Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf15.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:24 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 22:35:42 2012 Кодировка: koi8-r |
Ю. Зарецкий
Нижний Новгород
Представления о том, что
образование в России (читай и в бывшем СССР,
поскольку за 10 лет мало что изменилось)
"лучше", чем в США, чрезвычайно
распространены в нашем обществе на разных его
уровнях. Причем его придерживаются как люди,
хорошо знающие, как учат у нас и у них (например,
многие наши профессора, преподающие за океаном),
так и знакомые с американской жизнью
исключительно по голливудским фильмам и
газетным статьям. Больше того, многие американцы
охотно разделяют такое мнение, часто в связи с
заметно большими успехами в американских
университетах выходцев из России по сравнению с
урожденными американцами. К тому же состояние
американских школ в последние годы остро
критикуется в масс-медиа США, и даже в нынешней
президентской кампании вопрос об образовании
является одним из центральных (чего никогда не
было у нас).
Еще до своих поездок в США, т. е. до
своего непосредственного знакомства с тем, как
учат и учатся в этой стране, я не очень доверял
таким суждениям. Во-первых, были свежи в памяти
нерадостные воспоминания о годах моего
собственного учения, потом мои дети ходили в
школу и я имел представление, что у них
происходит на уроках, наконец, я сам как
вузовский преподаватель видел образовательный
процесс, так сказать, изнутри. Американский опыт
(хотя, конечно, далеко не все увиденное там было
мною безусловно принято) не изменил моего
критического отношения к нашей системе
образования, наоборот, позволил глубже осмыслить
его и сформулировать некоторые общие
соображения.
Первым и главным из них является то,
что стало ясно: если и определять, насколько
"хороша" или "плоха" та или иная система
образования, необходимо давать себе ясный отчет
о критериях оценки. При этом привычный нам -
"багаж знаний" выпускника - вовсе не
является единственным и безусловным. Если
образование должно быть нацелено на подготовку
молодого человека к жизни в современном
стремительно меняюшемся мире, то "багаж
знаний" оказывается не главным - ведь знания
быстро устаревают. Говоря о вузовском обучении и
специальности "история", это означает, что
традиционное, существующее в России с XIX века так
называемое систематическое изучение истории,
когда каждый студент должен "знать" (читай
"сдать") всю историю с древнейших времен до
наших дней, давно устарело. Гораздо важнее, на мой
взгляд, причем особенно для нашей страны, научить
студента творчески мыслить и свободно
ориентироваться в информационном пространстве.
А вот в этом пример американской системы
образования как раз просто бесценен.
ї Зарецкий Ю., 2000