Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf15.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:24 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:35:42 2012
Кодировка: koi8-r
ЗАМЕТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ИСТОРИКА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И США

Ю. Зарецкий
Нижний Новгород

НО ЭТО-ТО У НАС ЛУЧШЕ?
(ЗАМЕТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ИСТОРИКА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И США)

    Представления о том, что образование в России (читай и в бывшем СССР, поскольку за 10 лет мало что изменилось) "лучше", чем в США, чрезвычайно распространены в нашем обществе на разных его уровнях. Причем его придерживаются как люди, хорошо знающие, как учат у нас и у них (например, многие наши профессора, преподающие за океаном), так и знакомые с американской жизнью исключительно по голливудским фильмам и газетным статьям. Больше того, многие американцы охотно разделяют такое мнение, часто в связи с заметно большими успехами в американских университетах выходцев из России по сравнению с урожденными американцами. К тому же состояние американских школ в последние годы остро критикуется в масс-медиа США, и даже в нынешней президентской кампании вопрос об образовании является одним из центральных (чего никогда не было у нас).
    Еще до своих поездок в США, т. е. до своего непосредственного знакомства с тем, как учат и учатся в этой стране, я не очень доверял таким суждениям. Во-первых, были свежи в памяти нерадостные воспоминания о годах моего собственного учения, потом мои дети ходили в школу и я имел представление, что у них происходит на уроках, наконец, я сам как вузовский преподаватель видел образовательный процесс, так сказать, изнутри. Американский опыт (хотя, конечно, далеко не все увиденное там было мною безусловно принято) не изменил моего критического отношения к нашей системе образования, наоборот, позволил глубже осмыслить его и сформулировать некоторые общие соображения.
    Первым и главным из них является то, что стало ясно: если и определять, насколько "хороша" или "плоха" та или иная система образования, необходимо давать себе ясный отчет о критериях оценки. При этом привычный нам - "багаж знаний" выпускника - вовсе не является единственным и безусловным. Если образование должно быть нацелено на подготовку молодого человека к жизни в современном стремительно меняюшемся мире, то "багаж знаний" оказывается не главным - ведь знания быстро устаревают. Говоря о вузовском обучении и специальности "история", это означает, что традиционное, существующее в России с XIX века так называемое систематическое изучение истории, когда каждый студент должен "знать" (читай "сдать") всю историю с древнейших времен до наших дней, давно устарело. Гораздо важнее, на мой взгляд, причем особенно для нашей страны, научить студента творчески мыслить и свободно ориентироваться в информационном пространстве. А вот в этом пример американской системы образования как раз просто бесценен.

ї Зарецкий Ю., 2000

назадоглавлениевперед