Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o15.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:29:05 2012 Кодировка: koi8-r |
О.Б. Даутова,
С.В. Христофоров
г. С.-Петербург
Исследование правовой культуры студентов педагогических вузов
Для продуктивного развития
демократического общества в России необходимо
формирование гражданского сознания и опыта
правового поведения человека с раннего возраста.
В связи с этим на школу и учителя возлагается
важная миссия формирования правовой культуры
школьника. Поэтому для нас представляло интерес
исследование уровня правовой культуры студентов
- будущих учителей и классных руководителей. Нами
была разработана анкета из 27 вопросов. Опросом
было охвачено около 300 студентов и магистрантов
РГПУ им. А.И. Герцена, Омского
госпедуниверситета и Псковского
госпединститута. Респонденты - молодые люди в
возрасте от 19 до 24 лет, по половому признаку
представлены примерно одинаково - 50:50.
Полученные результаты
интерпретируются следующим образом. Блок
вопросов на удовлетворенность существующими
законами выявил, что большинство (около 70 %)
респондентов склонны соблюдать законы
Российской Федерации. Из оставшихся 9 %
ответили однозначно нет, 21 % - скорее нет. Также
70 % студентов считают, что другие люди также
склонны соблюдать законы. Однако 80 %
респондентов не считают Россию правовым
государством, "да" ответили только 10 % и
5 % - отчасти. Фразу "у нас должна быть одна
диктатура - диктатура закона" респонденты
восприняли с "иронией", "улыбкой" и
"недоверием". Таким образом, возникла
проблема неудовлетворенности существующим
законодательством, которую подтвердили еще 70 %
респондентов, частично удовлетворены - 10 % и
удовлетворены всего 15 %. Все это привело к
необходимости пересмотра законов (55 %) и только
5 % студентов не хотят изменять
законодательство. В частности, более всего (29 %)
респондентов высказались за введение смертной
казни, 5 % - против депутатской
неприкосновенности, 5 % - за изменение КЗОТа.
Необходимо было выявить мотивы этой
неудовлетворенности. Всего 50 % респондентов
считают, что законы в государстве нужны для
поддержания порядка и 5 % - для соблюдения
справедливости. Вместе с тем, 10 % респондентов
отмечают формальную сторону - "для того, чтобы
их соблюдали". Мы не видим здесь внутреннего
принятия и веры в порядок и справедливость.
Пример основного принципа презумпции
невиновности не встречали 45 % студентов ни в
школе, ни в семье, ни в обществе; 15 % - редко
встречали и только 35 % подтверждают
существование этого принципа в жизни. Вместе с
тем, около 60 % респондентов готовы нарушить
закон при определенных обстоятельствах:
защитить себя, спасти близких, помочь другу и
даже спасти собаку. Скорее всего, это нельзя
рассматривать как готовность, а как
потенциальную возможность. Важно отметить, что
содержание нравственности и следование законам
не совпадает по мнению 45 % респондентов, иногда
совпадает - 25 % и часто совпадает - 20 %.
Законы, нормы являются своеобразным
ограничением свободы, поэтому аксиологический
аспект был представлен категорией "свободы"
как личной жизненной ценности. Все 100 %
респондентов считают свободу своей личной
ценностью. Однако свободными себя считают только
65 % респондентов, с ограничением свободы - 20 %
и несвободными - 10 %. Вместе с тем, свобода
другого человека является также ценностью уже
для 90 % респондентов, причем 20 % из них
принимает это положение с оговоркой - "для
близких людей". Чем же ограничена свобода?
Ранжированный ряд наиболее значимых ограничений
выглядит следующим образом: родители (30 %),
государство (25 %), деньги (10 %), жилплощадь и
время (по 5 %).
Необходимо было выявить знания
студентов об основных документах, определяющих
право в мировом сообществе. 100 % респондентов
не ответили на вопрос - в каком году и кем была
принята Конвенция о правах ребенка. Около 20 %
студентов назвали несколько основных положений
Конвенции. Только 10 % респондентов знают в
каком году и кем была принята Всеобщая
декларация прав человека. В настоящий период
своей жизни респонденты наиболее актуальными
правами для себя считают и хотели бы обладать
ими: бесплатное медицинское обслуживание и
образование (25 %), право на работу студентов
(15 %), право на достойную оплату труда и
повышение стипендий (10 %), свобода выбора
(10 %), отмена института прописки (5 %), права,
"которые имеет верхушка" (5 %) и 5 %
респондентов устраивают "права, которые
есть".
Для нас представлялось важным
исследовать, как потенциальные учителя видят
развитие правовой культуры школьников. Итак,
научить школьника выполнять законы можно: личным
примером (35 %), "беседа, ролевая игра"
(5 %), "жизнь сама научит" (5 %), "если не
научили в семье, то учитель не научит" (5 %),
"это не обязанность учителя" (5 %). Мы ясно
видим, что личный пример лидирует, и нас
заинтересовал вопрос: а какой опыт соблюдения
норм школьной жизни имеют респонденты. Всегда
соблюдали эти нормы: не курили (20 %), не
опаздывали на занятия (10 %); часто не соблюдали:
не переобували сменную обувь (25 %), опаздывали
на уроки (15 %). В последующей жизни респондентам
пригодились сформированные в школе
пунктуальность (15 %), трудолюбие (5 %),
аккуратность (5 %).
Опыт правового поведения школьников,
по мнению респондентов, можно формировать через
игру (30 %), авторитет педагога, анализ
конкретных примеров и ситуаций, личный опыт
участия в правовой деятельности. Из современных
образовательных технологий наиболее эффективны
в развитии правовой культуры школьников
индивидуализированное, дистанционное,
дифференцированное, развивающее, модульное
обучение и "поучительные фильмы". Нам
представляется, что студенты, скорее всего,
перечислили известные им образовательные
технологии для демонстрации своей эрудиции,
нежели связывали их с развитием правовой
культуры школьников. Среди методов правового
воспитания были выделены в следующем порядке:
дискуссия и ролевая игра, экскурсия в
государственные правовые учреждения,
нормотворчество, конкретное участие в
выполнении норм школьной жизни, лекция, интервью
с представителями правоохранительных органов.
Важную роль в формировании правовой
культуры респонденты отводят родителям, в
частности: "беседы с раннего детства" (20 %),
личный пример (15 %), разъяснение прав и
обязанностей, игра, наказание.
Овладение правовой культурой связано
прежде всего со становлением и развитием
гражданского самосознания. Быть гражданином для
респондентов означает: любить родину (25 %),
соблюдать законы (15 %), участвовать в жизни
страны (5 %), быть полноправным человеком,
служить в армии. 95 % респондентов считают себя
патриотами.