Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c61_02.htm
Дата изменения: Mon Nov 1 13:28:40 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:20:41 2012
Кодировка: koi8-r
Общественные инициативы и взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти в регионах Сибири

Игорь Барадачев

Общественные инициативы и взаимодействие некоммерческих организаций
и органов власти в регионах Сибири:
опыт реализации социальных проектов МОФ СЦПОИ

    Представляя краткий обзор развития взаимодействия некоммерческого сектора с органами государственной власти и местного самоуправления в Сибири, необходимо сразу отметить, что предлагаемый анализ базируется на данных и информации Сибирского центра поддержки общественных инициатив, полученных в ходе восьмилетней практической работы в 11 субъектах РФ (Тюменская область, Омская область, Новосибирская область, Томская область, Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия, Читинская область).
    Регионы, входящие в сеть МОФ СЦПОИ (Межрегиональный Общественный Фонд "Сибирский центр поддержки общественных инициатив") различны по уровню социально-экономического и политического развития. Спектр "благополучия" колеблется от Тюменской области, входящей в пятерку регионов РФ с наибольшим показателем доходов на душу населения по отношению к прожиточному минимуму, относительно благополучного Красноярского края до регионов, где прожиточный уровень ниже среднего уровня денежных доходов (Республики Алтай и Бурятия, Читинская область). В ряде регионов с конца 1990-х гг. на рынке труда отмечается тенденция постоянного ухудшения ситуации. Такая обстановка стала возможна из-за сокращения бюджетного финансирования новых рабочих мест, изменения структуры собственности и, как следствие, политики в отношении трудовых ресурсов. Начавшийся процесс стабилизации производственного сектора экономики позволил увеличить расходы, направляемые государственными и коммерческими предприятиями в социальную сферу. Однако большинство региональных бюджетов продолжают иметь дефицитный бюджет.
    В рамках сети МОФ СЦПОИ на IV квартал 2003г. было зарегистрировано около 10 тысяч НКО. По сравнению с 2000г. наблюдается общий рост некоммерческих и общественных организаций на 15%. Статистика показывает, что по сферам деятельности НКО ситуация довольно стабильна. Изменения количества НКО по направлениям деятельности не превышает одного процента. Можно отметить снижение количества организаций, которые называли основным видом деятельности "комплексную сферу", спад их количества составил около 3%. Этот факт позволяет говорить о том, что постепенно у НКО появляется понимание своей роли в сообществе, а как следствие происходит рост специализации и профессионализма. По-прежнему наибольшее количество организаций работает в "социальной сфере" (21,7%), "культуре и досуге" (17,5%). Эти данные свидетельствуют о реально существующем запросе со стороны населения на услуги НКО.
    Рост и развитие общественного сектора вместе с позитивными результатами принесли и проблемы. Усилилась дифференциация между организациями и разность в оценках деятельности НКО, порой до взаимно противоположных. До сих пор миссия общественного сектора в России и его отличительные черты окончательно не определились, и вследствие этого НКО не воспринимаются адекватно в других секторах общества. Этим же обусловлена и другая проблема - слабая поддержка со стороны общества в целом, что не позволяет НКО в полной мере исполнять те цели и задачи по отстаиванию интересов различных социальных групп, в поддержку которых они создавались. Заметен прогресс во взаимоотношениях НКО со СМИ. Внимание журналистов к освещению деятельности НКО растет, и как результат, например, в 2003г. в Кемеровской области статей о деятельности НКО вышло в 3 раза больше, чем в 2002 г. Но даже такой прирост за определенный период времени не позволяет говорить о решении проблемы малой информированности граждан о деятельности общественного сектора. Позитивную роль в расширении информированности населения играют массовые акции НКО в коалиции с властью и бизнесом. Так, в Весенней неделе добра по всей Сибири приняло участие более 120 тысяч человек. Другим фактором, влияющим на повышение информированности населения, стало проведение Гражданского Форума, - сначала в Москве, а затем в регионах.
    Продолжается рост социальной активности населения, и особенно молодежи. Усиливающим эту тенденцию фактором стало значительное количество общественных акций и действий, направленных на решение локальных проблем сообщества. Еще несколько лет назад организаторы первых общественных, добровольческих акций отмечали, что самая большая проблема - это непонимание со стороны организаций, чиновников, журналистов и населения. Сегодня таких вопросов становится все меньше.
    НКО из сельской местности и отдаленных районов Сибири имеют возможность большего по сравнению с прошлым доступа к информационным ресурсам через развивающиеся в большинстве регионов местные мини-сети и информационные пункты для НКО. Этот ресурс для НКО из отдаленных от крупных сибирских городов районов продолжает развиваться, но по-прежнему эта категория НКО и инициативных групп остается в стороне от активной деятельности. Причина этого, прежде всего, заключается в ограниченности информационных ресурсов и отсутствии позитивных примеров гражданской активности в своем окружении.
    Ротация кадров в некоммерческом секторе характеризуется оттоком квалифицированных специалистов в коммерческий сектор и в органы власти разного уровня. Довольно востребованы специалисты, подготовленные МОФ СЦПОИ в подразделениях, занимающихся "связями с общественностью", "маркетингом и рекламой", "молодежной политикой", "работой с персоналом", "социальной защитой и социальной политикой".
    На данный момент наблюдается картина, когда ряд организаций, работающих в общественном секторе более 5 лет, стали достаточно опытными и знающими, им больше не нужны традиционные для НКО семинары и тренинги, многие из них в меньшей степени нуждаются в информационном обеспечении. Они хотят более качественного, более профессионального обучения на новом уровне. Им интересен инновационный менеджмент, социальный маркетинг, финансовое прогнозирование, финансовый менеджмент, оценка эффективности социальных проектов, мобилизация ресурсов, организация платных услуг. Для таких организаций необходимо организовывать специальное обучение с применением самых новых разработок, необходимо готовить для них профессиональные кадры.
    Появляются организации, способные профессионально реализовывать масштабные проекты. Намечается рост коалиционной деятельности. Во многих случаях толчком к профессиональному и организационному развитию НКО служат гранты, в том числе полученные по программам МОФ СЦПОИ. Сильные, конкурентные НКО сосуществуют с большим количеством малых, слабых организаций, которые оказываются неконкурентоспособными в поиске источников финансирования. Актуальной становится проблема привлечения в сектор дополнительных ресурсов, управления ими и эффективности их использования.
    Сеть МОФ СЦПОИ является востребованным со стороны сообщества, власти, НКО и бизнеса ресурсом, позволяющим, с одной стороны, проводить крупные межрегиональные проекты, используя ее инфраструктуру, а с другой, продвигать в регионах сети и за ее пределами позитивный опыт работы НКО и инициативных граждан для формирования благоприятной среды для развития институтов гражданского общества.

Межсекторное взаимодействие:
власть и общественные организации

    Устройство любого современного общества таково, что его можно подразделить на три взаимосвязанные сектора: государственный, коммерческий и некоммерческий. Последний, или как его еще называют "третий сектор", позволяет людям реализовывать свои возможности и самостоятельно решать свои проблемы и проблемы общества в целом. Деление на три сектора очень условно и четкая граница между каждым из них довольно условна. Для эффективного достижения стоящих перед каждым сектором задач необходимо наладить их конструктивное взаимодействие на легитимной основе. В настоящее время уже сформировался целый ряд форм взаимодействия государственного и негосударственного некоммерческого секторов. Это и проведение совместных мероприятий, общественные и консультативные Советы, социальный заказ, государственные и муниципальные гранты и др.
    Сформулированы и в различных регионах Российской Федерации внедряются принципы организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями. Одним из важнейших принципов является законность. Это очень важно для определения предсказуемости поведения и процедурной открытости. Следующий принцип - равный доступ к участию во взаимодействии для всех представителей указанных секторов. Обеспечение равных стартовых условий, отсутствие избранности является одной из ключевых характеристик гражданского общества. Принципы добровольности и обязательности подразумевают, что взаимодействие базируется на внутренних убеждениях каждого участника, с одной стороны, и на выполнении взятых на себя договоренностей, с другой. Принцип открытости заключается в прозрачности процедур взаимодействия и взаимном доверии к деятельности.
    Негосударственные некоммерческие организации играют значительную роль в формировании гражданского общества в нашей стране. Вклад этих организаций в социально-экономическое развитие Российской Федерации заметен и значителен. Довольно актуальным для негосударственных некоммерческих организаций является взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Причем то же самое можно сказать и об органах власти. Ведь большинство некоммерческих организаций созданы и действуют для решения тех же задач, что и органы государственной власти и местного самоуправления. Также следует отметить, что некоммерческий сектор за счет привлечения добровольческого труда может минимизировать расходы на социальную сферу. Таким образом, налицо выгода бюджетного финансирования некоммерческих организаций для достижения государственных целей. Это оправдано, главным образом, в той мере, в какой оно служит объединению усилий в решении наиболее актуальных проблем региона.
    Некоммерческие организации, участвуя в решении государственно значимых задач, выполняют такие важные социальные функции, как выявление общих интересов отдельных социальных групп населения, ориентация органов власти на учет этих интересов при разработке и реализации государственной политики, формирование общественного мнения по различным аспектам общественной жизни. Выражая в организованных формах права и интересы различных социальных, профессиональных, возрастных, национальных и иных групп населения, некоммерческие организации являются важным социальным партнером органов государственной власти и местного самоуправления в реализации общественно значимых проектов и программ.
     Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с некоммерческими организациями, в общем виде, направлено на формирование некоммерческого сектора, способного инициативно взять на себя решение части социально значимых проблем при поддержке государства, а также способствовать реализации гражданами своих интересов.

Результаты исследований
"Правовое обеспечение деятельности некоммерческих
организаций в регионах Сибири"

    В марте-мае 2000г. по заказу МОФ СЦПОИ при финансовой поддержке MOTT FOUNDATION и Агентства США по международному развитию (USAID) было проведено исследование "Правовое обеспечение деятельности НКО в регионах Сибири".
    Основной целью исследовательской программы являлся сбор и анализ информации о законодательных и нормативных актах, принятых на региональном уровне в Сибири, прямо воздействующих на условия функционирования некоммерческих организаций в данных регионах. Было проанализировано около 130 нормативных правовых актов, в том числе около 50 региональных законов.
    Сбор и анализ законодательных и нормативных актов производился для следующих регионов Сибири:

Республика Бурятия, Алтайский край, Красноярский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область.

    В плане регулирования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с НКО были получены следующие результаты. Наибольшее количество законодательных и нормативных актов регулируют различные аспекты поддержки деятельности НКО:

    В 39 нормативных правовых актах "закрепляется возможность участия представителей некоммерческих организаций в подготовке и выработке решений по определенным проблемам вместе с представителями органов государственной власти и местного самоуправления". [1]
    Кроме того, по результатам исследования выделены специфические черты отдельных регионов. В частности, в Алтайском крае наиболее распространенной формой взаимодействия является привлечение НКО и общественных объединений к выработке и процессу принятия решений органами власти. В Кемеровской, Омской, Томской и Новосибирской областях распространено предоставление различных льгот, привлечение представителей общественности к выработке решений исполнительной и законодательной власти.
    Отмечая положительную динамику в развитии нормативной базы, регулирующей деятельность НКО в регионах Сибири, следует указать на имеющиеся диспропорции.

  1. Существует различный уровень поддержки для различных направлений деятельности некоммерческих организаций. Высоким уровнем поддержки в регионах Сибири характеризуются молодежные, детские организации, а также деятельность общественных организаций инвалидов, пожилых людей, предприятий общественных организаций инвалидов. Некоммерческие организации других направлений деятельности имеют низкий уровень поддержки.
  2. При наличии определенных льгот для некоммерческих организаций практически не развита система стимулирования коммерческих предприятий, организаций, частных лиц, с тем, чтобы они направляли средства на реализацию социальных проектов, на развитие некоммерческих организаций.

Исследование современного состояния и перспектив
сотрудничества между региональной властью и
некоммерческими организациями

    Данное исследование проводилось в период с марта по июнь 2001 г. индивидуальным исследователем Анной Севортьян, координатором информационных программ Центра развития демократии и прав человека (Москва) в рамках проекта "Установление сотрудничества между региональной властью и НКО", финансируемого Westminster Foundation for Democracy.
    Целью исследования являлась оценка взаимодействия региональных властей с некоммерческими организациями, прогноз развития ситуации и выработка рекомендаций по улучшению взаимодействия.
    Некоммерческий сектор на территории Сибирского Федерального округа демонстрирует "высокое развитие и зачастую даже внедряет прогрессивные технологии социального взаимодействия раньше, чем другие территории. Здесь много сильных организаций с оригинальными подходами и проектами". [2] Результаты исследования позволяют сделать вывод о планомерности развития взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления. Результаты различны и зависят в большей степени от уровня профессионализма самих НКО и от наличия политической воли региональных политиков.

Исследование "Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с НКО"

    В некоторых субъектах РФ (например, Новосибирская, Кемеровская области) проводились социологические опросы [3] среди представителей НКО для того, чтобы определить:

    В ходе опроса также планировалось выяснить представление "третьего сектора" о том, каким должно быть сотрудничество с властными структурами, каковы наиболее значимые направления его развития.
    Если характеризовать общее состояние межсекторного сотрудничества, то 48% из числа опрошенных НКО заявили, что они в целом довольны взаимодействием с властными структурами, и только 16% выразили недовольство сложившейся ситуацией. Однако подобные данные не следует рассматривать как некий положительный результат, подтверждающий благополучие данной сферы. Напротив, итоги опроса позволяют говорить о неразвитости межсекторного взаимодействия и необходимости коренных изменений в этой области. Показателен тот факт, что свыше 10% НКО, отвечая на данный вопрос, в той или иной форме выразили свое потенциальное желание сотрудничать с органами власти, но заявили, что не знают, каким образом они могли бы осуществлять данное взаимодействие и что для этого необходимо сделать. Причина этого неведения кроется в отсутствии у некоммерческих организаций опыта совместной работы с органами власти.
    Анализ итогов исследования в целом показывает, что примерно половина НКО не взаимодействуют с властью в процессе своей деятельности, функционируя автономно.
    Причина неразвитости межсекторного взаимодействия, исходя из результатов упомянутого исследования, заключается в том, что многие НКО попросту не знают о возможности обратиться за поддержкой к властным структурам и формах поддержки, которую они могли бы получить. "Третий сектор" слабо информирован о мерах, принимаемых государством для развития общественного движения, равно как и власть имеет слабое представление о работе некоммерческих организаций.
    Что касается существующего межсекторного взаимодействия, то 62% НКО сотрудничают с органами местного самоуправления, и лишь 26,3% - с органами государственной власти (администрациями субъектов РФ). Высшие государственные органы еще не определились, как государству вести себя в отношениях с гражданским обществом, и эта неопределенность сказывается на поведении органов власти субъектов РФ. К тому же, органы местного самоуправления, будучи независимы от властной вертикали и действуя в условиях государственного финансирования, явно не соответствующего объему возлагаемых на них функций, вынуждены изыскивать дополнительные средства на местах. Одним из потенциальных источников ресурсов местное самоуправление считает "третий сектор". Этим и объясняется значительно более высокий уровень активности местного самоуправления в отношениях с НКО.
    На вопрос "Что мешает развитию партнерства?" представители НКО отвечали следующим образом. Из четырех предложенных причин (отсутствие общей стратегии, отсутствие средств, узость информационных отношений, недоверие) первые две причины фигурировали в 44% и 42% ответов, в 33% ответов упоминалась узость информационных отношений и в 26% - недоверие (респонденты могли указывать сразу несколько причин). В качестве иных причин были названы такие, как отсутствие четких критериев финансирования и отсутствие договоров между органами власти и НКО.
    Следует отметить, что направления поддержки, избранные органами власти, не совсем соответствуют реальным потребностям НКО. Говоря о том, в каком виде они хотели бы получать поддержку от органов власти, 51% НКО упоминают целевое финансирование, 28% желают получить помещение для своей деятельности, 21% просят содействия во взаимодействии со СМИ и лишь 14% заинтересованы в организационной помощи (респонденты могли указывать сразу несколько позиций). При этом 7% организаций не нуждаются в поддержке извне. Как можно заметить, ситуация с желаемой помощью прямо противоположна реальной поддержке, получаемой НКО от власти.
    Главная причина этого в том, что слабая ресурсная база российского "третьего сектора" требует значительных материальных вливаний в инфраструктуру общественного движения, но государственные органы и местное самоуправление, испытывая недостаток средств, не могут оказать НКО достаточную поддержку. Данное противоречие и получило свое отражение в конфликте реального положения вещей с ожиданиями НКО.
    Завершая обзор исследований в области межсекторного взаимодействия, следует отметить положительную динамику развития взаимоотношений между общественным сектором, властью и бизнесом. Государственные и муниципальные учреждения, коммерческие организации ориентируются на разработки общественников, внедряют их в свою работу и готовы сотрудничать дальше.

Развитие программ добровольчества

    2001г. был объявлен ООН как Международный год добровольцев (МГД). Сеть МОФ СЦПОИ использовала это событие для повышения статуса добровольцев в сообществе и создания благоприятной базы для развития добровольческих инициатив. МОФ СЦПОИ вошел в состав Российского комитета по проведению МГД, созданного по решению Правительства РФ, причем Сибирский центр стал единственной региональной организацией, вошедшей в комитет (остальные пять НКО были из Москвы).
    Одним из ключевых событий в рамках программы развития добровольческих инициатив стала подготовка и проведение Весенней недели добра (ВНД). Эта межрегиональная коалиционная акция объединила усилия НКО, коммерческих структур, органов государственной власти и местного самоуправления. Продолжая практику инициирования добровольческих акций, в следующие годы мы добились участия около 120 тысяч человек в ВНД-2003 и проведения ими не менее 650 мероприятий. Приведенные цифры отражают только учтенное количество участников и количество акций, реальные цифры значительно больше. В течение последних двух лет подсчитывается экономический вклад в развитие сообщества от труда добровольцев. В 2003г. только на территории Новосибирской области он составил около миллиона рублей.
    Активную роль в развитии добровольческого движения играют детские и молодежные общественные организации, добровольческие центры в Тюмени, Новосибирске, Кемерово, Новокузнецке, Ленинск-Кузнецке, Красноярске, Улан-Удэ, Чите, Иркутске, Горно-Алтайске. Они инициировали создание коалиционных оргкомитетов, проводили многочисленные акции.
    Наблюдается признание добровольческого труда со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и населения. В первую очередь, подразделения администраций, отвечающие за реализацию молодежной политики, стали активно поддерживать организационно, финансово и методически деятельность по развитию молодежного добровольчества (Республика Бурятия, Кемеровская область, Новосибирская область, Читинская область). Благодаря усилиям добровольцев и специалистов МОФ СЦПОИ в регионах Сибири было принято 8 правовых актов, направленных на поддержку добровольческой активности населения по решению важных проблем социального развития территорий.
    Проведение добровольческих акций позволило выйти общественникам на уровень реализации крупных коалиционных мероприятий и общественных кампаний по отстаиванию прав и интересов различных категорий граждан. В дальнейшем развитие программ добровольчества видится нами как элемент, усиливающий реформу местного самоуправления в России и способствующий передаче ряда функций от органов власти институтам гражданского общества.
    Реальные изменения во взаимоотношениях с властями стали возможны в тех регионах, в которых были для этого предпосылки. Наиболее значительное продвижение интересов некоммерческих организаций можно показать на примере Иркутской области, Республики Бурятии, Читинской области. Подтверждением этого служит количество принятых нормативных правовых актов, объем финансирования проектов и программ НКО органами власти и местного самоуправления, а также число коалиционных мероприятий, в которых участвовали представители исполнительной и законодательной власти.
    Во всех регионах сети МОФ СЦПОИ был обогащен опыт по продвижению законодательной базы, регулирующей деятельность некоммерческого сектора. На протяжении 8 лет работы при непосредственном участии сотрудников Сибирского центра было принято около 130 нормативных правовых актов, касающихся развития "третьего сектора".
    В качестве значительного результата можно назвать изменение в восприятии представителями властных структур деятелей некоммерческого сектора. Повысилась вовлеченность в процесс принятия решений органами государственной власти представителей НКО. Результатом появления многочисленных конкурсов для НКО стало повышение их финансовой устойчивости. С каждым годом увеличивается количество средств бюджетов всех уровней и средств коммерческих компаний, выделяемых на некоммерческие проекты. В качестве примера приведу Новосибирскую область, где на 2004г. в городском бюджете заложено 3,5 млн. рублей, а в областном бюджете - 9 млн. рублей. Эти средства пойдут на проведение конкурсов проектов общественных и некоммерческих организаций, а также органов территориального общественного самоуправления. Как общую тенденцию следует отметить, что органы власти стали планомернее способствовать работе некоммерческого сектора, предоставляя для совместных проектов и для непосредственной деятельности НКО большее количество разнообразных ресурсов.
    В качестве проблем следует назвать следующие. Власть во многих регионах стремится осуществлять контроль над деятельностью НКО, а также использует ресурсы крупных и устойчивых некоммерческих организаций, а в случаях реализации успешных проектов пытается приписать все заслуги себе.
    Для повышения статуса благотворителя и социально-ответственной организации во всех регионах сети МОФ СЦПОИ уже несколько лет проходят конкурсы "Благотворитель года", "Меценат года", направленные на моральное поощрение благотворителей и повышение признания со стороны сообщества и органов власти регионов. В конкурсах только за прошлый год участвовало несколько сотен компаний и бизнесменов. Сумма средств, привлеченных от местного бизнеса в рамках Благотворительных сезонов на социальные проекты составила около 450 тысяч рублей (2003 г.).
    Вне всяких сомнений, за прошедшие несколько лет ситуация в общественном секторе кардинально изменилась. Выросли сами некоммерческие организации, возросла их роль в жизни общества, продолжается планомерная работа по выработке местного законодательства и наработке тех механизмов и инструментов, которые характерны для регионов. В регионах идет гораздо более активное и быстрое реагирование на решение общественных проблем (например, проблемы беспризорности), усиливается консолидация общественных структур и органов власти для решения местных проблем. Возрастает количество местных благотворительных средств и источников финансирования деятельности НКО, усиливается работа среди НКО по наработке межрегиональных связей, созданию коалиций, однако общественный сектор пока не играет той роли, которая должна быть возложена на него. И это связано с некоторыми факторами.

Видение будущего развития некоммерческого сектора и
его влияния на становление гражданского общества и
правового государства в России

Примечания:

  1. Взаимодействие НКО и власти: существующее положение на уровне федеральной и региональной нормативно-правовой базы, возможности дальнейшего развития взаимодействия, в том числе через разработку Общественного Договора. Рабочие материалы, подготовленные общественной организацией "Правовое общество".
  2. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества (анализ практики и рекомендации). М.: Сигналъ, 1997.
  3. Механизмы взаимодействия общественных организаций некоммерческого характера с органами государственной власти Кемеровской области. Кемерово, 2001.
  4. Правовое обеспечение деятельности некоммерческих организаций в регионах Сибири. Обзор действующих законодательных и нормативных актов. Новосибирск: Медиасофт, 2000.
  5. Севортьян А.Р. Исследования современного состояния и перспектив сотрудничества между региональной властью и НКО // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. Санкт-Петербург: Лики России, 2001.
  6. Социальное партнерство. Российский опыт. Год 2000. Санкт-Петербург: Лики России, 2001.
  7. Якимец В. Социальное партнерство в России: исследования, механизмы, опыт. М.: Институт системного анализа РАН, 2000.

  1. Правовое обеспечение деятельности некоммерческих организаций в регионах Сибири. Обзор действующих законодательных и нормативных актов. Новосибирск: Медиасофт, 2000.С.42.
  2. Севортьян А.Р. Исследование современного состояния и перспектив сотрудничества между региональной властью и НКО // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. Санкт-Петербург:Лики России, 2001. С.235.
  3. Социологическое исследование "Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с НКО" проводилось межрегиональной общественной организацией "Правовое общество" в рамках проекта "Общественный Договор".

Public Initiatives and Cooperation of Non-Profit Organizations with Government Bodies in Siberia: the Experience of the IRPF SCISC Social Projects

    This paper is a brief review of the cooperation of Siberian NGO's with bodies of government, including local government. It rests on the research done by the Inter-Regional Public Foundation "Siberian Civic Initiatives Support Center" (IRPF SCISC). The research was held in 11 regions of the Russian Federation, from Tyumen to Chita. The author draws attention to the laws regulating the work of NGO's and tells about their participation in the socio-economic and political life of Siberia. The author gives his conclusions about some basic tendencies in the development of the so-called "third sector" in Siberia and prospects for its cooperation with the two other ones - government and business.


PreviousСодержаниеNext