Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf27.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:24 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:38:47 2012
Кодировка: koi8-r
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ЖЕНЩИН

С. Демьянова
Уфа

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ЖЕНЩИН НА РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ

    В основе социальной дискриминации женщин лежит их социальное неравенство с мужчинами. Это неравенство американский социолог Н. Смелзер определяет как "условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж".
    Трудности переходного периода усилили дискриминационные тенденции. Сегодня женщины наиболее беззащитны и наименее конкурентоспособны на рынке труда. Эта ситуация сложилась в России в результате проводимой многие годы патерналистской политики, которая строилась на всевозможных льготах, запретах и специальном регулировании, подчеркивающих особый, закрепленный законодательно статус женщины-матери, ответственной за рождение, уход и воспитание детей и обслуживание семьи. Экономически этот неблагодарный труд никогда не оценивался нашим государством, как, например, во Франции и других развитых странах. Государство же в лице работодателей рассматривает женщин, имеющих детей, в качестве вторичной рабочей силы и, исходя из наличия "личной жизни", предлагает им заниматься менее статусной и низкооплачиваемой работой. Происходит феминизация бедности. В российском трудовом законодательстве сохраняются положения, создающие предпосылки для дискриминации женщин: запрет на работу в ночное время и на некоторые виды работ; ограничение рабочего времени и т. п. По официальным данным, примерно треть руководителей предприятий различных форм собственности признают, что предпочитают при приеме на работу мужчин, а не женщин.
    Вытеснение женщин с рынка труда происходит путем не только более интенсивного их увольнения, но и ограничения их доступа к рабочим местам. Среди безработных выпускников учебных заведений женщин 21%, что в два раза больше, чем мужчин.
    Перемены, произошедшие за годы реформ, принципиально изменили соотношение численности занятых в государственном и негосударственном секторах экономики. В 1992 году на государственных и муниципальных предприятиях трудилось 68,9% всего занятого населения, в 1996 году - 37%, в то время как в негосударственном секторе 63%, т. е. можно констатировать факт, что 2/3 занятого населения уже не привязано в своей профессиональной деятельности к государственной форме собственности. На смену всеобщей и обязательной занятости пришла переходная модель, соединяющая черты планового хозяйства и черты формирующейся рыночной экономики.
    Возникли новые формы экономической активности, такие, как самозанятость и предпринимательство. Доля занятых в частном секторе экономики возросла за период 1992-1996 годов с 18,3 до 38,2%. При этом 25% от численности занятых в частном секторе - лица не наемного труда. Произошло перераспределение занятого населения в пользу потребностей рыночной экономики: в сфере обслуживания, посреднических услуг, кредитования, финансов, страхования и т. п.
    Вследствие названных причин образовалась многочисленная армия безработных, составляющая сегодня (по методике Международной организации труда) 9,6% от численности экономически активного населения.
    Уровень безработицы по Российской Федерации на конец октября 1998 года составил для женщин 13,3%, для мужчин 13,7% к уровню экономически активного населения. По Республике Башкортостан уровень безработицы для женщин 14,5%, для мужчин 12,9%.
    Выходом из создавшегося положения является помощь государства в развитии малого предпринимательства и самозанятости для женщин. "Тихой революцией в мировом масштабе" назвали феномен массового выхода женщин в мир свободного предпринимательства американские исследователи Р. Петерсон и К. Вермейер. Действительно, женский бизнес в Америке является мощной экономической силой, способствующей процветанию страны.
    В США и Канаде женщины владеют третью всего малого бизнеса. Во Франции количество женщин, имеющих свое дело, возрастает в три раза быстрее, чем количество мужчин. В целом по развитым странам женщины составляют от 30 до 50% бизнесменов, включая банковское дело, бухгалтерский учет и компьютерную науку.
    Женское предпринимательство в России на современном этапе имеет свои отличительные черты. По происхождению собственности и капиталовложений предпринимателей можно разделить на следующие группы.

Первая группа представлена выходцами из номенклатурной среды, использовавшими свое должностное положение для присвоения госсобственности. Эта группа имеет наиболее тесные связи с государственным аппаратом. Женщины в этой группе отсутствуют.

Вторая группа состоит из выходцев теневой экономики, сросшихся со структурами организованной преступности и контролирующих часть чиновников государственного аппарата. Они юридически незаконно перераспределяют госсобственность через "скрытые" каналы обмена материальных ресурсов. Женщины встречаются, но для прикрытия чьих-то имен.

Третья группа представлена инженерно-технической интеллигенцией, "разночинцами", начавшими заниматься предпринимательством в 1990-1991 годах. Источником собственности являются преобразование государством малых предприятий в товарищества, а также полученные кредиты. Женщины широко представлены в этой группе и занимаются предпринимательской деятельностью, а именно производственной: оказанием услуг, обучением, производством и продажей различных товаров, журнально-издательской деятельностью, сельским хозяйством. Начальным капиталом является кредит либо вложение личных средств.

    Приток женщин в бизнес начался в конце 1991 года. К этому моменту практически все сырьевые и производственные ресурсы были распределены, а кредит стал невозможен. Женщины проиграли старт в самом начале пути.
    Женская экономическая элита в России слабо интегрирована, имеет незначительное политическое влияние и не стремится к объединению. В России, как показывают исследования, процесс включения женщин в предпринимательскую деятельность осложняется целым рядом обстоятельств экономического и социокультурного характера. Для развития женского бизнеса, преодоления социальной дискриминации, повышения экономического статуса женщин необходимо разработать следующие меры:

    Нарождающийся процесс интернационализации бизнеса, особенно в России, востребует потенциал женского предпринимательства как наиболее эффективного в сфере интуитивного овладения деловой культурой других стран.

ї Демьянова С., 2000

назадоглавлениевперед