Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c63_05.htm
Дата изменения: Mon Nov 1 13:28:40 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:27:16 2012
Кодировка: koi8-r
Образ Америки в российских "патриотических" СМИ

Дмитрий Гудков

Образ Америки в российских "патриотических" СМИ
(на примере анализа текстов газет "Завтра" и "Спецназ России")

Миф -это персонифицированное желание группы

Э.Кассирер

    Данные заметки не претендуют на отражение сколько-нибудь глубоких теоретических размышлений о проблемах дискурса конфликта и ставят своей целью лишь предложить некоторые результаты эмпирического анализа тех текстов, которые указаны в заглавии. Обозначенные в названии сообщения СМИ принадлежат так называемому патриотическому флангу российской общественной мысли, исповедуют идеи державности и просвещенного национализма, правда, занимают на нем разные, даже противоположные позиции. Мы не будем останавливаться на их различиях и сконцентрируемся лишь на общем, на сходно представленных образах Америки и американцев. Полагаем, что рассматриваемые газеты отражают и формируют взгляды значительной части представителей русского лингво-культурного сообщества, их точка зрения не может быть названа маргинальной, напротив, является достаточно симптоматичной.
    Основным типом коммуникации в рамках политического дискурса является общение, построенное по схеме "вождь - толпа", то или иное издание выступает при этом в роли коллективного вождя (можно в связи с этим вспомнить слова В.И.Ленина, говорившего о газете не только как о коллективном пропагандисте и коллективном агитаторе, но и как о коллективном организаторе).
    С указанной особенностью тесно связана другая: как при формировании текстов-событий политического дискурса, так и при их интерпретации, ведущей установкой оказывается установка на узнавание. Иными словами, "вождь" ориентируется не на создание нового образца, а на следование уже известным (очевидным или угадываемым). Таким образом, одним из ведущих принципов построения политического дискурса является ориентация на прецедент, на постоянную повторяемость и узнаваемость.
    Многими авторами отмечалось, что для суггестивного текста (а политический дискурс суггестивен по определению) главным оказывается не информативность, а коннотативность. В диалоге "вождь - толпа" "вождь" должен говорить то, что хотят, чтобы он говорил, делать то, что ожидается, т.е. не создавать новую информацию, а постоянно транслировать старую, варьируя лишь риторическую модальность и экспрессивные акценты. Успешное построение каких -либо образов возможно лишь в том случае, если они укладываются в рамки национального мифа (и существующих в его границах социальных мифов).
    Мифологический образ Америки в русском лингво-культурном сообществе достаточно сложен и неоднозначен, мы не собираемся рассматривать его сколько-нибудь полно. В текстах рассматриваемых СМИ актуализируется тот образ, который активно эксплуатировался на протяжении десятилетий и который "вобрал" в себя многие из представлений, связанных с Западом, лидером которого начинают выступать США. Общий постулат, из которого исходят те, кто оперирует этим образом: Америка - органический враг России, ненависть к России у США зачастую иррациональна, существует вне каких-либо объяснений и мотиваций, как, скажем, злоба злодея из мыльных опер.
    Можно условно выделить три смысловых "круга", в которых моделируется образ Америки: "Америка - мир", "Америка - Россия", "Америка сама по себе". Рассмотрим каждый из них в отдельности.
    I. "Америка - мир". Основными предикатами здесь являются доминация, гегемония, стремление к мировому господству, мировая агрессия. Ограничимся лишь несколькими примерами (их число легко можно увеличить).
   Американские глобальные гангстеры: Американцы, как и положено суперимпериалистам: Глобальный терроризм США: Террор придумали американцы как оправдание мировой агрессии: Американские гегемонисты:; Господство Америки над всей планетой: Америка надела фуражку мирового жандарма: Американские интересы по достижению превосходства над другими: Американцы примеряют образ ковбоев-владык:
   Обратим внимание на активное использование национально маркированной лексики при создании рассматриваемого образа (гангстеры, ковбои).
    II. "Америка - Россия". В системе отношений с Россией рассматриваемые нами СМИ позиционируют США как начальника, хозяина, а нашу страну, соответственно, как подчиненного, слугу.
   Холуйство российского руководства перед США: Отношения Россия - США строятся по схеме вассал - хозяин: Кремлем дирижируют американцы: Россия живет под диктовку США: Действия правителей России диктуются из Вашингтона:
   При этом, американцы остаются врагами нашей страны и строят по отношению к ней самые коварные замыслы.
   Проамериканская, значит, антироссийская политика: Прибалтика предоставлена в полное распоряжение потенциальному противнику: В планах Америки расчленение России:
   III. "Америка и американцы сами по себе". Это "смысловое поле" несколько сложнее и противоречивее рассмотренных выше. Доминирующими характеристиками являются эгоизм, наивность (глупость), трусость, беспринципность, агрессивность.
   Заморские стервятники: В атаку американцы не ходят, они на это не способны, это доказал еще Вьетнам: Американцы идеологически - самый оболваненный народ в мире: Распоясавшиеся тупые республиканские ковбои: Разбойная политика США: Абсолютным приоритетом США являются их собственные интересы: США как главный мировой агрессор: Превращение Америки в империю зла: Ковбойская политика США:
   Таким образом, обобщенный образ американца выглядит следующим образом: оболваненный, тупоголовый ковбой-гангстер, стремящийся к мировому господству, цинично попирающий все нравственные нормы и являющийся при этом органическим врагом России.
    Подводя итог нашему беглому анализу, обратим внимание на особенно ярко проявляющиеся здесь характерные черты политического дискурса как такового и дискурса конфликтного, в частности:

Интересны особенности, характерные для текстов именно рассматриваемых изданий:

    Последние примеры, как нам кажется, еще раз наглядно свидетельствуют, что миф об Америке (вернее, один из мифов), существующий в русском лингво-культурном сообществе и в достаточно полном виде сложившийся именно в эпоху "железного занавеса", отнюдь не умер, но продолжает активно жить и мгновенно актуализируется при употреблении в речи соответствующих слов-сигналов, выступающих как вербальные маркеры этого мифа.


The Image of America in Russian Mass Media
(the Newspapers "Zavtra" and "Spetsnaz Rossii")

    The article analyzes the image of the U.S.A. in the so-called "patriotic" mass media whose stance is claimed to be "enlightened nationalism". In their dialogue with the reader the "patriotic" mass media act as "leaders" addressing "crowds"; they appeal to the Russian national myth of America and Americans: this myth creates an image of a primitive, ignorant, cynical cowboy/gangster whose aim is world domination and who is Russia's organic antagonist.


PreviousСодержаниеNext