Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o07.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:26:31 2012
Кодировка: koi8-r
Справедливость как социально преобразующий проект в демократическом обществе

С.В. Денисенко
г. Омск

Справедливость как социально преобразующий проект в демократическом обществе

    Справедливость расценивается в современном обществе через целый ряд социальных и этических явлений: законы, поступки людей, социальные институты и общественные системы, решения, установки, позиции людей. Идеал справедливости, идея справедливости порождены проектированием в сознании человека элементов равенства во взаимодействии, наличия одинаковых условий, согласия, а это имеет прямое отношение к демократическому обществу. Проектность человеческого сознания, которую следует понимать как имманентное свойство человеческого сознания мысленно создавать свое будущее бытие, проявляется в способности формировать образы желаемых будущих результатов жизнедеятельности, выливается в стратегии, направленные на предвидение реальных последствий наших действий и изменяющие наше поведение. Благодаря проектности сознания возможно социокультурное воспроизводство человека, представляющее созидание человеком самого себя в соответствии с высшими, всеобщими, духовно-нравственными, правовыми и другими ценностями. Тесно связана с проектностью сознания категория цели и производные от нее категории идеала, мечты, воображения (С.В. Денисенко). Идеал справедливости человеческих взаимоотношений является таким мысленным проектом, исходя из которого строятся и многие другие, воплощающиеся в реальные действия и поступки.
    Вот почему признаками справедливости выступают согласие и взаимность. Юридически очень важно именно понятие согласия. Ведь там, где присутствует согласие, даже если нет справедливости, то уж точно отсутствует несправедливость (А. Кожев). Из одного только факта согласия еще невозможно вывести идею cправедливости, но можно создать юридически нейтральную ситуацию, которая не является ни справедливой, ни несправедливой, однако это согласие выступает признаком возможной справедливости. Отсутвие справедливости или несправедливость становится терпимым, если необходимо избежать еще большей несправедливости.
    Связь осознания справедливости по отношению к личности со стороны государства, закона проявляется как правосознание члена современного общества. Справедливость в правосознании - это соответствие человеческих отношений, действий, поступков моральным и правовым нормам, включающим равное воздаяние за определенное деяние. Это соответствие проявляется в следующих формах: справедливости материального вознаграждения за выполненный труд; между преступлением и наказанием; между достоинством людей и его признанием со стороны других людей и самого государства. Каждая "справедливость" носит конкретно-исторический характер, т. е. принимает на себя особенности сложившейся ситуации, в том числе и в сознании конкретного индивида.
    Создание мысленных образов будущих действий личности всегда ориентируется на количество сторонников высказываемой идеи справедливости. Конкретные преобразования часто напрямую зависят от количества людей, согласных со справедливым решением или мыслью. При этом одинаково неверно связывать саму справедливость как с меньшинством, так и с большинством. Те, кто защищает положение, что правда всегда у меньшинства, занимают не менее рискованную позицию, что и сторонники неизменной правоты большинства. Нет никакой причины утверждать, что большинство никогда не следует за более справедливыми решениями.
    Когда Руссо, а вслед за ним и Кант, говорил о необходимости всеобщего признания для торжества справедливости, он имел ввиду признание ВСЕМИ, а не большинством членов общества общественного договора. Начало справедливости не может определяться количественными признаками, и приближение к справедливости может быть только качественным, а не количественным. Если девяносто девять человек принуждают к чему-то одного, то насилие, нарушение справедливости ничуть не меньшее, чем если один принуждает девяносто девять. Нарушаются ли права меньшинства или права большинства, характер нарушения от этого количественного изменения не меняется: в обоих случаях наносится ущерб праву личности. Вот почему необходимо возникает потребность в защите прав меньшинства в демократических формах и к постановке границ для господства большинства: в безграничном господстве большинства над меньшинством заключена такая же несправедливость, как и безграничном господстве меньшинства над большинством (П.И. Новгородцев).
    В эпоху социальных перемен идея справедливости приобретает очертания проекта конкретных реформ в социальном взаимодействии членов общества. Описание роли справедливости в социальном взаимодействии может быть сведено к мысли о том, что справедливость есть главная добродетель общественных институтов, подобно тому, как истина есть главная добродетель научных систем. То же самое и в отношении законов и общественных институтов: сколь бы продуктивными и хорошо организованными они не были, но если они несправедливы, то должны быть упразднены либо исправлены (Д. Роулз).
    Тесно связанными с идеалом справедливости становятся в человеческом сообществе проблемы соотношения личных жизненных планов (проектов) индивидов в совместной деятельности, а осуществление этих планов должно идти путями, соответствующими справедливости. При отсутствии в обществе определенной меры соглашения в том, что есть справедливое, а что есть несправедливое, координировать свои планы людям становится гораздо сложнее. А поскольку концепция справедливости опосредует права и обязанности, то нужно согласиться и с необходимостью признания широкого контекста справедливости: предпочтением той теории, которая наиболее желательна каждому. Совместно принятая концепция справедливости устанавливает узы гражданского содружества и среди индивидов, руководствующихся низменными целями и средствами. Вот почему можно утверждать, что общественная концепция справедливости является конструктивным и фундаментальным правом хорошо организованного сообщества людей.
    Принудительность права, осуществляемая государственной властью, отражает в себе и справедливость государственного, общественного устройства, мега-проекта, реализуемого множеством людей на большой территории. Расширение субъектов справедливости порождает множество новых аспектов, находящих свое воплощение в теории социальной справедливости, определяя справедливость как часть общественного идеала, а теорию как проект должных распределительных отношений, действующих в рамках справедливого демократического общества. Справедливая социальная модель существенно зависит от того, как сформулированы права и обязанности, как определены их экономические возможности и социальные условия во всех секторах общества.