Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o70.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:39 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:45:41 2012
Кодировка: koi8-r
Развитие национальной школы в контексте модернизации образования

В.А. Яшаева
г. Элиста

Развитие национальной школы в контексте модернизации образования

    Смена приоритетов и целей образования, отход от идеологической зашоренности, авторитаризма, жестко централизованной модели школьного управления, происходящие в течение последних лет, вызвали необходимость поисков как нового научного подхода к содержанию образования, так и новых аспектов методического обеспечения обучения и воспитания.
    Особо остро эта проблема стоит перед национальной школой. Главная цель и задача любой национальной школы - воспитать и обучить ребенка на основе национальной культуры, в среде родного языка, с одновременным включением его в систему общекультурных и нравственных ценностей. Вместе с тем, практические шаги, предпринятые в ряде школ Калмыкии, позволяют выявить конкретные проблемы, трудности.
    Национальная школа ставит перед собой специфические задачи не столько изменяющие, сколько дополняющие задачи, стоящие перед общеобразовательной школой вообще. В силу этого национальная школа должна представлять национальный компонент в образовании на максимально высоком научном уровне, что сложно ввиду не всегда благоприятного состояния самой науки в конкретном регионе и этнокультурном сообществе. Отдельной проблемой представляется возможность усиления через посредство национальной школы такого явления, как национализм, в случае пропаганды исключительности какого-либо одного этноса и принижения других. Решение этой проблемы также в значительной мере определяется выбором методов, средств, путей формирования образовательной и воспитательной траектории национального образовательного учреждения.
    Национальная школа работает с контингентом учащихся, чья психология и менталитет имеют ряд характерных особенностей. Подобные особенности, тем более в многонациональных регионах, должны найти обоснование и отражение в методиках преподавания. В настоящее же время учет национального фактора в процессе обучения является наименее разработанной областью современной дидактики.
    Таким образом, национальная школа, переживая сегодня процесс интенсивного реформирования, находится в менее выгодном положении по сравнению с общеобразовательной школой в силу недостаточной разработанности научно-методического процесса обучения и воспитания.
    Среди причин слабой разработанности научно-методической базы можно выделить следующие:
    - недостаточное финансирование и неудовлетворительное материально-техническое обеспечение. Это ставит перед школой ряд сложных проблем, в том числе невозможность внедрить в достаточном количестве и должного качества инновационные информационно-обучающие системы;
    - недостаток новых научно-методических комплексов, на разработку которых не хватает средств;
    - слабая полиграфическая база системы образования, высокие цены на полиграфические услуги, что затрудняет переход на новые образовательные технологии;
    - недостаток в системе национального образования теоретического научно-педагогического потенциала, учреждений, лабораторий, занимающихся разработкой новых научно-методических комплексов и экспериментальных площадок для их апробации.
    В недостаточной степени разработано содержание регионального и федерального компонентов образования как в плане их соотношения, так и содержательной наполненности. Особо остро этот вопрос стоит в связи с переходом старшей школы на профильное обучение.
    Определяющим фактором научно-методического обеспечения национального образования должна стать направленность на создание личностно-ориентированной модели образования; учащиеся должны стать не объектами обучения и воспитания, но субъектами учебно-познавательной, воспитательной и учебно-профессиональной деятельности. При этом перед национальной школой остро встает вопрос эффективного поддержания баланса между воспитанием зрелой и свободной индивидуальности, не приемлющей угнетение ни в какой форме и, с другой стороны, воспитание чувства социальной солидарности, способности к созданию органических сообществ на всех уровнях социальной организации - от семьи до государства. Добиться желаемого результата можно, если поставить в центр образовательного и воспитательного процесса категорию ответственности за последствия принимаемых решений. Причем такой подход возможен в рамках преподавания как истории (имеющей для национальной школы особенное значение), так и литературы, языка, экологии. Воспитание чувства индивидуального и национального достоинства неразрывно связаны и с формированием способности адекватно воспринимать другие культуры и ценностные представления, и с обучением навыкам мышления в категориях свободы и ответственности.
    В решении сложнейшей проблемы дуализма взаимоотношений национального и общечеловеческого при построении учебного плана национальной школы следует руководствоваться следующими принципами: ориентация на формирование целостной картины мира, гуманитарного системного мышления; повышение статуса гуманитарного знания; формирование новой социальной идеологии, основанной на этнопедагогических началах; приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям, гармоничное сочетание национальной и общечеловеческой культур; экологическое образование и воспитание, ориентированное на разумную обоснованную деятельность; воспитание любви к Родине, готовности ее защищать.
    Как известно, язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. История каждого языка неотделима от истории народа, владеющего им, поэтому в проблеме развития национальной школы вопрос об изучении родного языка всегда находится на первом плане. Выбор оптимальной структуры учебного плана в первую очередь является выбором соответствующего решения проблемы двуязычия, и мотивация этого выбора должна быть четко осознана и обоснована.
    Средняя школа N 12 г.Элисты одна из первых в Калмыкии включилась в реализацию "Закона о языках" и Государственной программы развития калмыцкого языка (1991 г.). Организующим, научно-методическим звеном национальной политики школы стала организованная кафедра калмыцкой филологии. Ее усилиями определена концепция, разработаны и апробированы учебные программы, создана стройная целостная система национального образования и воспитания учащихся 1-11-х классов - национальных, профильных, общеобразовательных. Она включает преподавание калмыцкого языка и калмыцкой литературы, изучение старокалмыцкого письма "Тодо бичиг" и калмыцкого эпоса "Джангр", этнографии, спецкурсов по истории Калмыкии, культуре и экологии родного края, работу ученического научного фольклорного общества. Гордостью школы является ее этнографический музей, которому присвоен статус Всероссийского школьного музея. Коллекция музея составлена из экспонатов, изготовленных самими учащимися, собранных в ходе научных экспедиций членами фольклорного общества. Музей является базой проведения тематических встреч, выставок.
    Систематическое отслеживание освоения учебных программ показывает, что они успешно осваиваются учащимися. Признанными являются успехи учащихся на олимпиадах, конференциях, художественных выставках, конкурсах, проводящихся в республике по региональной тематике.
    Результаты социологических исследований свидетельствуют, что в условиях модернизации образования, поиска путей и форм эстетического и нравственного воспитания, развития творческого потенциала школьников актуально и эффективно обращение к народной культуре, памятникам старины, приемам этнопедагогики.