Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o63.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:43:46 2012
Кодировка: koi8-r
Актуальные проблемы демократизации профессионального образования

Т.В. Савченко
г. Омск

Актуальные проблемы демократизации профессионального образования.

    Самоорганизация и совершенствование учебной деятельности студентов - принципиально иной подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в новых социально-экономических условиях. В рыночной экономике знания, квалификация становятся капиталом специалиста. Во главу угла ставится самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности.
    Демократизация - одно из ключевых понятий нового времени, область решения многих проблем, вставших перед российским обществом. Проблемы демократизации профессионального образования охватывают все без исключения стороны жизни учебных заведений.
    Гуманизация и демократизация - две тесно взаимосвязанные стороны одного процесса развития народного образования. Друг без друга они не существуют и невозможны. Если гуманизация профессионального образования - это взгляд на преобразование профессиональной школы с точки зрения интересов личности студента, то демократизация образования - взгляд на его преобразование с точки зрения нормализации отношений между обществом, государством и учебными заведениями, между педагогами и студентами и между самими студентами.
    Происходящие социальные изменения начинают опережать темпы смены поколений. В связи с этим общество испытывает большую потребность в подготовке квалифицированных специалистов с таким способом жизнедеятельности, который характеризуется готовностью к непрерывному самосовершенствованию, осознанию собственного "я", способностью на этой основе к быстрой переориентации, к отказу от привычных представлений, к активному восприятию нового, нетрадиционного.
    Любые новаторские идеи и реформы могут воплотиться в жизнь только через творчество в деятельности специалистов-практиков, через соответствующие изменения профессионального мышления и поведения последних. В связи с этим вся система профессиональной подготовки должна соответствовать индивидуальным запросам, возможностям и способностям студентов, с одной стороны, и требованиям завтрашнего дня - с другой. Будущее экономики зависит в значительной степени от менталитета выпускников, которым предстоит научиться создавать новые условия жизни и жить в этих условиях.
    Необходимо пересмотреть содержание, формы и методы профессиональной подготовки с ориентацией на такую "модель специалиста", когда главным становится формирование творческой, саморазвивающейся личности, способной и свободной ориентации и продуктивной самореализации в условиях рынка.
    Часто институты, преследуя цель вывести на определенный уровень профессиональных характеристик "набор" профессиональных знаний, умений, навыков студентов, забывают о самом студенте и роли педагога как субъекта педагогического процесса, способного актуализировать личностно-профессиональный рост будущего специалиста.
    Известно, что процесс социализации связан с целенаправленным "самодостраиванием" человека в процессе взаимодействия со средой, поэтому университет должен стать благоприятной средой для актуализации профессионального самосовершенствования.
    Новое осмысление педагогической практики системы высшего образования заключается в воспитании свободного, творческого человека, способного непрерывно самоопределяться не столько по целям профессиональной деятельности, сколько по общечеловеческим ценностям.
    В связи с выдвинутыми приоритетами человеческой самоценности, уникальности и неповторимости, воспитательная система должна создать гуманную среду как пространство творческого самовыражения, самосовершенствования и саморазвития личности студента. При условии предоставления возможности осознать профессиональное образование в качестве одной из ведущих ценностей самосозидания, у студентов актуализируются потребности в личностно-профессиональном росте. Многогранность личности как сложного био-психо-, социо-этно-культуро-космического феномена определяет заложенную природой внутреннюю потребность человека в самостабилизации, самосовершенствовании, самодостраивании, актуализация которой приводит к воспитанию способности выживать в изменяющихся условиях жизни и труда.
    Являясь компонентом целостного процесса самореализации личности, профессиональное самосовершенствование сыграет большую роль в личностно-профессиональном становлении студентов.
    В связи с этим возрастает значимость психолого-педагогической подготовки, которая преследует углубление профессиональной готовности студентов, связанной с развитием потребности в профессиональном самосовершенствовании.
    Профессиональное самосовершенствование представляет процесс развития не только личностно-значимых качеств, но и профессиональных, поэтому для личности самоорганизация обретает социально-значимую роль. В процессе самоорганизации в гуманистически ориентированном пространстве студенты, проходя "школу жизни", самоутверждаются, пробуют себя в различных ролях, в том числе и будущей профессиональной деятельности.
    Следовательно, педагог должен влиять на личность студента опосредованными методами, не ущемляя его свободы, творческой активности какими-либо ограничениями. Собственная активность студентов в процессах как личностной, так и межличностной организации становится реальной предпосылкой для развития более высокого уровня профессионального самосовершенствования, проявляющегося в деятельностном саморазвитии.
    Поэтому необходимо создать условия для усиления ответственности за качество деятельности, "взращивания" чувства чести, собственного достоинства посредством своего вклада в социально значимую деятельность, проявления чувства тождественности, ценности своей личности и осуществляемой работы: предметной, мыслительной, духовно-практической.
    Таким образом, психолого-педагогическая подготовка, создавая природосообразные условия развития и профессионального становления личности, обусловливает тем самым проявления более зрелых качественных компонентов саморазвития личности, таких как самоактуализация и продуктивная самореализация.
    Специально организованная психолого-педагогическая подготовка способствует погружению студента в процесс самопознания и самоопределения, которые создают внутренние предпосылки для осознания профессионального образования в качестве ведущей ценности. Изучение психологических основ саморазвития побуждает студентов к сознательной саморегуляции и самосовершенствованию характера. При высоком уровне развития процесса профессионального самосовершенствования для студентов становится характерным собственная продуктивность, сопровождающаяся собственным саморазвитием.
    Таким образом, потребность в профессиональном самосовершенствовании имеет свою ретроспективу, являясь одной из самых актуальных.
    Необходимо использовать "внутренние резервы" самих студентов, чтобы обеспечить их развитие по вектору "выживания". Именно поэтому одним из положений современной антропологии является идея "самоосновности" человека и необходим механизм ее реализации через "достраивание", самосовершенствование.