Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf05.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:25 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:32:45 2012
Кодировка: koi8-r
ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

А. Сунгуров
Санкт-Петербург

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

    К сожалению, понятие "общественное участие" достаточно редко пока встречается в современной политологической литературе. Несколько чаще упоминается другое, близкое понятие - "гражданское участие". Во-первых, принцип гражданского участия подразумевает, что интересы всех слоев общества должны быть представлены в политическом процессе и учитываться при принятии решений. Во-вторых, речь идет о включенности граждан в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов, о влиянии на принятие решений и контроле за их исполнением, о самоуправлении на местном уровне.
    Отсюда естественным образом следует, что идея гражданского участия, осмысленная как перераспределение политической власти, встречает в той или иной форме сопротивление со стороны самой власти. Этому сопротивлению способствует и то, что нередко сами граждане и их ассоциации не способны к действенному гражданскому участию. В поставторитарных обществах эта проблема усугубляется сложившимися стереотипами, в соответствии с которыми общественная активность воспринимается как выражение либо конформизма и карьеризма, либо внутренней несвободы, зашоренности кругозора, "идейности".
    Одной из важнейших форм гражданского участия являются разнообразные гражданские инициативы. Так, например, даже в странах со стабильной демократической системой посредством гражданского участия может компенсироваться неэффективность системы представительства в обеспечении реализации общих интересов, равенства граждан и их доступа к влиянию на политический процесс. Важно отметить при этом, что наряду с реальными формами гражданского участия, позволяющими говорить о гражданском контроле и партнерстве (общественные и экспертные советы, совместные рабочие группы и т. д.), власти часто прибегают к имитации гражданского участия либо в лучшем случае к информированию граждан.
    Гражданское участие в особенности важно при решении локальных проблем, касающихся, например, здравоохранения, состояния окружающей среды, школьного и дошкольного образования, уровня занятости и т. д., к рассмотрению которых политики и государственные чиновники иногда подходят, не имея детальной информации и не чувствуя конфликт "изнутри". В любом случае рассосредоточение власти происходит благодаря тому, что граждане берут на себя ответственность власти, а не из-за того, что власть предержащие решили поделиться властью.
    Такая форма гражданского участия, как голосование на выборах, является одной из наименее действенных. Существенно более эффективным может быть участие в предвыборных кампаниях. Так, массовые акции в избирательный период могут привлечь внимание СМИ и повлиять на решения политических руководителей. Однако после окончания акций процесса сам процесс оформления решений и их исполнения часто уже просто некому контролировать. Поэтому опыт развитых демократий показывает, что гораздо большими возможностями влияния на принятие решений обладают деятельность на местном уровне (в родительских группах помощи и попечительском совете школы, экологическом комитете и т. п.), письма и запросы своему депутату, рутинная и, как правило, малозаметная работа по лоббированию в законодательных органах. Ясно при этом, что возможность реально воздействовать на принятие решений существенно увеличивается при личном "выходе" на политиков, законодателей и министров.
    По мнению М. Р. Холмской, понятие "гражданское участие" подразумевает включение, или вовлечение, управляемых в управление (в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов), влияние на принятие решений и контроль за их исполнением, самоуправление на "низовом" (местном) уровне. Под гражданским участием понимается один из принципов гражданского общества, построенного на началах конституционной демократии. Речь идет о реальной возможности граждан публично высказывать свою позицию, консолидироваться с единомышленниками для обмена мнениями, для пропаганды своих взглядов, для оказания организованного влияния на органы власти, выдвигать свою кандидатуру на выборах и т. п.
    Таким образом, можно предположить, что под гражданским участием имеются в виду наименее политизированные формы политического участия, подразумевающие при этом не просто участие жителей, а участие именно граждан страны, т. е. части населения с активистской политической культурой, или культурой участия. Если при рассмотрении феномена политического участия голосование обычно рассматривается как центральный, основной способ, то при использовании термина "гражданское участие" голосование считается, как отмечалось выше, одной из наименее действенных форм участия.
    С другой стороны, реальные формы организации избирательного процесса, ведения предвыборной агитации в поставторитарных странах, в странах в процессе демократического перехода, в частности в современной России, убедительно свидетельствуют о развитии в первую очередь манипуляционных технологий, об обращении к эмоциям и подсознанию либо о прямом подкупе избирателя. В большинстве случаев, особенно на региональном и федеральном уровнях, именно эти технологии, рассчитанные на жителей с субъектной, подданнической политической культурой, оказываются наиболее успешными. Это дает основание некоторым исследователям даже характеризовать современную российскую демократию как манипуляционную демократию.
    Гражданское же, ответственное участие в избирательном процессе происходит, как правило, либо на местном уровне, когда возможны встречи и непосредственные контакты кандидата с большинством избирателей, либо в тех случаях, когда экстраординарные события приводят к урнам нестандартных избирателей (например, после убийства в Санкт-Петербурге Галины Старовойтовой).
    Близким по смыслу к понятию "гражданское участие" является понятие "общественное участие".
    Как уже отмечалось, этот термин достаточно редко используется сегодня в отечественной политологической литературе, однако применяется в изданиях, рассматривающих деятельность некоммерческих общественных организаций, сокращенно называемых НКО, или организациями Третьего сектора. В зарубежной литературе это понятие получило наибольшее распространение в изданиях, посвященных анализу методов участия общественности в решениях экологических проблем.
    Именно в одной из таких работ приведено следующее определение: общественное участие - это непрерывный двунаправленный процесс взаимодействия между гражданами и органом власти (учреждением, ведомством), отвечающим за принятие решения и включающий: меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов и механизмов подготовки и принятия решений ответственным ведомством; полное информирование общественности о статусе и продвижении разработки и внедрении проектов, планов, программ, о выработке приоритетов политики или проведения оценки; активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, сведений о восприятии ими целей и задач, а также об их предпочтениях в отношении использования ресурсов и альтернативных стратегий развития или управления и любой другой информации, касающейся принимаемого решения.
    Резюмируя, можно сказать, что под общественным участием понимается участие НКО и отдельных жителей в обсуждении и принятии решений органами власти (в большинстве случаев на местном уровне), а также контроль за их выполнением. Кроме того, к категории общественного участия можно отнести и вовлеченность граждан в саму деятельность общественных организаций, в рамках которых возможны решение проблем и реализация интересов многих людей и без всякого участия власти.
    Таким образом, от гражданского участия общественное участие отличается отсутствием среди его форм электоральной активности, уклонением от деятельности политических партий и движений, а также от форм протестного участия.
    В докладе на опыте деятельности Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра "Стратегия" и других неправительственных организаций приводятся конкретные примеры развития различных форм общественного участия в российских регионах, в частности общественное участие в бюджетном процессе, общественные инициативы по предотвращению коррупции, участие общественных организаций в создании такого нового института внесудебного расследования, как институт Уполномоченного по правам человека, и др.

ї Сунгуров А., 2000

назадоглавлениевперед