Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o59.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:34 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:42:40 2012
Кодировка: koi8-r
Социокультурное пространство в профессиональном образовании

Н.С. Макарова
г. Омск

Социокультурное пространство в профессиональном образовании: историко-педагогический аспект

    В демократичном обществе связь поколений всегда является предметом особой заботы и внимания, эта связь не может и не должна быть прервана, поскольку именно она демонстрирует стабильное состояние общества. Однако каждое поколение выстраивает собственный жизненный мир - социокультурное пространство, которое состоит из определенных значений ведущих понятий, системы символов, системы ценностей и норм. Именно в данном пространстве происходит идентификация индивида как личности, как социального субъекта и как профессионала. Социокультурное пространство в профессиональном педагогическом образовании приобретает особое значение, так как именно система профессиональных установок, норм, ценностей, символов является составляющей профессиональной культуры.
    Все ситуации, происходящие в данном пространстве, интерпретируются личностью как события, из чего следует тот факт, что они имели и имеют особое значение для развития личности. Но эти ситуации не воспринимались и не рефлексировались бы как особые, не существуй релевантного социокультурного пространства. Память фиксирует детали данного социокультурного пространства: отдельные понятия и фразы, отдельные учебные тексты. На их основе формируется представление - образ, отражающее профессиональные взгляды человека, его позицию. Отношение к интерсубъективному миру - пространству имеет идентифицированный характер, что проявляется через знаменитую фразу: "Вот в наше время:". Другими словами, в мир-пространство поколений не допускаются "чужие", а "чужими" становятся новые поколения. В то же время, в современном обществе эта проблема "допуска" решается через установление социального диалога. Каждое последующее поколение ожидает, что профессиональное сообщество, в лице предыдущих поколений не столько будет объяснять, навязывать свои нормы и ценности, сколько впустит новое поколение в свой мир, в свое социокультурное пространство. С другой стороны, старшее поколение заинтересовано и ожидает включения идущих за ним поколений в собственный мир.
    Специфической формой такого диалога поколений выступает традиция, которая не просто передает жизненный опыт одного поколения другому, не просто сохраняет социальную информацию, но передает целый уходящий жизненный мир и его социокультурные фрагменты другому поколению.
    Для сохранения стабильности общества и обеспечения развития культуры особое значение должно придаваться традициям в образовании, в особенности в профессиональном педагогическом. Формирование, развитие, трансформация педагогических традиций обеспечивается в процессе профессиональной подготовки через содержание педагогического образования.
    На наш взгляд, проникновение в социокультурное пространство предшествующих поколений в педагогическом образовании возможно через осмысление историко-педагогического наследия. Педагогический опыт прошлого в содержании педагогического образования выражен в курсе "История образования и педагогической мысли". Значение освоения педагогических традиций переоценить невозможно. По словам Б.М. Бим-Бада, историко-педагогическое знание - это своеобразное "самосохранение педагогики".
    История педагогики способствует развитию профессионально-педагогического мировоззрения, которое составляет основу профессиональной компетентности (К.И. Салимова).
    История педагогики позволяет студенту понять, что педагогические принципы несут в себе историческое содержание, что кое-что уже утратило свое значение или доказало жизнеспособность, открыто для переоценок, не всегда положение вещей было таким как сегодня и не останется таким в будущем. Осознание этого способствует формированию особого "критического отношения" к традиции.
    По мнению ученых, история педагогики не может быть направлена на оценку ценностей и норм прошлого только с точки зрения его порицания. Напротив, она показывает успешность историко-педагогического процесса, демонстрирует, каким образом теория и практика воспитания детей подошли к современности, и поэтому делает и теорию, и практику более понятными.
    Одной из наиболее значимых и актуальных функций историко-педагогических знаний при подготовке педагогов является ценностно-смысловая функция (Б.С. Гершунский). Поскольку в современном обществе идет изменение, ломка ценностных ориентаций и идеалов, господствовавших на протяжении длительного времени, возникают сложности с личностным и профессиональным ценностно-ориентационным определением. Современное социокультурное пространство представлено многообразием педагогических течений, концепций, установок. Будущие педагоги также испытывают трудности с определением для себя тех нравственных и профессиональных ценностей, которые будут доминировать в их педагогической деятельности.
    В этих условиях исторический подход в образовании и историко-педагогическое знание дают студентам возможность увидеть, какими идеалами руководствовались педагоги в разные исторические эпохи, на какие культурно-образовательные, нравственные ценности они ориентировались. Присущие каждому обществу социальные, экономические, политические условия жизни формируют определенный тип педагогической системы и типаж личности (личностный образец) со свойственными ему ценностными, абсолютными установками на жизнь. Знакомство с этими системами и личностными типажами, которые они формируют, и дает студентам, помимо собственно познавательной функции, возможность выбора идеалов, выработки индивидуального стиля педагогической деятельности.
    Как отмечает О.Е. Кошелева, теоретические и практические усилия педагогов каждой эпохи имеют, с одной стороны, собственную, современную им культурную ценность, а с другой - дают почву для будущего. Зарываясь в проблемах современной культуры, не обращаясь к истории, мы утрачиваем возможность диалога с прошлым. Истинное развитие культуры в целом и педагогики как ее неотъемлемой части плодотворно лишь в диалоге с другими культурами - как иных народов, так и иных эпох.
    С позиций социокультурного подхода, историко-педагогические знания - это инструмент, с помощью которого можно увидеть закономерности развития педагогики в их соотношениях с тенденциями развития общества. Кроме того, они развивают критический подход к изучаемому, умение постичь его "плюсы" и "минусы", причины, следствия и значение; помогают отслеживать важнейшие "сквозные" проблемы во всем их временном развитии и в связях друг с другом; позволяют привлекать межнаучные, особенно философские, знания к анализу историко-педагогических явлений и процессов.
    Попадающие в сферу историко-педагогического осмысления детали социокультурного пространства различных эпох, отдельные понятия и фразы, отдельные учебные тексты, формируют особое профессиональное мировоззрение, способствуют становлению профессиональной культуры.
    Педагогическое знание традиционно представлено в виде текстов, устных или письменных, которые могут быть поняты достаточно широким кругом людей, на понимание которых они рассчитаны и могут быть оценены с точки зрения их обоснованности, истинности или ложности. Историко-педагогическое знание представлено в виде педагогических текстов, созданных в различные исторические эпохи и отражающих помимо педагогической, еще и историческую реальность. Объектом, отраженным в этих текстах, выступает явно или не вполне явно выраженная педагогическая действительность, входящая в социальное пространство (А.С. Роботова). Авторы этих текстов как субъекты творческой деятельности являются носителями педагогического сознания разного уровня: от высокого уровня теоретичности и компетентности до уровня обыденного, житейского, не сопряженного с теоретическими обобщениями и знаниями.
    Анализируя результаты деятельности авторов самых разнородных текстов, необходимо говорить о самоочевидности и неочевидности содержащейся в них педагогической информации, педагогического знания, входящего в социокультурное пространство.
    Историко-педагогическое знание - это объективированное знание. Оно актуально или потенциально включено в общий познавательный процесс, и способы обращения с объективированным знанием носят непосредственно коллективный характер. Рассматриваемые нами историко-педагогические знания, источниками которых являются и научно-педагогические тексты, и документальные, и художественные, в некоторых случаях носят субъективный характер - они отражают субъективное авторское видение педагогической действительности, его субъективную позицию, точку зрения, рефлексию субъекта. Они объяснены, обоснованы другим, отличным от научного, способом. Однако в контексте педагогической культуры, педагогического сознания объективированное и субъективное знание взаимопроникают и взаимодействуют, дополняя друг друга. Их взаимодействие отражает важную тенденцию бытия людей - всеобщую заинтересованность в познании педагогической действительности, желание понять человека с педагогической точки зрения. Историко-педагогическое знание способствует "погружению" в социокультурное пространство прошлого, создает основу для развития профессиональной культуры педагогов, основанной на традиционных ценностях, которые, органично сочетаясь с современными, создают базу для развития будущего социокультурного пространства в профессионально-педагогическом образовании.