Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf47.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:24 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:44:11 2012
Кодировка: koi8-r
РОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЗДАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Е. Новикова
Тюмень

РОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЗДАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

    Современная российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложных условиях экономического и социального развития общества. Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта сознательной деятельности.
    В России сегодня дорого учиться, дорого быть здоровым, дорого иметь детей, дорого отдыхать, дорого жить: Среди молодежи особенно заметно социальное расслоение, каждый второй студент не уверен, что будет востребован в своей стране. Молодые не могут прогнозировать свою жизнь. Однако пришло время защищать свои права, пришло время диктовать свои условия в области молодежной политики, оценивать приемлемость тех или иных правительственных решений. Мы должны добиться того, чтобы каждый молодой человек, живущий в России, был уверен, что нужен своей стране, что именно здесь сможет реализовать свои планы.
    Ориентируясь на будущее, молодежь должна формировать свой жизненный потенциал уже применительно к рыночным отношениям, складывающимся в нашем государстве. В связи с этим возрастают роль и значение правовой системы, оказывающей влияние на молодое поколение людей. Необходимо повышать уровень правовой грамотности, культуры, наконец, уделять внимание правовому поведению, хотя в настоящее время сделать это сложно. В эпоху больших перемен, когда законы с невероятной скоростью сменяют один другой, даже взрослый человек нередко руководствуется только собственными правовыми установками, чувствами, эмоциями, не говоря уже о молодежи. И насколько грамотно сейчас ею будут усвоены правовые основы обновляющегося общества, настолько успешнее она осуществит процесс общей социализации.
    Реальное общество движется и изменяется, сохраняя при этом, как правило, свою устойчивость, благодаря тому, что в общественном сознании бродят, сталкиваются, вступают во взаимодействие и в борьбу очень разные ценностные идеи, из которых каждая имеет своих защитников, готовых воевать за нее до победного конца и искренне убежденных в том, что именно эта идея является главной для создания "наилучшего из возможных социальных миров", т. е. того "настоящего" общества, к которому человечество неосознанно стремилось с самого своего зарождения. Таким обществом для нас сейчас является гражданское общество, т. е. ассоциация свободных граждан, которая ограничивает и контролирует действие государства, обеспечивает равенство всех граждан перед законом с помощью механизма разделения властей и приоритета права.
    Для того чтобы правозащитная работа достигала своей цели, нужен определенный уровень гуманистического, демократического и правового сознания. Сейчас большинство людей не осознают своих прав, не замечают посягательств на них, с легкостью сами ущемляют права других сограждан. Поэтому одной из основных задач должно являться гуманистическое и правовое просвещение, особенно среди молодежи, помощь в реализации гражданами гарантированных им Конституцией прав и свобод.
    В настоящее время в результате перемен, произошедших в России, большинство общественных организаций молодежи прекратило свое существование. Это отрицательно сказалось на гражданской активности молодых людей. Во многих регионах России существует проблема молодежи, не находящей себе применения в жизни, разочарованной и лишенной моральных ориентиров. Молодежь не находит возможности участвовать в решении социальных проблем общества, развивать в себе чувства ответственности и причастности к своему сообществу и тем самым осуществлять свой личностный рост. В результате общество страдает от пассивности потенциально самых активных своих членов.
    Необходимая цель - создать коалицию различных молодежных структур - общественных, политических, государственных, профессиональных - для представления их интересов в общественно-политической жизни общества, участия в государственном строительстве, отстаивания приоритетов в решении молодежных проблем и защиты конституционных прав молодежи. А проблем у молодых хватает.
    Образование, включая профессиональное, не востребовано в сфере труда. В национальном докладе Президенту РФ "Система образования в России" отмечается, что в 1996 году 53% выпускников дневных отделений государственных вузов не получили направления на работу. Был выявлен удивительный факт: чем лучше работает высшая школа России, тем хуже для нее, поскольку ее выпускники устраиваются в коммерческие структуры, эмигрируют за рубеж. Например, по оценкам израильтян, Израилю эмиграция из России дала больше, чем инвестиции США. А по данным ЮНЕСКО, ущерб России от "утечки мозгов" составил 30 млрд долларов США.
    Многие задачи по улучшению социальных условий в обществе не решаются государством или решаются плохо. Это обусловлено прежде всего нехваткой как материальных, так и людских ресурсов. Использование огромного невостребованного потенциала молодежи поможет решить часть из этих задач.
    Следует отметить также проблему политической пассивности молодежи. А ведь молодежь - важнейший социальный и электоральный ресурс общества - привлекает сегодня особое внимание политиков и лидеров общественного мнения. Все они хотят знать, какую роль готова (или не готова) играть молодежь в развитии демократии, рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Отметим четыре основные причины политической пассивности молодежи, в основном они психологические.
    Первая причина - это синдром неоправданных надежд, когда политика не оправдывает ожиданий человека. Молодежь теряет интерес к политике. Тогда наступает период политической апатии, являющейся одной из форм политического протеста.
    Вторая причина - нет объединяющей идеи общества. Общество разобщено. Та часть общества, которая отчуждена от экономических благ, экономических ценностей, не принимает участия в политической жизни, - это молодежь как социально не заинтересованный слой общества.
    Третья причина - это пресыщение политической информацией. Интересы современной молодежи к политической жизни малы. Информация проходит мимо сознания человека. Политической информации так много, что молодежь пресыщается ею.
    И наконец, четвертая причина - это отсутствие единой молодежной политики. Государство не принимает общеразвивающих мер в области политической деятельности. По сути, молодежь предоставлена сама себе.
    Современный период требует определенно высокого уровня правового воспитания молодого поколения. Именно от уровня правосознания молодежи зависит будущее управление обществом и государством. В этой связи утвержденная Указом Президента Концепция правового обучения учащейся молодежи предусматривает общее видение развития ее правового обучения, необходимость обучения детей "азбуке" правовых норм еще в дошкольных учреждениях. Основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться в детстве, потому что основные принципы права связаны с нравственными категориями добра и зла, честности и справедливости, с тем, что можно и что нельзя делать.
    Таким образом, правовое самоопределение молодежи - одна из важных проблем, имеющихся на сегодняшний день. Решение ее невозможно без решения проблем всего общества. От взаимоотношений молодежи с обществом, ее места и роли, настроений, установок существенно зависят результаты всех сегодняшних реформ, зарождение новой правовой культуры, а значит, и дальнейший исторический путь нашего общества.

ї Новикова Е., 2000

назадоглавлениевперед