Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/5/17.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:07:16 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:14:21 2012
Кодировка: koi8-r


Уважаемые коллеги!
Вузовское сообщество всерьёз озабочено судьбой высшей школы России.
Причины кризисных явлений связаны с неустойчивым экономическим положением,
низким социальным статусом профессорско-преподавательского состава,
снижением конкурсов в вузы в связи с нарастающей депопуляцией.
Президент России В.В.Путин в своих ежегодных посланиях Федеральному
собранию 2005 и 2006 гг. выразил неудовлетворённость состоянием здоровья
экономически активного взрослого населения страны, которое ставит под
угрозу устойчивость социального и экономического развития.
Факторы, угрожающие развитию человеческого капитала в России, хорошо
изучены. Это экономические, социальные факторы и состояние здоровья
работающего населения. Все эти факторы влияют на состояние и перспективы
развития высшей школы России. Их устранение или смягчение в отношении
студенчества может оказать решающее влияние на состояние человеческого
капитала.
Самая массовая группа бедного населения России - семьи с детьми. В
зависимости от показателей, используемых для оценки бедности, они
составляют 50-60% от общего числа бедных семей, и на них приходится 70-80%
дефицита дохода, что свидетельствует о глубокой бедности данного типа
семей. Причем половина из них отличается благоприятной демографической
структурой (супружеские пары с одним-двумя детьми и другими
родственниками), поэтому их бедность не связана с высокой иждивенческой
детской нагрузкой.
К сожалению, к категории бедных семей относятся практически все
студенческие семьи, так как практически прекращены меры их материальной
поддержки (строительство семейных общежитий, детских садов и яслей, домов
отдыха и др.). Всё это приводит к эрозии традиционных брачно-семейных
отношений, снижению прочности брака и росту числа разводов. Поэтому
молодежь ищет новые формы организации частной жизни. К наиболее
распространенным среди них относятся нерегистрируемые браки. В результате
повышается возраст вступления в первый регистрируемый брак (при все более
юном возрасте полового дебюта) и средний возраст матери при рождении
ребенка, наблюдается рост числа внебрачных рождений. Так, если в 1970 г. в
России было 10,6% внебрачных рождений, то в 2003 г. - уже 29,2%.
Резкое снижение социального статуса студенческой семьи - одна из
причин тяжелой демографической ситуации, складывающейся в России. Это тем
более опасно, что снижение рождаемости в семьях с высоким уровнем
образования и повышение рождаемости в асоциальной среде может привести к
резкому понижению качественных показателей трудовых ресурсов. Ведь, как
правило, именно семьи с высоким образовательным цензом воспитывают детей,
нацеленных на получение высшего образования. Именно у этих молодых людей
представления о перспективах карьерного роста связаны с получением
качественного образования. Поэтому, говоря о решении демографических
проблем, нельзя забывать о цвете российской молодежи, сосредоточенном в
вузах.
Преодолеть тяжелую демографическую ситуацию и снизить заболеваемость
населения вряд ли возможно только финансовыми вливаниями и
административными методами. Неслучайно поэтому в ежегодном послании
Президента России В.В.Путина в 2005 г. шла речь о формировании «осознанной
молодым поколением необходимости в здоровом образе жизни, в занятиях
физической культурой и спортом».
Считаю, что оптимальные возможности для достижения этой цели есть у
студенчества. организация здорового образа жизни, видимо, должна быть
предметом постоянного внимания ректоров всех вузов. Выпускники вузов -
будущие руководители коллективов, и от их желания и умения во многом будет
зависеть социальный портрет возглавляемого ими коллектива.
Начинать решение проблем уменьшения заболеваемости и снижения
смертности надо не после выхода на пенсию, а именно в молодом возрасте, так
как именно в школе и вузе начинается развитие большинства сердечно-
сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний, которые в дальнейшем
оборачиваются развитием онкологических заболеваний, ранней преждевременной
смертью.
Известно, например, что увеличение продолжительности жизни с 50 до 70
лет (примерно на 40%) приведет к увеличению темпов экономического роста на
1,4% в год. По сравнению с развитыми странами Россия имеет один из наиболее
низких показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни. В России
этот показатель равен 64 годам для женщин, что примерно на 10 лет меньше,
чем в Великобритании и германии, и лишь 53 годам для мужчин, что,
соответственно, на 16 и 18 лет меньше, чем в Великобритании и Италии.
Согласно оценкам ВОЗ, в 2005 г. в результате возрастания смертности
от сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов и диабета Российская
Федерация недосчиталась 11,1 млрд. долларов США национального бюджета. Эта
величина может вырасти до 66,4 млрд. долларов США к 2015 г. масштабы
прогнозируемых потерь для России особенно очевидны в сравнении со
значительно меньшей оценкой ущерба в Великобритании: 1,6 млрд. долларов в
США в 2005 г. и 6,4 млрд. долларов США к 2015 г. Поскольку эти потери
накапливаются со временем, так как все больше людей умирают каждый год,
оценка наносимого ущерба России на период 2005-2015 гг. составит 303,2
млрд. долларов США по сравнению с 32,8 млрд. долларов США в Великобритании.

По мнению врачей на сегодняшний день в вузы России в результате
вступительных испытаний попадают наиболее здоровые люди. Однако, из-за
нерешенности социальных и бытовых проблем к окончанию вуза они утрачивают
многие положительные качества. Так, по статистике среди выпускников вузов
наблюдается рост сердечно-сосудистых (гипертоническая болезнь),
гастроэнтерологических (гастриты и язвы) и гинекологических заболеваний,
ухудшение зрения. В результате снижается качество трудовых ресурсов.
По данным медицинских осмотров практически здоровы лишь 16,5%
студентов, страдают нарушениями зрения - 26,3%, костно-мышечной системы -
19,4%, нейроциркуляторной дистонией - 13,0%, заболеваниями органов дыхания
-10,2%, органов пищеварения - 8,0%, прочими болезнями - 6,6% студентов.
Следует с особой тревогой отметить, что 42,0% студенток, состоящих на
диспансерном учете у гинеколога, страдают различными нарушениями
репродуктивной функции.
К сожалению, диспансеризация, предусмотренная национальным проектом
«Здоровье» для работающего населения, не распространяется на студентов.
Дело чести министерств и ведомств, имеющих вузы, да и самих вузов,
переломить эти негативные тенденции. Необходимо вернуть в вузы студенческие
столовые, поликлиники и профилактории, семейные общежития, дошкольные
учреждения для детей студентов, спорт, досуг. Диспансеризация студентов
должна быть обязательной и находиться под контролем ректоров.
Министерству образования и науки Российской Федерации при разработке
Государственного образовательного стандарта третьего поколения следует
учесть предложения вузов, согласно которым занятия физической культурой и
спортом не должны быть жестко закреплены в учебном плане как обязательные.
Проведение занятий по физической культуре в начале и середине учебного
дня нарушает рабочий ритм и восприятие учебного материала по другим
дисциплинам, снижает эффективность процесса обучения в целом.
Поэтому, с нашей точки зрения, нужно вернуться к рассмотрению вопроса
о переносе занятий физической культуры из сетки расписания на
факультативную секционную работу, развивать работу по строительству
спортивно-оздоровительных комплексов, оснащенных специальным оборудованием,
тренажерных залов, спортивных площадок при общежитиях и профилакториях,
создать условия максимальной доступности спортивных и оздоровительных
комплексов для студентов и преподавателей.
Конечно, такая организация работы, под силу не всем вузам. Поэтому
необходимо рассмотреть вопросы интеграции работы вузов в создании
спортивных межвузовских баз.
Следует рассмотреть вопрос о приоритетном предоставлении вузам
спортивных сооружений в аренду на льготных условиях.
В развитии секционной работы особое внимание должно быть обращено на
роль кафедр физической культуры вузов по координации и проведению
спортивных занятий, всего комплекса оздоровительных мероприятий в вузе
совместно с отделами военно-патриотического воспитания студентов.
Медицинские вузы стали активными участниками реализации национального
проекта «Здоровье». Итоги распределения этого года показывают, в целом,
положительную тенденцию. Молодые врачи начали работать в первичном звене
здравоохранения. Однако это касается лишь крупных городов. Направление же
выпускников в отдаленные регионы России станет возможным лишь по контракту
с набором социальных льгот и преференций.
Выпускники любого вуза должны идти работать по специальности пусть на
маленькую зарплату, но с определенными социальными льготами - служебной
квартирой с перспективой перехода ее в собственность, бесплатными яслями и
детским садом и т.д. Если же речь идет о работе в экстремальных условиях,
например, за Полярным кругом, пакет социальных льгот должен быть расширен.
Для выпускника любого вуза нужна не только высокая зарплата и пакет
социальных льгот, но и возможности профессионального роста. Повышение
социального статуса выпускника вуза - это одна из наиболее важных задач. К
выпускнику относиться не как к винтику, а как к специалисту, в котором
нуждается страна. Любой специалист должен знать, какую карьеру он может
сделать, к чему ему стремиться. Именно по причине отсутствия возможностей
карьерного роста молодежь неохотно идет в так называемые низкооплачиваемые
профессии. Отсутствие социального статуса, перспектив профессионального
роста и низкая зарплата - основные причины этого явления.
Тяжелой проблемой для многих вузов, особенно медицинского профиля,
является отсутствие собственных баз для освоения практических навыков.
Например, отсутствует механизм, обеспечивающий медицинским вузам реальную
возможность использования материально-технической базы лечебных учреждений
федерального и муниципального уровней для реализации
образовательных программ в части клинической подготовки студентов и
выпускников медицинских вузов.
Ситуация с клиническими базами ухудшается с каждым годом. В больницах
идет сокращение коечного фонда. Все больше пациентов, которые платят за
лечение, и потому не хотят участвовать в учебном процессе. Судя по отчетам,
норматив обеспеченности вузов койками и больными выполняется, но эти данные
могут оказаться липовыми. Студенты часто вынуждены заниматься в коридорах,
поскольку они не могут пробиться к больным. В ближайшее время студенты-
медики могут поднять вопрос о качестве образования и потребовать, чтобы им
был обеспечен доступ к больным, а это невозможно без страхования
ответственности преподавателей медицинских вузов. одна из причин
демографического кризиса и в снижающемся качестве подготовки медицинских
кадров.