Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o75.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:34 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:47:06 2012 Кодировка: koi8-r |
С.В. Куркова
с. Яровое Алтайского края
Демократизация образования в
России:
опыт США и возможности его использования в
России
Демократизация образования
в России необходима, если мы хотим воспитать
успешное молодое поколение в новых
социально-экономических условиях. Причем речь
идет не об отдельных высоких результатах физиков
и математиков, а о подготовке к жизни новых
поколений российской молодежи.
За последние годы достаточно большое
количество учителей средних школ побывало в США
по программам обмена и стажировок. Впервые в
истории России непосредственные участники
учебно-воспитательного процесса смогли лично
познакомиться с образованием в одной из самых
процветающих стран мира. Передо мной стоял и
стоит вопрос: почему молодой американец способен
быть активным членом общества, отстаивать свои
права, брать на себя ответственность, быть
предприимчивым и инициативным? Что может рядовой
учитель сделать сам, чтобы его выпускники
обладали подобными качествами, и в чем ему нужна
поддержка государства?
Система организации. Российский
учитель чрезвычайно перегружен. Нет никакой
системы нормирования труда.
Учитель следит за учебниками, кормит
учеников в столовой, дежурит по школе, собирает
немыслимые данные об учениках, причем очень
часто. Он пишет характеристики в военкомат и в
комиссию по делам несовершеннолетних, заполняет
журналы и личные дела, оповещает родителей, если
их ребенок ушел с урока. Американская же система
подкупает своей логичностью. Здесь каждый знает,
за что отвечает, и старается делать это с
максимальной эффективностью. За последние годы в
штат средних учебных заведений России введены
должности психологов, социальных педагогов и др.
Но в рядовой муниципальной школе мало кто знает,
что они должны делать. Я считаю, что реформа
должна начаться с того, что каждый взрослый в
детском учреждении будет четко знать свои
обязанности и права, так же как каждый родитель
будет иметь практически ту же информацию, что
даст ему возможность лучше ориентироваться в
системе образования его собственного ребенка.
Одновременно учитель будет знать, что от него
конкретно хочет государство. При национальной
системе образования это сделать совсем не
сложно.
Система оценки учащихся. В школах США я
наблюдала разные системы отметок и оценок знаний
учащихся. Естественно, нам показывали лучшие
школы и лучших учителей. Среди них были и такие,
когда каждую четверть ученик пишет
характеристику работе учителя, а учитель
описывает, как ученик работал в течение семестра
у этого преподавателя. Даже в США далеко не все
учителя готовы к такому сотрудничеству. Но
российская система отметок - это прямая
противоположность данному примеру. Отметки,
полученные за неравноценные виды работ, в начале
и конце изучаемой темы почему-то должны быть
приведены к среднему арифметическому в конце
четверти. Сегодня наша трехбалльная система
никого не стимулирует и не поощряет. Необходимо
определить, за какие виды контроля знаний
выставляется оценка и способ ее изменения при
желании учащегося. Отметок не должно быть много.
Надо дать ученику возможность учиться, а не
контролировать каждое его движение. Вероятно,
это очень близко к системе тестового контроля,
распространенной в США.
Получение аттестата. В России аттестат
получают практически все, кто дошел до 11 класса.
Ученики совершенно разные, с разными
образовательными целями. Теперь, если
правительство введет единый
общегосударственный экзамен, причем
обязательный, школы будут вынуждены избавляться
от "неперспективных" учеников, дабы не
попасть в реестр школ с низким образовательным
уровнем. В тоже время школы элитарных районов
часто просто пожинают лавры репетиторов.
Зачем ученику, не планирующему
поступление даже в местный техникум, сдавать
экзамен, по результатам которого будут
отбираться студенты в вузы, в том числе и МГУ? Мне
кажется, здесь просто необходимо обратить
внимание на опыт США, где учатся все ученики
вместе, но кто-то получит аттестат, а кто-то нет. У
всех есть право на 12-летнее бесплатное
образование в соответствии с его способностями.
Единый экзамен нужен в России, но только для тех,
кто претендует на дальнейшее обучение. Может
быть, он даст возможность для получения другого
вида аттестата, но возможность пересдачи данного
экзамена также должна быть предоставлена любому
человеку в любом возрасте.
Свобода выбора в российском
образовании. Свобода в каком либо виде в
российской школе отсутствует, поэтому в
настоящее время наша школа не может претендовать
на эффективную подготовку молодого поколения к
жизни в свободном обществе. В школе свободу можно
рассматривать по крайне мере с двух точек зрения:
а) свобода слова (свобода выражения
своих мыслей, чувств, переживаний);
b) свобода выбора (предметов, учителей).
Однообразие обстановки, методов,
домашних заданий; пассивное восприятие
материала, сидение за партами в течение 6-7 часов 6
дней в неделю, а кое-где и со сложенными крест на
крест на парте руками, доводит несвободу до
кульминации. Начатая реформой ориентация на то,
чтобы дать возможность ученику выбирать
предметы хоть в какой-то мере сообразно своим
интересам, не может быть осуществлена в
большинстве школ, так как в школе с 1-2 и даже 3
классами в одной параллели нет достаточного
количества интересующихся физикой или
английским углубленно. Поэтому мы опять
преподаем всем и все в одинаковом объеме. Мы
зачастую не можем набрать необходимых 9 учеников
для факультатива и ограничиваемся
индивидуальной и групповой работой, что не
совсем одно и то же. Если мы серьезно намерены
дать ученику свободу выбора, то мы должны
укрупнить школы по возрасту, по крайне мере
выделить 10-11 классы в отдельную школу, как это
делается в США, где для учеников одного возраста
будет предоставлено больше возможностей выбора
и развития.
Рабочее время ученика. В школах США вы
узнаете о том, сколько часов обязательных
предметов и предметов по выбору учащийся должен
посетить каждый семестр и за весь курс обучения,
как только вы входите в школу. Наши лучшие
ученики посещают все факультативы, групповые и
индивидуальные занятия подряд, в то время как те,
кто не сильно стремится к учебе, может не
посещать ни одного дополнительного урока. Кроме
того, многие ученики занимаются в школах
искусств, спортивных школах и других учебных
заведениях, что может составлять до 10-11 учебных
часов в день. В США эти все занятия входят в
обязательное количество уроков для каждого
ученика, так как они в основном проводятся тут же
в школе. В России тоже могли бы уменьшить
нагрузку на учащихся, введя занятия по выбору,
которые ребенок может посещать и в другом
образовательном учреждении. В то же время, тем
учащимся, которые участвуют в бесплатных (а может
и платных) концертах, в соревнованиях и
выставках, это могло бы быть защитано как летняя
практика или общественно-полезный труд.
Методы обучения. Различие между
методами обучения в российской и американской
школах очень велико. В американской школе я не
видела таких видов работ, как пересказ
параграфов, написание сочинений и изложений в
нашем понимании. Нет в американской школе
проблемы списывания, которая в нашей стране
приняла угрожающие размеры. Я считаю, что это
связано именно с разными методиками и
стандартами обучения. По многим предметам
уровень требований непомерно завышен, а методы
обучения традиционные. Вот и приходится ученикам
и их родителям искать способы откуда и что
списать. Книги с выполненными домашними
заданиями, готовыми сочинениями и интернет сайты
с темами выпускных сочинений и решенными
выпускными контрольными - это результат того, что
методы обучения не соответствуют тому, что мы
хотим от школьников. Отдельные учителя и
прогрессивные школы используют передовые
методы, но при общих требованиях к учащемуся
ответить устно тему на английском языке или
описать образ того или иного героя, которого
описывают уже лет 50 на уроках литературы, нам не
избежать зубрежки и списывания. Мне кажется, мы
могли бы обратится к стандартам США, чтобы
адаптировать их к нашим условиям, так как они не
входят в противоречие с российскими традициями и
попробовать детей учить творчеству, читая на
экзамене собственные стихи, как это делал еще
Пушкин. Все зависит от того, чему и как мы будем их
учить.
Резюме. Опыт США возможно использовать
в условиях российской школы. Американское
образование нацелено на воспитание активного
члена демократического общества. Мы можем
адаптировать к российским условиям, во-первых, те
стороны американского образования, которые
служат данной цели. Во-вторых, необходимо
обратить внимание на слабые стороны российского
образования, и попытаться найти решение данных
проблем у коллег США. В-третьих, если
правительство серьезно намерено проводить
реформы, необходимо привлекать рядовых учителей
к апробации инноваций, так как реформы нельзя
провести без рядового учителя. Наша же задача -
высказать свое мнение о возможностях
демократизации в сфере образования открыто.