Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o15.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:29:05 2012
Кодировка: koi8-r
Исследование правовой культуры студентов педагогических вузов

О.Б. Даутова,
С.В. Христофоров
г. С.-Петербург

Исследование правовой культуры студентов педагогических вузов

    Для продуктивного развития демократического общества в России необходимо формирование гражданского сознания и опыта правового поведения человека с раннего возраста. В связи с этим на школу и учителя возлагается важная миссия формирования правовой культуры школьника. Поэтому для нас представляло интерес исследование уровня правовой культуры студентов - будущих учителей и классных руководителей. Нами была разработана анкета из 27 вопросов. Опросом было охвачено около 300 студентов и магистрантов РГПУ им. А.И. Герцена, Омского госпедуниверситета и Псковского госпединститута. Респонденты - молодые люди в возрасте от 19 до 24 лет, по половому признаку представлены примерно одинаково - 50:50.
    Полученные результаты интерпретируются следующим образом. Блок вопросов на удовлетворенность существующими законами выявил, что большинство (около 70 %) респондентов склонны соблюдать законы Российской Федерации. Из оставшихся 9 % ответили однозначно нет, 21 % - скорее нет. Также 70 % студентов считают, что другие люди также склонны соблюдать законы. Однако 80 % респондентов не считают Россию правовым государством, "да" ответили только 10 % и 5 % - отчасти. Фразу "у нас должна быть одна диктатура - диктатура закона" респонденты восприняли с "иронией", "улыбкой" и "недоверием". Таким образом, возникла проблема неудовлетворенности существующим законодательством, которую подтвердили еще 70 % респондентов, частично удовлетворены - 10 % и удовлетворены всего 15 %. Все это привело к необходимости пересмотра законов (55 %) и только 5 % студентов не хотят изменять законодательство. В частности, более всего (29 %) респондентов высказались за введение смертной казни, 5 % - против депутатской неприкосновенности, 5 % - за изменение КЗОТа.
    Необходимо было выявить мотивы этой неудовлетворенности. Всего 50 % респондентов считают, что законы в государстве нужны для поддержания порядка и 5 % - для соблюдения справедливости. Вместе с тем, 10 % респондентов отмечают формальную сторону - "для того, чтобы их соблюдали". Мы не видим здесь внутреннего принятия и веры в порядок и справедливость. Пример основного принципа презумпции невиновности не встречали 45 % студентов ни в школе, ни в семье, ни в обществе; 15 % - редко встречали и только 35 % подтверждают существование этого принципа в жизни. Вместе с тем, около 60 % респондентов готовы нарушить закон при определенных обстоятельствах: защитить себя, спасти близких, помочь другу и даже спасти собаку. Скорее всего, это нельзя рассматривать как готовность, а как потенциальную возможность. Важно отметить, что содержание нравственности и следование законам не совпадает по мнению 45 % респондентов, иногда совпадает - 25 % и часто совпадает - 20 %.
    Законы, нормы являются своеобразным ограничением свободы, поэтому аксиологический аспект был представлен категорией "свободы" как личной жизненной ценности. Все 100 % респондентов считают свободу своей личной ценностью. Однако свободными себя считают только 65 % респондентов, с ограничением свободы - 20 % и несвободными - 10 %. Вместе с тем, свобода другого человека является также ценностью уже для 90 % респондентов, причем 20 % из них принимает это положение с оговоркой - "для близких людей". Чем же ограничена свобода? Ранжированный ряд наиболее значимых ограничений выглядит следующим образом: родители (30 %), государство (25 %), деньги (10 %), жилплощадь и время (по 5 %).
    Необходимо было выявить знания студентов об основных документах, определяющих право в мировом сообществе. 100 % респондентов не ответили на вопрос - в каком году и кем была принята Конвенция о правах ребенка. Около 20 % студентов назвали несколько основных положений Конвенции. Только 10 % респондентов знают в каком году и кем была принята Всеобщая декларация прав человека. В настоящий период своей жизни респонденты наиболее актуальными правами для себя считают и хотели бы обладать ими: бесплатное медицинское обслуживание и образование (25 %), право на работу студентов (15 %), право на достойную оплату труда и повышение стипендий (10 %), свобода выбора (10 %), отмена института прописки (5 %), права, "которые имеет верхушка" (5 %) и 5 % респондентов устраивают "права, которые есть".
    Для нас представлялось важным исследовать, как потенциальные учителя видят развитие правовой культуры школьников. Итак, научить школьника выполнять законы можно: личным примером (35 %), "беседа, ролевая игра" (5 %), "жизнь сама научит" (5 %), "если не научили в семье, то учитель не научит" (5 %), "это не обязанность учителя" (5 %). Мы ясно видим, что личный пример лидирует, и нас заинтересовал вопрос: а какой опыт соблюдения норм школьной жизни имеют респонденты. Всегда соблюдали эти нормы: не курили (20 %), не опаздывали на занятия (10 %); часто не соблюдали: не переобували сменную обувь (25 %), опаздывали на уроки (15 %). В последующей жизни респондентам пригодились сформированные в школе пунктуальность (15 %), трудолюбие (5 %), аккуратность (5 %).
    Опыт правового поведения школьников, по мнению респондентов, можно формировать через игру (30 %), авторитет педагога, анализ конкретных примеров и ситуаций, личный опыт участия в правовой деятельности. Из современных образовательных технологий наиболее эффективны в развитии правовой культуры школьников индивидуализированное, дистанционное, дифференцированное, развивающее, модульное обучение и "поучительные фильмы". Нам представляется, что студенты, скорее всего, перечислили известные им образовательные технологии для демонстрации своей эрудиции, нежели связывали их с развитием правовой культуры школьников. Среди методов правового воспитания были выделены в следующем порядке: дискуссия и ролевая игра, экскурсия в государственные правовые учреждения, нормотворчество, конкретное участие в выполнении норм школьной жизни, лекция, интервью с представителями правоохранительных органов.
    Важную роль в формировании правовой культуры респонденты отводят родителям, в частности: "беседы с раннего детства" (20 %), личный пример (15 %), разъяснение прав и обязанностей, игра, наказание.
    Овладение правовой культурой связано прежде всего со становлением и развитием гражданского самосознания. Быть гражданином для респондентов означает: любить родину (25 %), соблюдать законы (15 %), участвовать в жизни страны (5 %), быть полноправным человеком, служить в армии. 95 % респондентов считают себя патриотами.