Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o25.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:33 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:32:07 2012 Кодировка: koi8-r |
Л.А. Струценко
г. Омск
Влияние международных проектов в
области образования
на формирование ценностного отношения молодежи
к Правам Человека
1. Ключевая роль образования в обеспечении прав подрастающего поколения.
Современное общество,
переживающее глубочайший моральный кризис,
испытывает потребность в принципиально новых
мировоззренческих позициях. Для продолжения
человеческой истории необходимо формирование
принципиально новой глобальной морали - морали
гармонического сосуществования человечества.
Безусловно, что нельзя оставлять без внимания
такой действенный механизм, как образование.
Образование сегодня может и должно
способствовать развитию социально-правовых
компетенций молодежи в быстроменяющемся мире -
это обучение и воспитание в духе прав человека,
идей толерантности и гуманизма.
Будущее России во многом зависит от
уровня правового образования молодого
поколения, его мировоззренческой позиции,
желания активно участвовать в возрождении
России.
Будущее правового образования ученые
видят в создании такой интеллектуальной среды,
которая дает широкие возможности для развития
критического мышления и осмысления ценностного
характера прав человека.
В этих условиях значение
международных программ и проектов в области
правового образования будет постоянно
возрастать и создавать
информационно-аналитическую и
научно-методическую базу для определения и
выбора приоритетов и эффективных путей
достижения новых целей образования.
2. Образование в области прав человека - одна из главных задач ООН.
Генеральная Ассамблея ООН
объявила в 1994 г. Десятилетие образования в
области прав человека, тем самым содействуя
усилиям по развитию образования в области прав
человека и направляя их в единое русло. ООН
призвала все государства, международные
организации, профессиональные объединения,
национальные органы и неправительственные
организации, образовательные учреждения, все
секторы гражданского общества к объединению
усилий для распространения всеобщей культуры
прав человека с помощью информации, развития
образования, организации учебных курсов.
План действий на десятилетие четко
определяет задачи международного сообщества по
развитию образования в области прав человека:
оценка потребностей и формулирование
эффективных стратегий; формирование и
совершенствование программ образования и
развитие образовательного потенциала на
международном, региональном, национальном и
местном уровнях; координированная разработка
эффективных учебных материалов; рост роли и
возможностей СМИ; распространение во всех
уголках мира текста Всеобщей Декларации прав
человека.
3. Омский государственный педагогический университет - партнер в сети проекта ООН "Содействие развитию образования в области прав человека".
В 2002 г. омский регион
включился в проект ООН. Основной исполнитель
проекта - кафедра педагогики ОмГПУ. Руководитель
проекта в Омске - профессор, доктор
педагогических наук Н.В. Чекалёва.
Широкий охват учителей, школьников,
студентов и преподавателей вузов Омска и Омской
области обеспечивается за счет проведения
регионального и всероссийского конкурсов
старшеклассников, подготовки педагогов,
распространения информации через телевидение и
газеты.
4. Региональный школьный конкурс для старшеклассников "Права человека в современном мире" в рамках проекта ООН "Содействие развитию образования в области прав человека".
В сентябре 2002 г. в Омском
регионе стартовал региональный школьный конкурс
(РШК) индивидуальных письменных работ учащихся
по правовой тематике. Основные цели данного
конкурса связаны с инициированием и поддержкой
деятельности, способствующей уважению и
соблюдению прав человека, развитию потенциала и
ресурсов для образования в области прав
человека, утверждению принципов демократии,
гражданского и открытого общества.
Конкурс проходил с учетом возрастного
этапа развития участников, конкретного
социального и культурного контекстов, ради того,
чтобы представления о правах человека
наполнялись реальным содержанием, взятым из
повседневной жизни (что нашло отражение в
тематике около 300 работ омичей).
Действительно, юношеский возраст
является сензитивным периодом для формирования
фундамента мировоззренческой позиции человека,
которая в дальнейшем во многом будет определять
их жизнедеятельность. Как никакой другой
возрастной период, он открыт для принятия новых
идей, для осмысления ценности прав человека, их
определяющей роли в становлении истинно
демократического общества.
Реализация ведущих задач конкурса
"Права человека в современном мире"
позволила интегрировать усилия различных
субъектов в нашем сибирском регионе: включить в
процесс образования в области прав человека не
только учащихся, но и педагогов, администраторов,
родителей, людей, потенциально способных внести
вклад в этот процесс.
12 омских школьников - финалистов
Регионального западносибирского финала в Томске
и их педагогов-наставников объединяют сегодня не
только события прошлого - участие и победа в
финале. Сегодня у каждой конкретной школы, в
которой учатся финалисты РШК, у самих ребят и их
педагогов есть много возможностей внести свой
вклад в общие усилия и продолжить
"содействовать образованию в области прав
человека". Вот лишь некоторые из проектов,
предложенных школьниками и педагогами:
- проведение деловых игр, обучающих
семинаров, тренингов на базе школ с учащимися
младших, средних и старших классов по правовой
тематике (О. Самойлик, ученица Таврической
гимназии, Омская область);
- создание интернет-сайта для
школьников с обязательной рубрикой
"вопрос-ответ", где на вопросы детей
отвечают их сверстники (П. Мартынов, ученик
средней школы N 117 Омска);
- организация детского
образовательно-правового летнего лагеря для
школьников (А. Пронякин, ученик средней школы N 42
Омска);
- разработка школьного проекта
"Самоуправление в школе как условие
формирования социальной активности личности"
(педагоги и учащиеся средней школы N 145 Омска);
- создание инициативной группы и
регистрация-вступление в Международную Амнистию
(А. Пронякин и А. Довгань, ученики средней школы N 56
Омска)
Желание разработать и реализовать
данные проекты и прежде всего, потребность
реализовать себя, получить опыт правовой
деятельности стали результатом проявления
внутренней активности старшеклассников. Ребята
убеждены в том, что сверстники поймут их лучше,
чем взрослых, примут идеи концепции прав
человека. Невозможно было не заметить, как за
последние месяцы менялись сами ребята (особенно
те, кто вышел в финалисты и те, кто прошел от
начала и до финала финалов в Москве. Это - А.
Довгань, П. Коздринь и Р. Коздринь); менялось их
отношение к себе, друг другу, к настоящему и
будущему своей жизни и судьбы России.
Включение старшеклассников в
подобного рода авторитетные международные
проекты и активное участие в их акциях
последовательно ведут учащихся от учебной к
учебно-исследовательской, а затем
образовательно-мировоззренческой деятельности,
в ходе которой происходит ориентация на права
человека как ценность.
Условия свободного выбора темы, жанра
и формата конкурсной работы способствуют
овладению самостоятельными способами решения
познавательных задач разного уровня сложности, к
удовлетворению своих потребностей и
возможностей в процессе участия в конкурсе.
Каждый конкурсный этап (работа с
правовыми документами, оформление текста,
публичная защита, участие в деловых играх,
взаимодействие в команде и т. д.) стимулирует
стремление учащихся к самореализации и личным
достижениям, развитию активной позиции,
инициативы и творчества, развитию ценностного
отношения к правам человека.
Вот что думают о значении конкурса в
рамках проекта ООН "Содействие развитию
образования в области прав человека" сами
участники (А. Довгань ученик 11 кл. средней школы ?
56 Омска - финалист конкурса): "Конкурс, который
проводится по инициативе ООН на тему "Права
человека в современном мире" имеет огромное
значение для судьбы России. Благодаря данному
конкурсу, молодые люди знакомятся с важнейшими
правовыми документами, которые действуют на
территории нашего государства и во всем мире.
Беседы с правозащитниками и правоведами
развивают интерес к теме прав человека. Мы
начинаем относиться к себе и окружающим как к
полноценным личностям. У ребят формируется
активная общественная и жизненная позиция. Они
уже, что самое главное, не дают себя и других "в
обиду", если где-нибудь нарушают их права. А что
может быть лучше столь ответственно относящихся
к жизни людей? Именно такими, как они, и должно
быть современное общество, в том числе и в нашей
стране.
От того насколько глубоко и, самое
главное, правильно мы будем понимать смысл
универсальной концепции прав человека, будет
зависеть будущее всей России, наше с вами
будущее. И я уверен, что с такой растущей сменой,
как эти молодые люди - участники конкурса о
правах человека, за него не стоит
беспокоиться".