Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c63_06.htm
Дата изменения: Mon Nov 1 13:28:38 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:27:35 2012 Кодировка: koi8-r |
Ольга Анцыферова
Целью сетевого проекта
"Евразийская киберпараллель: американская
культура через Интернет", спонсируемого
"Проджект Хармони", является образование
межуниверситетского сообщества американистов
(студентов, аспирантов, преподавателей) для
дальнейшего сотрудничества в изучении
американской культуры, взаимного обмена
информацией, выполнения в будущем совместных
научных работ. В рамках этого проекта мы активно
экспериментируем с разными формами сетевой
коммуникации-чатом, форумом, электронной
конференцией. Наиболее сложной для организации и
наименее предсказуемой по результатам оказалась
форма чата-он-лайновой коммуникации, спонтанной
и многоголосой. Возможность использования формы
чата в научно-образовательных целях для меня,
например, до сих пор остается проблемой, но
проведенные нами эксперименты, безусловно,
наводят на некоторые размышления, которые
небезынтересно рассмотреть в перспективе
конфликтологии.
Несомненно, "нервом" чата, его
двигателем является некий конфликт. Причем о
конфликте здесь стоит говорить, по крайней мере,
в двух смыслах. Первое- это искусственно
привнесенная конфликтность как коммуникативная
стратегия, конфликт-провокация. Этот
конфликт может быть задан самой темой чата,
звучащей как оксюморон ("американизация
российской культуры"), либо отдельными
репликами в его ходе.
Второй тип конфликта, обеспечивающий
некое движение мысли во время чата,- это
имманентная конфликтность самой
коммуникативной ситуации (российские студенты, с
разным жизненным и образовательным опытом,
обсуждают американскую, чужую для них культуру, с
которой они знакомы через целый ряд
опосредований). Иначе говоря, в центре внимания
здесь проблема "свой-чужой", всегда чреватая
конфликтностью.
Отношение россиян к США (как
государственному, политическому, культурному
феномену) весьма неоднозначно, и форма чата дает
некоторое представление (пусть достаточно
беглое, непрорисованное) о стереотипах
восприятия США обыденным сознанием и -
одновременно- о более или менее осознанных
попытках преодолеть эти стереотипы. Нервом
обсуждения стало противопоставление России
и Америки. Моменты противопоставления (а не
сближения) преобладали совершенно явно! Не
случайно в попытке однозначно определить
отношение американцев к русским и наоборот
возникло даже столь эмоционально заряженное
слово, как ненависть:
"Россию ненавидят за то что это страна
воров.
Timur: American Government and the stuff hates Russia!!!".
В целом, противопоставление Америки и
России шло в следующих плоскостях.
"Если у кого мобила - так тот и буржуй? да просто удобно и все тут никакой меритократии!"
"Духовность была завезена
в Америку первыми русскими эмигрантами"; [1]
"Американская классика - это
Рахманинов".
"Easy_Rider: все негры
придумали
che_: почти все
Булат: Easy_Rider, Ты как всегда прав, а
негры - из Эфиопии и Нигера. Америка- одна большая
кастрюля, где варятся все кому не лень, а
благодаря рекламе они стали законодателями
музыкальной моды.
che_: булат, не (только) благодаря
рекламе, а объективно это лучшая музыка
Булат: che_, Объективно??? А ты слышал
свадебные песни хорватов, а индонезийские
карнавальные песни, а тибет? Просто они диктуют
нам, что слушать, но объективно существует
огромное количество неизвестных гениев, просто у
них нет денег и рекламы".
В ходе чата делались попытки определить причины того, почему для некоторых россиян американцы остаются врагами (а Америка в целом - "органическим врагом") России. Вот обмен репликами о причинах нелюбви российских военных к американским:
"А почему русские военные
так плохо относятся к американцам? Мы же с ними не
воевали.
А как же холодная война? Вьетнам, где
были наши инструкторы, Афганистан, где были
американские пилоты?
Потому что американцы считают, что это
они выиграли вторую мировую.
Они скажут еще, что и с Наполеоном
воевали.
Для военных США - самый главный
потенциальный враг, потому что самый сильный!
А вот это зря, сейчас есть страны и
посильнее, просто они это не афишируют".
С одной стороны, предложенная для обсуждения тема ("американизация российской культуры") была воспринята достаточно нейтрально: казалось, тут и проблемы-то никакой нет, и все участники чата, при всех разногласиях, сходились в том, что влияние (или экспансия) американской культуры в нынешней России налицо:
"Конечно, можно говорить
об американизации, куда ж от нее денешься.
Американизация проникла так глубоко,
что это даже не проблема и мало кому интересна.
При перечислении сфер, где
влияние США сказывается всего сильнее, первым
номером здесь шло телевидение (Easy_Rider: да наше ТВ
полностью на 100% американизировано, кроме
"Культуры", конечно), затем - поп-культура (Ляля:
взять хотя бы киркорова, копирка несчастная) и,
наконец, - Интернет ("Наталья: Интернет -
американизация в высшей степени -
"Булат_и_Алсу: Самое ужасное в американской
культуре - это интернет. Это какой-то кошмар". -
Svetlana: Русская культура под сильным прессингом
американской культуры пример тому этот чат)
Высказывалось, однако, более
конкретное мнение о том, что влияние Америки
видно, скорее, не в духовной сфере, а в
материальной (wonder: Чат как раз -- техническое
явление, а не духовное). При этом была
предложена корректировка темы чата:
справедливее говорить не об американизации российской
культуры, а об американизации российского
образа жизни.
wonder: Я согласна с Тимуром, влияние американской культуры на нас связано с высокоразвитыми технологиями. Исключительно!!!
Проблематизировалось само понятие "американизации".
"Американизация это как колонизация но культурного пространства, согласны?" "Американизация-биологический процесс". "Американизация-идеологический процесс". "Американизация - это процесс выживания". "Когда на культуре не делали деньги, это называлось культурой, а когда начали - стали называть американизацией!"
Но основной конфликт чата выстраивался не как спор между позициями pro и contra. Антиамериканские настроения присутствовали, но все же преобладало то, что профессор Э.Я. Баталов предложил называть "нон-американизмом": ход чата подтвердил, что Америка устойчиво воспринимается в качестве одного из важнейших факторов цивилизационной или политической самоидентификации. Америка -своего рода трамплин для более глубокого постижения себя. Так, настойчиво отстаивалось мнение о духовном здоровье русской культуры, ее цельности, глубине: российскую культуру ничто не может погубить, она остается верной себе и говорить об ее американизации просто глупо.
"Степень американизации современной российской культуры довольно незначительна". "Российский кинематограф возрождается, и уже может соперничать с американским".
Подобные высказывания
свидетельствовали о стремлении (может быть,
подсознательном) уйти от конфликтности,
разноречивости реальных социальных процессов,
выстроить некую устойчивую и притом
оптимистическую картину. Спасительную иллюзию
разрешенности конфликта нам дарует опять-таки миф
- в данном случае, миф о полном духовном здоровье
российской культуры.
Вместе с тем, имплицитно
присутствовало ощущение переходности
переживаемого этапа. Что должно измениться? Как
себя проявит российская культура? Этот вопрос не
получил ответа.
Easy_Rider: короче
американизированная у нас культура и все
wonder: Неправда, если и есть
американизация культуры, то это болезнь, которая
пройдет.
che: да не пройдет, оптимист...
Easy_Rider: будем надеяться ... а на что...
может еще хуже станет...
Easy_Rider: куда мы катимся?
Котенок: Есть ли лекарство от
американизации?
Булат_и_Алсу: Не пройдет эта болезнь.
Все деньги - в Америке, нам они нужны, поэтому
Россия будет американизироваться до конца
Milana: А нужно ли лекарство от
американизации?
Easy_Rider: да, продали Россию
wonder: Американизация делает нашу жизнь
лучше?
Easy_Rider: ну что бы мы без нее делали?
[17:45:02] к нам приходит
Ивановские_невесты
Котенок: "Лучше" не совсем
подходящее слово! Может быть, разнообразнее!
che: в том мире, где самые крутые -
американцы, в американизации для нас +
Ивановские_невесты: wonder, жизнь - да,
душу -нет
Булат_и_Алсу: Лекарство - по-толстовски
опроститься и в деревеньку, без макдональдсов и
мобильников
wonder: Все-таки положительные стороны у
американизации есть. Развитие коммуникации, наше
общение, тоже можно рассматривать как следствие
американизации.
Котенок: Есть еще положительные
стороны?
Easy_Rider: есть есть положительные стороны
да и вообще история так развивается-не нам судить
che: американизация - это появление
потребительского отношения к миру и для меня
слово ругательное
che: кто не согласен?
Easy_Rider: ну да так и есть
wonder: Да почему же нам не использовать
чужие ДОСТИЖЕНИЯ, но творчески и критически?
Кто-то резюмировал, поставив конфликт
в историческую перспективу:
"Все это похоже на спор западников и
славянофилов. 1)_У России свой путь!! 2) Нет, Америка
- наш флагман".
Университетская аудитория не могла не затронуть тему американизация науки, "утечки мозгов."
Milana: Как насчет утечки
мозгов и технологий - наших! - в Америку
che: кто отобрал у России деньги ?
Milana: Мы могли бы добиться большего -
если бы хотели
Котенок: У течка мозгов только
начинается. То ли еще будет
wonder: С утечкой мозгов можно бороться
очень просто. Пусть утекшие возвращают из
заработанных за бугром денег стоимость
образования, полученного в России.
Котенок: Ой дождешься от них!
wonder: так нужен закон!
Milana: А стоимость изобретений,
придуманных ими для Америки - это кто нам вернет
Булат_и_Алсу: wonder, абсолютно верно
wonder: А вот этого уже не вернешь. Но
стоимость образования -- можно исчислить.
che: Не надо злиться на Америку если бы
мы могли, то и стали бы круче
Milana: Булат_и_Алсу, в данный момент все
обстоит именно так, выигрывает та страна, которая
делает больше вложений в науку
wonder: Один из основных уроков
американской цивилизации - что все можно
выразить в денежном эквиваленте?
Котенок: Значит все дело в... нас самих?
Булат_и_Алсу: Ладно, всем пока, желаем
прийти к долгожданному консенсусу, конечно, дело
и в нас самих тоже, но политика государства -
важнее".
Проведенные чаты показали, что этот спонтанный обмен короткими репликами в сети, в особенности, если делаются попытки направить разговор в русло обсуждения некой серьезной проблемы, практически обязательно оставляет участников с чувством неудовлетворенности: что-то недоговорено, кто-то не услышан, какие-то вопросы повисли в воздухе, конфликт остался неразрешенным... Но это впечатление незаконченности, неудовлетворенности, как показал опыт, становится мощным толчком для последующей рефлексии. Уже после чата некоторые из его участников чувствуют потребность высказаться более подробно и присылают письма, в которых разъясняют свои позиции, предлагают свое разрешение затронутых проблем. В целом, форма чата, на мой взгляд, ценна именно этим-пост-коммуникативной рефлексией, направленной (более или менее осознанно) на разрешение некоторых конфликтных ситуаций, "зависших" во время чата. В этом смысле можно говорить об известной научно-образовательной ценности чата как формы сетевой полемики.
В связи с этим возникла, в
частности, полемика о духовности:
"Где можно найти духовность в
американской литературе?"- "Понятие
духовность-исконно русское." -"Американская
литература пронизана духовностью, только
американской." - "А чем русская духовность
отличается от американской?"-"Американцы
более практичны, их духовность - в обыденном".
The article analyzes the students' chats organized among students (and professors) of English Departments of 5 universities: Ivanovo State University, Kazan' State University, Trnasbaikal State University, Alabama Troy University, Penn State. They held a three hours-long online discussion on whether americanization of Russian culture really exists and what are its premises and consequences. The potential of a chat as a form of intercultural dialogue and means of teaching AmStud is examined. A conflict is found to be the necessary impetus of a chat and its main provocative strategy.