Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o25.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:33 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:32:07 2012
Кодировка: koi8-r
Влияние международных проектов в области образования на формирование ценностного отношения молодежи к правам человека

Л.А. Струценко
г. Омск

Влияние международных проектов в области образования
на формирование ценностного отношения молодежи к Правам Человека

    1. Ключевая роль образования в обеспечении прав подрастающего поколения.

    Современное общество, переживающее глубочайший моральный кризис, испытывает потребность в принципиально новых мировоззренческих позициях. Для продолжения человеческой истории необходимо формирование принципиально новой глобальной морали - морали гармонического сосуществования человечества. Безусловно, что нельзя оставлять без внимания такой действенный механизм, как образование. Образование сегодня может и должно способствовать развитию социально-правовых компетенций молодежи в быстроменяющемся мире - это обучение и воспитание в духе прав человека, идей толерантности и гуманизма.
    Будущее России во многом зависит от уровня правового образования молодого поколения, его мировоззренческой позиции, желания активно участвовать в возрождении России.
    Будущее правового образования ученые видят в создании такой интеллектуальной среды, которая дает широкие возможности для развития критического мышления и осмысления ценностного характера прав человека.
    В этих условиях значение международных программ и проектов в области правового образования будет постоянно возрастать и создавать информационно-аналитическую и научно-методическую базу для определения и выбора приоритетов и эффективных путей достижения новых целей образования.

2. Образование в области прав человека - одна из главных задач ООН.

    Генеральная Ассамблея ООН объявила в 1994 г. Десятилетие образования в области прав человека, тем самым содействуя усилиям по развитию образования в области прав человека и направляя их в единое русло. ООН призвала все государства, международные организации, профессиональные объединения, национальные органы и неправительственные организации, образовательные учреждения, все секторы гражданского общества к объединению усилий для распространения всеобщей культуры прав человека с помощью информации, развития образования, организации учебных курсов.
    План действий на десятилетие четко определяет задачи международного сообщества по развитию образования в области прав человека: оценка потребностей и формулирование эффективных стратегий; формирование и совершенствование программ образования и развитие образовательного потенциала на международном, региональном, национальном и местном уровнях; координированная разработка эффективных учебных материалов; рост роли и возможностей СМИ; распространение во всех уголках мира текста Всеобщей Декларации прав человека.

3. Омский государственный педагогический университет - партнер в сети проекта ООН "Содействие развитию образования в области прав человека".

    В 2002 г. омский регион включился в проект ООН. Основной исполнитель проекта - кафедра педагогики ОмГПУ. Руководитель проекта в Омске - профессор, доктор педагогических наук Н.В. Чекалёва.
    Широкий охват учителей, школьников, студентов и преподавателей вузов Омска и Омской области обеспечивается за счет проведения регионального и всероссийского конкурсов старшеклассников, подготовки педагогов, распространения информации через телевидение и газеты.

4. Региональный школьный конкурс для старшеклассников "Права человека в современном мире" в рамках проекта ООН "Содействие развитию образования в области прав человека".

    В сентябре 2002 г. в Омском регионе стартовал региональный школьный конкурс (РШК) индивидуальных письменных работ учащихся по правовой тематике. Основные цели данного конкурса связаны с инициированием и поддержкой деятельности, способствующей уважению и соблюдению прав человека, развитию потенциала и ресурсов для образования в области прав человека, утверждению принципов демократии, гражданского и открытого общества.
    Конкурс проходил с учетом возрастного этапа развития участников, конкретного социального и культурного контекстов, ради того, чтобы представления о правах человека наполнялись реальным содержанием, взятым из повседневной жизни (что нашло отражение в тематике около 300 работ омичей).
    Действительно, юношеский возраст является сензитивным периодом для формирования фундамента мировоззренческой позиции человека, которая в дальнейшем во многом будет определять их жизнедеятельность. Как никакой другой возрастной период, он открыт для принятия новых идей, для осмысления ценности прав человека, их определяющей роли в становлении истинно демократического общества.
    Реализация ведущих задач конкурса "Права человека в современном мире" позволила интегрировать усилия различных субъектов в нашем сибирском регионе: включить в процесс образования в области прав человека не только учащихся, но и педагогов, администраторов, родителей, людей, потенциально способных внести вклад в этот процесс.
    12 омских школьников - финалистов Регионального западносибирского финала в Томске и их педагогов-наставников объединяют сегодня не только события прошлого - участие и победа в финале. Сегодня у каждой конкретной школы, в которой учатся финалисты РШК, у самих ребят и их педагогов есть много возможностей внести свой вклад в общие усилия и продолжить "содействовать образованию в области прав человека". Вот лишь некоторые из проектов, предложенных школьниками и педагогами:
    - проведение деловых игр, обучающих семинаров, тренингов на базе школ с учащимися младших, средних и старших классов по правовой тематике (О. Самойлик, ученица Таврической гимназии, Омская область);
    - создание интернет-сайта для школьников с обязательной рубрикой "вопрос-ответ", где на вопросы детей отвечают их сверстники (П. Мартынов, ученик средней школы N 117 Омска);
    - организация детского образовательно-правового летнего лагеря для школьников (А. Пронякин, ученик средней школы N 42 Омска);
    - разработка школьного проекта "Самоуправление в школе как условие формирования социальной активности личности" (педагоги и учащиеся средней школы N 145 Омска);
    - создание инициативной группы и регистрация-вступление в Международную Амнистию (А. Пронякин и А. Довгань, ученики средней школы N 56 Омска)
    Желание разработать и реализовать данные проекты и прежде всего, потребность реализовать себя, получить опыт правовой деятельности стали результатом проявления внутренней активности старшеклассников. Ребята убеждены в том, что сверстники поймут их лучше, чем взрослых, примут идеи концепции прав человека. Невозможно было не заметить, как за последние месяцы менялись сами ребята (особенно те, кто вышел в финалисты и те, кто прошел от начала и до финала финалов в Москве. Это - А. Довгань, П. Коздринь и Р. Коздринь); менялось их отношение к себе, друг другу, к настоящему и будущему своей жизни и судьбы России.
    Включение старшеклассников в подобного рода авторитетные международные проекты и активное участие в их акциях последовательно ведут учащихся от учебной к учебно-исследовательской, а затем образовательно-мировоззренческой деятельности, в ходе которой происходит ориентация на права человека как ценность.
    Условия свободного выбора темы, жанра и формата конкурсной работы способствуют овладению самостоятельными способами решения познавательных задач разного уровня сложности, к удовлетворению своих потребностей и возможностей в процессе участия в конкурсе.
    Каждый конкурсный этап (работа с правовыми документами, оформление текста, публичная защита, участие в деловых играх, взаимодействие в команде и т. д.) стимулирует стремление учащихся к самореализации и личным достижениям, развитию активной позиции, инициативы и творчества, развитию ценностного отношения к правам человека.
    Вот что думают о значении конкурса в рамках проекта ООН "Содействие развитию образования в области прав человека" сами участники (А. Довгань ученик 11 кл. средней школы ? 56 Омска - финалист конкурса): "Конкурс, который проводится по инициативе ООН на тему "Права человека в современном мире" имеет огромное значение для судьбы России. Благодаря данному конкурсу, молодые люди знакомятся с важнейшими правовыми документами, которые действуют на территории нашего государства и во всем мире. Беседы с правозащитниками и правоведами развивают интерес к теме прав человека. Мы начинаем относиться к себе и окружающим как к полноценным личностям. У ребят формируется активная общественная и жизненная позиция. Они уже, что самое главное, не дают себя и других "в обиду", если где-нибудь нарушают их права. А что может быть лучше столь ответственно относящихся к жизни людей? Именно такими, как они, и должно быть современное общество, в том числе и в нашей стране.
    От того насколько глубоко и, самое главное, правильно мы будем понимать смысл универсальной концепции прав человека, будет зависеть будущее всей России, наше с вами будущее. И я уверен, что с такой растущей сменой, как эти молодые люди - участники конкурса о правах человека, за него не стоит беспокоиться".