Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/book3/ver.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:03:27 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:23:20 2012 Кодировка: Windows-1251 |
В. Верещагин 1
Кеннан, г. Москва
С ликвидацией
партийно-государственной системы и
исчезновением СССР фактически распался бывший
советский "средний слой". К началу
перестройки в Советском Союзе существовало два
основных типа "групп интересов":
региональные и отраслевые.
С началом реформ в России в 90-е годы
качественно активизировался процесс
дифференциации различных интересов в обществе.
Стали появляться "группы интересов",
связанные с различными секторами экономики. При
нарастании экономических проблем обострялась
борьба "элит" за контроль над природными и
промышленными ресурсами, механизмами выделения
государственных льгот и субсидий, формированием
и исполнением бюджета, за контроль над
разработкой и реализацией экономической
политики страны.
В качестве региональной "группы
интересов" сегодня можно рассматривать
конгломераты экономических, финансовых и
административно-политических структур
субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что начавшийся в
России процесс естественной структурной
перестройки экономики, с одной стороны, и процесс
перераспределения собственности - с другой,
позволяют обозначить некоторые тенденции. Так,
по мере развития новых экономических отношений и
связей, формирования финансово-промышленных
групп, деградации одних предприятий и отраслей и
бурного развития других в России складывается
новая региональная ситуация.
Во-первых, началась интеграция ряда
регионов по отраслевому признаку (пример -
создание Ассоциации топливно-энергетических
регионов России), что свидетельствует о
выдвижении на первый план не региональных, а
экономических интересов.
Во-вторых, созданы и развиваются около
10 крупных межрегиональных экономических
ассоциаций.
В-третьих, по мере усиления различий в
экономическом развитии регионов существующие в
них "группы интересов" интегрируются в
более мощные группировки соседних экономически
развитых регионов (что может в перспективе
вызвать передел границ между субъектами
федерации).
В настоящее время самыми мощными
региональными "группами интересов"
являются следующие группировки: Московская,
Северо-Западная, Тюменская, Центрально-Волжская
(можно выделить Нижегородскую, Самарскую,
Саратовскую, Ульяновскую и другие подгруппы),
Татарстанская, Башкортостанская,
Дальневосточная, Уральская, Южно-Российская,
Красноярская, Западно-Сибирская (без Тюменской),
Якутия-Саха.
Среди основных отраслевых "групп
интересов" можно выделить:
Поскольку практически все
отрасли для нового бизнеса были закрыты, новые
"группы интересов" формировались прежде
всего в финансовой и торговой сфере как
финансовые и торгово-финансовые компании,
концерны и холдинги: международная финансовая
компания "МЕНАТЕП", финансовая группа
Инкомбанка, группа "Мост", концерн
"ОЛБИ", торговая компания "Микродин" и
др.
Ряд новых финансовых групп
образовался на базе бывших государственных
банков: Внешторгбанк, Мосбизнесбанк, Банк
"Возрождение", Межрегионбанк, Сбербанк
России, Промстройбанк и др.
В процессе формирования новых
финансовых структур и переструктурирования
старых (государственных) произошло слияние новых
и старых банков и страховых компаний, и сегодня
имеет смысл рассматривать новые финансовые
компании и бывшие государственные банки как
"группы интересов" одного типа.
Следует также учесть, что такие
финансовые и торгово-финансовые объединения и
компании, как "МЕНАТЕП", "МОСТ",
"OLBI", "Микродин", - лишь "первый
эшелон" подобного рода объединений,
"засвеченных" не только в результате
интенсивной рекламной кампании, но и активной
лоббистской деятельности. За этими финансовыми
объединениями стоят, как правило, три типа
структур:
В настоящее время очень
активно структурируется "второй эшелон"
финансовых объединений (финансово-промышленные
объединения и холдинги), более мощный, чем
"первый эшелон".
Основу "второго эшелона"
составляют крупные предприятия-монополисты,
отраслевые объединения, территориальные
ассоциации, монополисты сырьевых рынков, рынков
вооружений и другого стратегического и
дефицитного товара, "обогащенные"
объединившимися вокруг них различными новыми
предпринимательскими структурами:
посредническими фирмами, банками,
инвестиционными фондами и т. д.
Однако самыми мощными финансовыми
объединениями ("третий эшелон") являются
старые, уже существовавшие до "перестройки"
на базе ключевых отраслей экономики
(топливно-энергетической, автомобильной и
атомной промышленности, машиностроительного
комплекса, ВПК и т. п.), отраслевые и
межотраслевые объединения. С началом реформ они
обогатились новыми банковскими и иными
финансовыми структурами и начали
структурироваться в финансово-промышленные
группы и компании. Например, концерн
"Газпром" является сегодня по существу
ядром мощнейшей финансово-промышленной группы,
намного превосходящей любое финансовое
объединение, вышедшее из "нового бизнеса".
Под такими "группами
интересов" мы понимаем группы, которые помимо
решения чисто экономических задач начинают или
начали экспансию в политическую сферу, обладая
при этом достаточными для оказания влияния
ресурсами. Другими словами, это такие "группы
интересов", которые фактически являются
ведущими "группами давления"
общенационального масштаба, от баланса сил
которых зависит политическая ситуация в стране.
Среди отраслевых группировок наиболее
структурированными являются те, которые связаны
с экспортирующими отраслями и производством
дефицитного и стратегического товара: нефтяная,
газовая, атомная и иная энергетика, частично -
ВПК, добыча алмазов, драгоценных и цветных
металлов, автомобильная и авиа-космическая
промышленность и т.д.
Среди региональных - расположенные в
наиболее развитых в экономическом отношении
регионах, прежде всего в Москве,
Санкт-Петербурге, Приморье и др.
К наиболее развитым "группам
интересов" можно отнести:
Как можно увидеть, в
приведенный перечень входят как отраслевые, так
и региональные "группы интересов", а также
"группа идей", хотя, например, московскую
группировку следовало бы назвать
"смешанной" - в ней присутствуют все три
компонента.
Что касается ВПК, то на его базе сейчас
сложно выделить какую-то монолитную "группу
интересов". Здесь образуется целая
совокупность подгрупп, в той или иной степени
делающих ставку на московскую группировку, на
группу Черномырдина, на президентское окружение
(АО "Росвооружение").
Из всех вышеперечисленных групп одной
из самых мощных является московская группировка,
которая располагает всеми составляющими ведущей
"группы давления" и основного "центра
влияния" на территории России, а именно:
Еще одной мощной "группой
интересов" является президентская
группировка, объединяющая Администрацию
Президента, его аппарат, Управление охраны,
Комендатуру Кремля, институт представителей
Президента в регионах, а также связанные с
данными структурами коммерческие предприятия и
т. п.
Вместе с тем, данная группа является не
чем иным как "одноцелевой" или
"ситуационной" группой, сформировавшейся
под конкретную политическую цель и объединенной,
скорее, политически (или
административно-политически), чем экономически.
Эта группа менее монолитна, иерархизована и
корпоративна, в ней существует несколько остро
конкурирующих между собой подгрупп - поэтому она,
в отличии от московской, достаточно неустойчива.
Наряду с экономическим интересом,
влияющим на процесс формирования и развития в
России "групп интересов", следует учитывать
и воздействие других факторов: традиции,
политические ориентации, идейные соображения,
культурно-профессиональные стереотипы,
духовно-психологические аспекты и др.
В современной России уже можно
выделить несколько крупных экономических
"групп интересов", включившихся в борьбу за
власть и за влияние на властные структуры. Кроме
того, "группами интересов" являются
центральная и региональные бюрократические
элиты. Особое место занимают силовые структуры,
имеющие собственные интересы.
Становление экономических "групп
интересов" сопровождается формированием
структур и институтов, призванных формулировать
эти интересы и содействовать их реализации,
оказывать давление на правительство и другие
ветви власти, на СМИ, научные круги,
аккумулировать финансовые ресурсы. Другими
словами, в "группах интересов" возникают
"группы давления", своеобразные
конгломераты финансово-промышленных и
торгово-финансовых объединений, аналитических
центров, полуполитических структур,
разнообразных лоббистских организаций и
государственных институтов, являющихся
своеобразными посредниками между "группами
интересов" и политикой.
Следующим типом "групп давления",
мобилизирующих ресурсы в политических целях,
являются международные, общероссийские или
региональные ассоциации предпринимателей и
промышленников, основанные, как правило, на
отраслевом принципе.
Таким образом, в России возникла
двухступенчатая система. Верхний уровень
образуют достаточно организованные "группы
давления", нижний - относительно аморфные
"группы интересов". В последнее время
формируется третий уровень этой системы -
политические партии, специально создаваемые для
отстаивания во властных структурах интересов
тех или иных социальных слоев и экономических
"групп интересов".
Представляется, что становление в
России рыночной экономики и возникновение
частного бизнеса не обязательно сопровождаются
воспроизведением в общественном сознании
политико-идеологических конструкций,
характерных для европейской политической
культуры и западной цивилизационной модели. Это
связано не только с историческими и культурными
традициями, но и с тем, что формирующийся в
производственной сфере российский частный
капитал нуждается в государственной поддержке и
защите, в том числе от мощной конкуренции со
стороны Запада, и, кроме того, в обеспечении его
проникновения в наиболее естественные для него
рынки стран СНГ.
Приложение
(При подготовке данного перечня были использованы материалы "Круглого стола бизнеса России", В. Лепехина, В. Клименко, Е. Красникова, О. Медведева и других.)
1 Верещагин Виктор Владимирович - кандидат исторических наук, заместитель директора Экспертного института.