Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c63_06.htm
Дата изменения: Mon Nov 1 13:28:38 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:27:35 2012
Кодировка: koi8-r
Типология конфликта в сетевой полемике об американизации русской культуры

Ольга Анцыферова

Типология конфликта в сетевой полемике об американизации русской культуры
(на материале студенческих чатов)

    Целью сетевого проекта "Евразийская киберпараллель: американская культура через Интернет", спонсируемого "Проджект Хармони", является образование межуниверситетского сообщества американистов (студентов, аспирантов, преподавателей) для дальнейшего сотрудничества в изучении американской культуры, взаимного обмена информацией, выполнения в будущем совместных научных работ. В рамках этого проекта мы активно экспериментируем с разными формами сетевой коммуникации-чатом, форумом, электронной конференцией. Наиболее сложной для организации и наименее предсказуемой по результатам оказалась форма чата-он-лайновой коммуникации, спонтанной и многоголосой. Возможность использования формы чата в научно-образовательных целях для меня, например, до сих пор остается проблемой, но проведенные нами эксперименты, безусловно, наводят на некоторые размышления, которые небезынтересно рассмотреть в перспективе конфликтологии.
    Несомненно, "нервом" чата, его двигателем является некий конфликт. Причем о конфликте здесь стоит говорить, по крайней мере, в двух смыслах. Первое- это искусственно привнесенная конфликтность как коммуникативная стратегия, конфликт-провокация. Этот конфликт может быть задан самой темой чата, звучащей как оксюморон ("американизация российской культуры"), либо отдельными репликами в его ходе.

    Второй тип конфликта, обеспечивающий некое движение мысли во время чата,- это имманентная конфликтность самой коммуникативной ситуации (российские студенты, с разным жизненным и образовательным опытом, обсуждают американскую, чужую для них культуру, с которой они знакомы через целый ряд опосредований). Иначе говоря, в центре внимания здесь проблема "свой-чужой", всегда чреватая конфликтностью.
    Отношение россиян к США (как государственному, политическому, культурному феномену) весьма неоднозначно, и форма чата дает некоторое представление (пусть достаточно беглое, непрорисованное) о стереотипах восприятия США обыденным сознанием и - одновременно- о более или менее осознанных попытках преодолеть эти стереотипы. Нервом обсуждения стало противопоставление России и Америки. Моменты противопоставления (а не сближения) преобладали совершенно явно! Не случайно в попытке однозначно определить отношение американцев к русским и наоборот возникло даже столь эмоционально заряженное слово, как ненависть:
   "Россию ненавидят за то что это страна воров.
    Timur: American Government and the stuff hates Russia!!!".

   В целом, противопоставление Америки и России шло в следующих плоскостях.

    "Если у кого мобила - так тот и буржуй? да просто удобно и все тут никакой меритократии!"

    "Духовность была завезена в Америку первыми русскими эмигрантами"; [1]
    "Американская классика - это Рахманинов".

    "Easy_Rider: все негры придумали
    che_: почти все
    Булат: Easy_Rider, Ты как всегда прав, а негры - из Эфиопии и Нигера. Америка- одна большая кастрюля, где варятся все кому не лень, а благодаря рекламе они стали законодателями музыкальной моды.
    che_: булат, не (только) благодаря рекламе, а объективно это лучшая музыка
    Булат: che_, Объективно??? А ты слышал свадебные песни хорватов, а индонезийские карнавальные песни, а тибет? Просто они диктуют нам, что слушать, но объективно существует огромное количество неизвестных гениев, просто у них нет денег и рекламы".

    В ходе чата делались попытки определить причины того, почему для некоторых россиян американцы остаются врагами (а Америка в целом - "органическим врагом") России. Вот обмен репликами о причинах нелюбви российских военных к американским:

    "А почему русские военные так плохо относятся к американцам? Мы же с ними не воевали.
    А как же холодная война? Вьетнам, где были наши инструкторы, Афганистан, где были американские пилоты?
    Потому что американцы считают, что это они выиграли вторую мировую.
    Они скажут еще, что и с Наполеоном воевали.
    Для военных США - самый главный потенциальный враг, потому что самый сильный!
    А вот это зря, сейчас есть страны и посильнее, просто они это не афишируют".

    С одной стороны, предложенная для обсуждения тема ("американизация российской культуры") была воспринята достаточно нейтрально: казалось, тут и проблемы-то никакой нет, и все участники чата, при всех разногласиях, сходились в том, что влияние (или экспансия) американской культуры в нынешней России налицо:

    "Конечно, можно говорить об американизации, куда ж от нее денешься.
    Американизация проникла так глубоко, что это даже не проблема и мало кому интересна.

    При перечислении сфер, где влияние США сказывается всего сильнее, первым номером здесь шло телевидение (Easy_Rider: да наше ТВ полностью на 100% американизировано, кроме "Культуры", конечно), затем - поп-культура (Ляля: взять хотя бы киркорова, копирка несчастная) и, наконец, - Интернет ("Наталья: Интернет - американизация в высшей степени - "Булат_и_Алсу: Самое ужасное в американской культуре - это интернет. Это какой-то кошмар". - Svetlana: Русская культура под сильным прессингом американской культуры пример тому этот чат)
    Высказывалось, однако, более конкретное мнение о том, что влияние Америки видно, скорее, не в духовной сфере, а в материальной (wonder: Чат как раз -- техническое явление, а не духовное). При этом была предложена корректировка темы чата: справедливее говорить не об американизации российской культуры, а об американизации российского образа жизни.

    wonder: Я согласна с Тимуром, влияние американской культуры на нас связано с высокоразвитыми технологиями. Исключительно!!!

    Проблематизировалось само понятие "американизации".

    "Американизация это как колонизация но культурного пространства, согласны?" "Американизация-биологический процесс". "Американизация-идеологический процесс". "Американизация - это процесс выживания". "Когда на культуре не делали деньги, это называлось культурой, а когда начали - стали называть американизацией!"

    Но основной конфликт чата выстраивался не как спор между позициями pro и contra. Антиамериканские настроения присутствовали, но все же преобладало то, что профессор Э.Я. Баталов предложил называть "нон-американизмом": ход чата подтвердил, что Америка устойчиво воспринимается в качестве одного из важнейших факторов цивилизационной или политической самоидентификации. Америка -своего рода трамплин для более глубокого постижения себя. Так, настойчиво отстаивалось мнение о духовном здоровье русской культуры, ее цельности, глубине: российскую культуру ничто не может погубить, она остается верной себе и говорить об ее американизации просто глупо.

    "Степень американизации современной российской культуры довольно незначительна". "Российский кинематограф возрождается, и уже может соперничать с американским".

    Подобные высказывания свидетельствовали о стремлении (может быть, подсознательном) уйти от конфликтности, разноречивости реальных социальных процессов, выстроить некую устойчивую и притом оптимистическую картину. Спасительную иллюзию разрешенности конфликта нам дарует опять-таки миф - в данном случае, миф о полном духовном здоровье российской культуры.
    Вместе с тем, имплицитно присутствовало ощущение переходности переживаемого этапа. Что должно измениться? Как себя проявит российская культура? Этот вопрос не получил ответа.

    Easy_Rider: короче американизированная у нас культура и все
    wonder: Неправда, если и есть американизация культуры, то это болезнь, которая пройдет.
    che: да не пройдет, оптимист...
    Easy_Rider: будем надеяться ... а на что... может еще хуже станет...
    Easy_Rider: куда мы катимся?
    Котенок: Есть ли лекарство от американизации?
    Булат_и_Алсу: Не пройдет эта болезнь. Все деньги - в Америке, нам они нужны, поэтому Россия будет американизироваться до конца
    Milana: А нужно ли лекарство от американизации?
    Easy_Rider: да, продали Россию
    wonder: Американизация делает нашу жизнь лучше?
    Easy_Rider: ну что бы мы без нее делали?
    [17:45:02] к нам приходит Ивановские_невесты
    Котенок: "Лучше" не совсем подходящее слово! Может быть, разнообразнее!
    che: в том мире, где самые крутые - американцы, в американизации для нас +
    Ивановские_невесты: wonder, жизнь - да, душу -нет
    Булат_и_Алсу: Лекарство - по-толстовски опроститься и в деревеньку, без макдональдсов и мобильников
    wonder: Все-таки положительные стороны у американизации есть. Развитие коммуникации, наше общение, тоже можно рассматривать как следствие американизации.
    Котенок: Есть еще положительные стороны?
    Easy_Rider: есть есть положительные стороны да и вообще история так развивается-не нам судить
    che: американизация - это появление потребительского отношения к миру и для меня слово ругательное
    che: кто не согласен?
    Easy_Rider: ну да так и есть
    wonder: Да почему же нам не использовать чужие ДОСТИЖЕНИЯ, но творчески и критически?
    Кто-то резюмировал, поставив конфликт в историческую перспективу:
    "Все это похоже на спор западников и славянофилов. 1)_У России свой путь!! 2) Нет, Америка - наш флагман".

Университетская аудитория не могла не затронуть тему американизация науки, "утечки мозгов."

    Milana: Как насчет утечки мозгов и технологий - наших! - в Америку
    che: кто отобрал у России деньги ?
    Milana: Мы могли бы добиться большего - если бы хотели
    Котенок: У течка мозгов только начинается. То ли еще будет
    wonder: С утечкой мозгов можно бороться очень просто. Пусть утекшие возвращают из заработанных за бугром денег стоимость образования, полученного в России.
    Котенок: Ой дождешься от них!
    wonder: так нужен закон!
    Milana: А стоимость изобретений, придуманных ими для Америки - это кто нам вернет
    Булат_и_Алсу: wonder, абсолютно верно
    wonder: А вот этого уже не вернешь. Но стоимость образования -- можно исчислить.
    che: Не надо злиться на Америку если бы мы могли, то и стали бы круче
    Milana: Булат_и_Алсу, в данный момент все обстоит именно так, выигрывает та страна, которая делает больше вложений в науку
    wonder: Один из основных уроков американской цивилизации - что все можно выразить в денежном эквиваленте?
    Котенок: Значит все дело в... нас самих?
    Булат_и_Алсу: Ладно, всем пока, желаем прийти к долгожданному консенсусу, конечно, дело и в нас самих тоже, но политика государства - важнее".

    Проведенные чаты показали, что этот спонтанный обмен короткими репликами в сети, в особенности, если делаются попытки направить разговор в русло обсуждения некой серьезной проблемы, практически обязательно оставляет участников с чувством неудовлетворенности: что-то недоговорено, кто-то не услышан, какие-то вопросы повисли в воздухе, конфликт остался неразрешенным... Но это впечатление незаконченности, неудовлетворенности, как показал опыт, становится мощным толчком для последующей рефлексии. Уже после чата некоторые из его участников чувствуют потребность высказаться более подробно и присылают письма, в которых разъясняют свои позиции, предлагают свое разрешение затронутых проблем. В целом, форма чата, на мой взгляд, ценна именно этим-пост-коммуникативной рефлексией, направленной (более или менее осознанно) на разрешение некоторых конфликтных ситуаций, "зависших" во время чата. В этом смысле можно говорить об известной научно-образовательной ценности чата как формы сетевой полемики.


В связи с этим возникла, в частности, полемика о духовности:
    "Где можно найти духовность в американской литературе?"- "Понятие духовность-исконно русское." -"Американская литература пронизана духовностью, только американской." - "А чем русская духовность отличается от американской?"-"Американцы более практичны, их духовность - в обыденном".


Types of Conflict in the Internet Debates on Americanization of Russian Culture

    The article analyzes the students' chats organized among students (and professors) of English Departments of 5 universities: Ivanovo State University, Kazan' State University, Trnasbaikal State University, Alabama Troy University, Penn State. They held a three hours-long online discussion on whether americanization of Russian culture really exists and what are its premises and consequences. The potential of a chat as a form of intercultural dialogue and means of teaching AmStud is examined. A conflict is found to be the necessary impetus of a chat and its main provocative strategy.


PreviousСодержаниеNext