Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf47.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:24 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 22:44:11 2012 Кодировка: koi8-r |
Е. Новикова
Тюмень
Современная российская
молодежь вступает в жизнь в весьма сложных
условиях экономического и социального развития
общества. Проблемы формирования
демократического, правового государства ставят
на первое место задачу становления личности
молодого человека как субъекта сознательной
деятельности.
В России сегодня дорого учиться,
дорого быть здоровым, дорого иметь детей, дорого
отдыхать, дорого жить: Среди молодежи особенно
заметно социальное расслоение, каждый второй
студент не уверен, что будет востребован в своей
стране. Молодые не могут прогнозировать свою
жизнь. Однако пришло время защищать свои права,
пришло время диктовать свои условия в области
молодежной политики, оценивать приемлемость тех
или иных правительственных решений. Мы должны
добиться того, чтобы каждый молодой человек,
живущий в России, был уверен, что нужен своей
стране, что именно здесь сможет реализовать свои
планы.
Ориентируясь на будущее, молодежь
должна формировать свой жизненный потенциал уже
применительно к рыночным отношениям,
складывающимся в нашем государстве. В связи с
этим возрастают роль и значение правовой
системы, оказывающей влияние на молодое
поколение людей. Необходимо повышать уровень
правовой грамотности, культуры, наконец, уделять
внимание правовому поведению, хотя в настоящее
время сделать это сложно. В эпоху больших
перемен, когда законы с невероятной скоростью
сменяют один другой, даже взрослый человек
нередко руководствуется только собственными
правовыми установками, чувствами, эмоциями, не
говоря уже о молодежи. И насколько грамотно
сейчас ею будут усвоены правовые основы
обновляющегося общества, настолько успешнее она
осуществит процесс общей социализации.
Реальное общество движется и
изменяется, сохраняя при этом, как правило, свою
устойчивость, благодаря тому, что в общественном
сознании бродят, сталкиваются, вступают во
взаимодействие и в борьбу очень разные
ценностные идеи, из которых каждая имеет своих
защитников, готовых воевать за нее до победного
конца и искренне убежденных в том, что именно эта
идея является главной для создания
"наилучшего из возможных социальных миров",
т. е. того "настоящего" общества, к которому
человечество неосознанно стремилось с самого
своего зарождения. Таким обществом для нас
сейчас является гражданское общество, т. е.
ассоциация свободных граждан, которая
ограничивает и контролирует действие
государства, обеспечивает равенство всех
граждан перед законом с помощью механизма
разделения властей и приоритета права.
Для того чтобы правозащитная работа
достигала своей цели, нужен определенный уровень
гуманистического, демократического и правового
сознания. Сейчас большинство людей не осознают
своих прав, не замечают посягательств на них, с
легкостью сами ущемляют права других сограждан.
Поэтому одной из основных задач должно являться
гуманистическое и правовое просвещение,
особенно среди молодежи, помощь в реализации
гражданами гарантированных им Конституцией прав
и свобод.
В настоящее время в результате
перемен, произошедших в России, большинство
общественных организаций молодежи прекратило
свое существование. Это отрицательно сказалось
на гражданской активности молодых людей. Во
многих регионах России существует проблема
молодежи, не находящей себе применения в жизни,
разочарованной и лишенной моральных ориентиров.
Молодежь не находит возможности участвовать в
решении социальных проблем общества, развивать в
себе чувства ответственности и причастности к
своему сообществу и тем самым осуществлять свой
личностный рост. В результате общество страдает
от пассивности потенциально самых активных
своих членов.
Необходимая цель - создать коалицию
различных молодежных структур - общественных,
политических, государственных, профессиональных
- для представления их интересов в
общественно-политической жизни общества,
участия в государственном строительстве,
отстаивания приоритетов в решении молодежных
проблем и защиты конституционных прав молодежи.
А проблем у молодых хватает.
Образование, включая
профессиональное, не востребовано в сфере труда.
В национальном докладе Президенту РФ "Система
образования в России" отмечается, что в 1996 году
53% выпускников дневных отделений
государственных вузов не получили направления
на работу. Был выявлен удивительный факт: чем
лучше работает высшая школа России, тем хуже для
нее, поскольку ее выпускники устраиваются в
коммерческие структуры, эмигрируют за рубеж.
Например, по оценкам израильтян, Израилю
эмиграция из России дала больше, чем инвестиции
США. А по данным ЮНЕСКО, ущерб России от "утечки
мозгов" составил 30 млрд долларов США.
Многие задачи по улучшению социальных
условий в обществе не решаются государством или
решаются плохо. Это обусловлено прежде всего
нехваткой как материальных, так и людских
ресурсов. Использование огромного
невостребованного потенциала молодежи поможет
решить часть из этих задач.
Следует отметить также проблему
политической пассивности молодежи. А ведь
молодежь - важнейший социальный и электоральный
ресурс общества - привлекает сегодня особое
внимание политиков и лидеров общественного
мнения. Все они хотят знать, какую роль готова
(или не готова) играть молодежь в развитии
демократии, рыночной экономики, гражданского
общества и правового государства. Отметим четыре
основные причины политической пассивности
молодежи, в основном они психологические.
Первая причина - это синдром
неоправданных надежд, когда политика не
оправдывает ожиданий человека. Молодежь теряет
интерес к политике. Тогда наступает период
политической апатии, являющейся одной из форм
политического протеста.
Вторая причина - нет объединяющей идеи
общества. Общество разобщено. Та часть общества,
которая отчуждена от экономических благ,
экономических ценностей, не принимает участия в
политической жизни, - это молодежь как социально
не заинтересованный слой общества.
Третья причина - это пресыщение
политической информацией. Интересы современной
молодежи к политической жизни малы. Информация
проходит мимо сознания человека. Политической
информации так много, что молодежь пресыщается
ею.
И наконец, четвертая причина - это
отсутствие единой молодежной политики.
Государство не принимает общеразвивающих мер в
области политической деятельности. По сути,
молодежь предоставлена сама себе.
Современный период требует
определенно высокого уровня правового
воспитания молодого поколения. Именно от уровня
правосознания молодежи зависит будущее
управление обществом и государством. В этой
связи утвержденная Указом Президента Концепция
правового обучения учащейся молодежи
предусматривает общее видение развития ее
правового обучения, необходимость обучения
детей "азбуке" правовых норм еще в
дошкольных учреждениях. Основы правосознания
как фундамент формирования личности должны
закладываться в детстве, потому что основные
принципы права связаны с нравственными
категориями добра и зла, честности и
справедливости, с тем, что можно и что нельзя
делать.
Таким образом, правовое
самоопределение молодежи - одна из важных
проблем, имеющихся на сегодняшний день. Решение
ее невозможно без решения проблем всего
общества. От взаимоотношений молодежи с
обществом, ее места и роли, настроений, установок
существенно зависят результаты всех сегодняшних
реформ, зарождение новой правовой культуры, а
значит, и дальнейший исторический путь нашего
общества.
ї Новикова Е., 2000