех программы), подразумевающий 2 вида: горизонтальный (знания расширяются) и вертикальный (знания углубляются) [2]. Так студенты могут работать по программе, соответствующей их индивидуальным интересам и профессиональным намерениям. Вся система обучения направлена на воспитание прежде всего полноценного гражданина демократического общества, поддерживаются индивидуальные способности, воззрения личности.
    В отличие от большинства российских университетов, где учебная программа жестко определена для всех студентов одной специальности, американские университеты не придерживаются единой, обязательной программы обучения. Определяя основные требования для получения степени бакалавра, университет предлагает студенту на выбор большое количество сравнительно небольших курсов из разных областей знаний, в том числе курс по гражданскому обществу, правовому государству, международным нормам по правам человека и т.п., что способствует разностороннему развитию личности студента как грамотного гражданина общества.
    Рассмотрение основных концептуальных идеи индивидуализации высшего образования можно связать с развитием в США трех ведущих направлений:

    Таким образом, рассмотрев основные направления индивидуализации обучения в США, можно отметить целенаправленную ориентацию всей системы высшего образования на личность студента, разнообразие форм, средств и методов индивидуализации обучения, что не характерно сегодня для вузов России.
    Сегодня в России наблюдается тенденция развития индивидуализации обучения, направленной на решение проблем гуманизации образования, что приводит к перестройке системы высшего образования и разработке следующих основных принципов, ориентированных на создание условий для становления личности студента как грамотного специалиста и самостоятельного гражданина демократического общества:

    Так как структура системы многоуровневого образования, а также цели ее отдельных звеньев определяются воздействием общественной востребованности в образовании, которые формируются из потребности в квалифицированных специалистах и социальными запросами, индивидуализация и демократизация образования должна проходить через расширение возможностей каждого человека в области реализации его гражданских прав на получение качественного образования.
    Таким образом, отвечая требованиям времени в области решения проблемы гуманизации образования, построение системы высшего образования на основе индивидуализации обучения может стать фактором становления личности компетентного специалиста и гражданина демократического общества.

Литература:

  1. Елманова В.К. Высшее образование за рубежом. - МГУ, 1989. - 50 с.
  2. Захарова А.П. Становление и развитие системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в США: Автореф. - М., МГУ, 1995.
  3. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы, тенденции развития - ж. "Высшее образование в России", N2, 1994, 45-50 с.

[Назад] [Оглавление]