Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o61.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:43:13 2012 Кодировка: koi8-r |
А.Е. Леванова,
И.В. Колмагоров
г. Кемерово
Опыт международных программ академического и образовательного обмена как средство демократизации и повышения качества образования
Американские и европейские
программы, с которыми мы столкнулись в
Кемеровском государственном университете в
качестве координатора и участника, разнообразны
и в основном включали в себя конференции и
симпозиумы для обмена академическим и
практическим опытом; посещение учебных
заведений представителями стран-участниц
программы; выделение средств для прохождения
обучения в школе, колледже или университете (в
том числе с получением степени); программы
культурного обмена; программы академического
обмена. Все варианты были объединены общностью
цели - оказание помощи в развитии российской
демократии. Сейчас, когда прошло уже более 10 лет с
начала активного функционирования таких
программ, кажется необходимым подвести итоги,
пересмотреть результаты, высказать пожелания на
будущее. В данной статье речь будет идти
преимущественно об опыте, накопленном в ходе
участия в программах, осуществляемых National Association
of International Educators (1990-2002) и программах TEMTUS (1994-1999).
Одним из наиболее очевидных
результатов подобных обменов является
неизбежное расширение кругозора участников
программ, что, само по себе не будучи целью,
способствует отходу от догматизма, нетерпимости
и узости мышления. Приобретение же таких качеств
не только желательно, но и необходимо в обществе,
стремящемся к демократическим принципам
управления и рыночной экономике. Следовательно,
можно было ожидать, что прохождение обучения и
краткосрочных программ в американских
университетах окажется полезным прежде всего
для студентов экономических и юридических
факультетов, тех кто в обозримом будущем будет
формировать и экономику, и политику страны.
Однако приобретение таких качеств важно не
только для них; представители гуманитарных
специальностей - та целевая группа, для которой,
на наш взгляд, подобные программы играют
чрезвычайно полезную роль. Особенностью
гуманитарных факультетов, как нам кажется,
является восприимчивость к мнению другого,
открытость к диалогу с обладателями
мировоззрением, отличающимся от собственного, а
также (иногда гипертрофированное) ударение на
относительность академической истины. В то
время, когда прагматически настроенный
специалист по маркетингу впитывает практические
навыки и методы, его собрат-гуманитарий более
открыт для новых идей, нового взгляда на мир.
И то, и другое, очевидно, важно для
такой страны, как Россия: несмотря на попытки
академических или политических кругов заявлять,
что "нам" нужно, а что нет (бoльшее число
экономистов, бизнесменов, юристов или социальных
работников), нужны прежде всего люди с
обновленным мышлением. И это - главная заслуга
подобных программ, как, впрочем, и одна из
основных их целей. Уникальность и эффективность
их в том, что, особенно при прохождении
долгосрочных программ, у участника появляется
возможность не только приобрести некоторые
знания, но, что более важно, соприкоснуться с
реальностью демократического строя,
погрузившись в него с головой. К примеру,
студенты, обучавшиеся в таких университетах, как
University of Wisconsin - Eau Claire, Lock Haven University, PA, в Школе
переводчиков в Страсбурге, испытали на себе
жизнь тех университетских городков и местных
сообществ, в которых они обучались, путем участия
в академической жизни, а также ярмарках, дебатах,
конференциях и многих других мероприятиях. Но не
только конкретные, пусть и многочисленные,
мероприятия формировали впечатления от таких
программ; жизнь в целом была показательной для
американского или европейского образа жизни.
Важной особенностью американских университетов
является наличие и органов студенческого
самоуправления, и большого числа студенческих
организаций, как профессионально
ориентированных, так и общественных,
благотворительных, религиозных, творческих.
Участие в таких организациях, как было замечено,
важно по нескольким причинам: во-первых, это дает
возможность участникам ознакомиться с жизнью
американских студентов за пределами учебных
аудиторий, проследить, как формируется grass-roots,
демократические механизмы. Во-вторых, это важно и
как средство социализации самих российских
студентов: мы заметили, что из числа
участвовавших в программах те, кто активно
влился в жизнь университетов посредством таких
программ, имели и лучшие академические
показатели (улучшился, в том числе, их уровень
владения языком, что было немаловажным в течение
первых месяцев участия в программах), и лучший
уровень приспособляемости к новой для них
обстановке (а это обусловило успех программы в
целом). Кроме того, по возвращении домой те
студенты, которые были активно вовлечены в
деятельность студенческих советов и
организаций, более успешно применяли и знания, и
навыки, полученные в американском учебном
заведении. Значительная часть из них стала
участвовать в системе местного самоуправления
университета и факультетов. Таким образом, одна
из задач подобных программ - применение
результатов обучения в России - была успешно
выполнена.
В то же время необходимо отметить, что
такие программы - это и возможность увидеть
минусы того демократического общества или
системы образования, с которым студенты и
преподаватели ознакомились, а также перенести
американский опыт на российскую землю в
модифицированном виде. Например, при обсуждении
достоинств и недостатков пройденных программ,
участники указывали на существующие иногда
более низкие требования, чем те, к которым они
привыкли у себя дома. Не подлежит сомнению и
осторожность, с которой необходимо перенимать
опыт демократических механизмов в американских
университетах. В целом, однако, преимущества
настолько превосходили отдельные минусы, что
последними можно было пренебречь.
До сих пор речь в статье шла о том, что
хорошего получили российские участники
программ; но программы обмена являются
программами двусторонними, и разумно ожидать
ответной реакции с американской или европейской
стороны. Одним из важных преимуществ, как было
отмечено самими иностранными студентами,
является возможность познакомиться с
представителями культуры, отличной от их
собственной. В этом студенты университетов
среднего уровня действительно нуждались:
например, в таких штатах, как Миннесота,
Висконсин или Айова студенты составляли
достаточно однородную аудиторию как в
этническом, так и в культурном соотношении, и
увеличение числа студентов из-за рубежа было
положительным моментом, хотя это, скорее всего,
не относится к университетам, располагающимся в
мегаполисах. Студенты имели возможность
участвовать в мероприятиях, организованных
службами международных обменов университетов,
выступать с презентациями и докладами как в
самом университете, так и за его пределами.
Важным преимуществом американских
программ академического и образовательного
обмена, направленных на студентов-гуманитариев и
преподавателей гуманитарных факультетов
является также положительное влияние на
качество и уровень преподавания в российских
университетах. Несмотря на традиционную
фундаментальность российских вузов, существуют
определенные улучшения, которые могут и должны
быть введены. Мы заметили, что инновации, которые
применялись преподавателями, прошедшими
обучение в рамках американских образовательных
программ, касались двух аспектов: личность
преподавателя и техническая сторона
преподавания. По возвращении в российский
университет преподаватели, успешно
зарекомендовавшие себя, обычно показывали
бoльшую мобильность в общении, применении
инновационных материалов и методов, основанных
на более активном вовлечении самих студентов в
процесс обучения, на сведение преподавателя с
пьедестала оракула на более равный уровень со
студентами, направленность на применение
навыков критического мышления, а также
направленность на обширную публикацию
разрабатываемых материалов. Подобные
нововведения требуют не столько механического
использования изученных принципов, сколько
изменения мировосприятия самого преподавателя,
что является наибольшей заслугой таких программ,
на наш взгляд. Технические особенности
преподавания также менялись в соответствии с
новыми целями и задачами, которые стали
ставиться преподавателями: обеспечение более
наглядного, обширного раздаточного материала,
поиск новых, эффективных учебников и пособий,
предоставление выбора в способе усвоения и
работе с материалом. Необходимо отметить, что те
преподаватели, которые успешно прошли обучение
по программам обмена, стали более
конкурентоспособными, более популярными среди
студентов и, соответственно, более влиятельными
не только в образовательном плане (как
"законодатели" методов и подходов), но и в
воспитательном. Принимая во внимание ту
основополагающую роль ("gatekeeper role"), которую
учителя имеют в высшей школе и обществе, приятно
осознавать, что в данном случае это влияние в
духе демократических идеалов и толерантности.
К некоторым негативным моментам
обучения по подобным программам можно отнести в
отдельных случаях невозможность применения в
родном вузе опыта, накопленного за рубежом. Это
зависело от разных факторов, в том числе от
политики руководства факультета, а также и от
самого преподавателя. В случаях с неудачным
опытом студентов в рамках данных программ
большую роль играло индивидуальное восприятие
человеком чужого культурного опыта,
подкрепленное сильным культурным шоком и
некоторыми негативными личными качествами.
В целом, мы можем говорить о
чрезвычайно успешном опыте программ обмена как
среди студентов, так и среди преподавателей
нашего университета. Те академические,
культурные и поведенческие знания и навыки,
которые приобрели участвовавшие в обмене
студенты и преподаватели, явились мощным
фактором оптимизации образования в университете
и возможностью в изменяющихся условиях
российского общества способствовать развитию
демократического мышления и демократических
механизмов.
Хотелось бы пожелать, чтобы подобные
программы продолжали действовать в России.
Несмотря на стабилизирующуюся обстановку,
политическую ситуацию, отличающуюся от прежней,
цели и задачи данных программ все так же
актуальны для наших вузов. Возможно, конкурсный
отбор сейчас должен быть более жестким, чем
раньше, но чрезвычайно важно продолжать
предоставлять возможности тем регионам и
относительно небольшим городам, которые ранее не
были широко представлены в рамках
образовательных и обменных программ, для чего,
возможно, понадобится некоторая децентрализация
программ. В целом, однако, очевидно, что как
американские, так и европейские программы
известны, популярны и продуктивны.