Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf45.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:24 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:43:37 2012
Кодировка: koi8-r
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В СТРАТЕГИЯХ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Н. Сурнина
Екатеринбург

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В СТРАТЕГИЯХ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    Эпоха глобальных изменений вызвала к жизни ревизию основных идей и типов планирования. Этапы цикла развития методов планирования, в особенности целеполагания, можно обозначить его основными типами: реактивное (нацеленное только в прошлое), инактивное (приспосабливающееся только к настоящему), преактивное (предпочитающее смотреть только в будущее) и интерактивное (проектирующее будущее). Наиболее распространенным типом планирования последних двух десятилетий в России был инактивизм, который в нынешних условиях постепенно уступает место планированию, ориентированному на будущие изменения и их учет. Идеальное построение будущего - это, с одной стороны, создание способности адаптации к своему будущему, с другой - область творческих решений, управляющих интерактивными моделями. В основе подобных творческих решений, приближающих плановую деятельность к искусству, в корпоративной культуре выделяются креативные циклы, которые представляют собой важнейшую зависимость в процессе материализации, осуществления идей. Формула креативного цикла может быть записана следующей зависимостью: ценности управляют потребностями, которые влияют на интересы, которые формируют отношения, которые проявляются в мнениях, которые мотивируют действия. Чем раньше от финального звена цикла начинается воздействие, тем более значимый результат будет достигнут. Ключевым, сердцевинным элементом в экономике интерактивного цикла являются ценности - базисные, формируемые в течение длительного периода, а потому устойчивые и трудноизменяемые компоненты, определяющие поведение людей. Ценности - эти основы, определяющие модели поведенческих реакций, управляющие иерархией (циклами) потребностей, порождающие виртуальность системы, - важнейший предмет изучения креативного социально-экономического цикла, реализующийся через спектр стратегий. Различные системы обладают уникальным ценностным потенциалом, более или менее адаптивным к будущему. Изучен опыт использования подобного подхода в ряде учебных заведений и университетов г. Хьюстона (штат Техас, США). Именно поэтому нами в течение семи лет исследуется ценностный потенциал групп управляющих, активная деятельность которых преимущественно будет протекать в XXI веке.
    Основным инструментом исследования ценностного потенциала послужила специально разработанная анкета "Во что я верю?", содержащая ряд вопросов, нацеленных в будущее. Исходной посылкой, заложенной в анкету, явилось тождество понятий Вера и Истина, проявляющихся как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Истинным в "зеркале" человеческого сознания признается то, во что человек верит в данный момент. Эти понятия и включаются в логику развития человека и его работы с будущим. Процесс расширения, трансформации сознания, не согласующегося с проявленными знаниями о законах системы высшего иерархического уровня, требует изучения системы отклонения обыденного мышления от понимания модели пространственного развития. Исследование ценностей - основа экономики целей в стратегическом планировании. Исследование ментального пространства предусматривает выяснение основных мыслеобразов по десяти разделам:

    В исследовании приняли участие студенты старших курсов экономических специальностей - будущих деятелей экономики и управления. Отдельные вопросы были предложены их американским сверстникам в Кливлендском университете (штат Огайо). В докладе рассматриваются основные результаты исследования, раскрывающие спектр представлений и ценностей, логотипов приоритетов и целей, их изменения по поколениям, которые необходимо учитывать в интерактивных моделях будущего, в особенности в образовательных стандартах.
    Исследование, являясь методикой стратегического планирования, может применяться как на уровне предприятия, корпоративной группы, так и при разработке и согласовании стратегий развития городов, муниципальных образований, регионов. Данная методика исследования ценностного потенциала, реализованная для пяти поколений выпускников университета, но пока не востребованная прежней системой инактивного планирования, имеет важное значение для формирования культуры согласования интересов, необходимого навыка лидеров зарождающегося экономического цикла, "экономики миротворцев". Работа в данном направлении требует совместных усилий профессионалов.

ї Сурнина Н., 2000

назадоглавлениевперед