Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/5/19.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:07:17 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:14:54 2012
Кодировка: koi8-r

Уважаемые коллеги, прошли два дня работы, которые, по-моему, учли все
проблемы, все сложности, все вопросы, которые стоят перед системой не
только высшего профессионального образования в России.
Я понимаю, что остались самые стойкие, но и их терпение бесконечно
эксплуатировать невозможно. Тем не менее, несколько слов по тем вопросам,
которые обсуждались вчера и сегодня, я скажу.

Одна из тем, которая при мне не обсуждалась и насколько я знаю, не
очень активно обсуждалась без меня - это проблема качества образования
применительно к государственным стандартам. Мы вообще все-таки все
марксисты, и поэтому экономическая база, материальная составляющая, всегда
для нас имела принципиальное значение. Я думаю, что этот съезд не был
исключением. Мы говорили правильно, много, заслуженно об имуществе, о
финансировании. Думаю, тем не менее, надстроечные вопросы не менее важны. У
нас качество высшего профессионального образования реализуется через
государственные образовательные стандарты. Этих образований - 800. Мы
несколько лет тому назад сказали, давайте вместе поработаем над тем, чтобы
привести их в разумное русло, потому что иначе невозможно. Количество этих
стандартов увеличивается, также как и количество направлений подготовки и
специальностей. У нас специальностей сейчас - 530, направлений подготовки -
120, и даже сегодня мы услышали о том, что надо кое-что еще открывать. В
принципе, жизнь меняется, наверное, что-то надо открывать, хотя, если вы
заметили, за последние два года мы ни одной новой специальности не открыли
по одной простой причине: если мы будем говорить о том, что надо
открывать, давайте сразу говорить о том, что надо закрывать. А вот об этом
разговоров гораздо меньше.

Я думаю, что наша совместная задача - достаточно жестко подойти к
структуре государственных образовательных стандартов и специальностей и
направлений подготовки. При этом я хочу сказать, что это не есть попытка
ревизовать все то ценное, что содержалось в нашем советском образовании.
Ведь никого не пугает, что сегодня мы контрольные цифры определяем по 28
укрупненным направлениям. Пугает снижение контрольных цифр по некоторым
направлениям, но сам по себе подход никого не пугает.

Абсолютно ясно, что сегодня надо давать гораздо больше свободы вузам,
не утомлять их мелочной опекой. И это означает, что, дав некие основные
направления, основные специальности, не лезть в мелочи. Тем более, могу
сказать, что к нам поступают из УМО новые предложения по открытию
специальностей, но, по нашим оценкам, в основном это касается не всего
направления в целом, а достаточно конкретных интересов конкретных
профессоров из вузов, которые являются базовыми для конкретных УМО. И, по-
моему, это не всегда честно по отношению к вузам, не являющихся базовыми
для УМО.

У меня уже были случаи, когда ко мне приходят уважаемые ректоры и
говорят: «Откройте у нас УМО». Я говорю: «Зачем вам оно?». Они говорят:
«Потому что нас в соседнем УМО притесняют, мы хотим иметь свое не для того,
чтобы других притеснять, а для того, чтобы самим быть независимыми».
Давайте дадим больше свободы вузам, которые заслужили право на эту свободу.
Я думаю, что эти вузы у нас есть. Хотелось бы услышать от Союза ректоров
предложения по этому вопросу. Думаю, что они последуют.

Далее. Сегодня на секции классических университетов возник вопрос о
бюджетных местах, контрольных цифрах. И этот разговор перешел достаточно
естественно в другую плоскость - а каков контингент абитуриентов, будущих
студентов, нас ждет через 2-3 года. Мы договорились с Союзом ректоров о
том, что мы должны создать совместную рабочую группу, которая
проанализировала бы перспективы спроса на высшее образование в ближайшие
несколько лет. Потому что у меня возникает ощущение, что иногда не все, но
некоторые ректоры, а иногда и некоторые регионы, слышали что-то о
демографии, но мы будем делать вид, что это нас не касается. Это коснется
всех. Я уверяю вас, что мы сейчас ведем достаточно жесткий мониторинг
количества студентов, особенно если мы реализуем, а мы должны реализовать
более жесткие требования к набору студентов, к качеству тех людей, которые
набираются в вузы. Если мы это начнем реализовывать, то количество наших
студентов может довольно резко уменьшиться.

И я хочу, чтобы каждый из вузов понимал, чем это для него чревато. А
для того, чтобы мы все это понимали, мы должны вместе проводить эту
работу. Я даже обещал, что мы найдем финансирование для ее проведения этой
работы. Мы проведем серьезные исследования по проблемам демографии, влияния
демографии на поступление в вузы хотя бы в ближайшие пять лет. Это
важнейшая проблема.

Далее. Укрепление педагогического образования. Комплексная проблема. У
нас только что прошла секция ректоров педагогических вузов. Подробно
обсуждали проблему. Я думаю, что очень глубоко касаться ее сейчас не стоит.
Но укрепление педагогического образования должно точно быть связано не
только с вопросами финансирования, а и с вопросами того, как нам готовить
новые учебники, как готовить новых учителей и по каким предметам.

Весь мир сейчас усиливает преподавание математики. Что творится с
математикой в школах России, все знают. Давайте называть вещи своими
именами. 30% выпускников школы - это двоечники по математике. Они получают
«тройку» потому что они сдают ЕГЭ, и там вместо двойки им ставят тройку.
Реально - это двоечники. Мне показывали результаты их опроса, ничего
хорошего там нет. Но это в том числе связано и с тем, что и учителя не
могут заинтересовать изучением математики.

Насколько я понимаю, на секции работали представители нашего
Министерства. Но я хочу сказать, когда мы говорим о новациях, то это не
только нанотехнология и точная механика, это, в том числе, новые подходы к
образованию тех же самых педагогов. И поэтому мы рассчитываем, что не
только педагогические вузы, но и классические университеты включатся в
вопрос улучшения формулирования новых задач для педагогических вузов и
включатся в вопрос создания новых технологий.

Далее. Агропромышленная экономика. Я уже сказал по поводу новых
специальностей. Я хочу сказать в ответ: сколько из ваших агропромышленных
экономистов едут работать в село? Процентов 40. Давайте так. Я готов взять
на себя обязательство пересмотреть вопрос о контрольных цифрах по
экономистам агропромышленных вузов, а вы параллельно не просто проведете
исследование, а предложите комплекс мер, при которых бы все специальные
экономисты, которые только и могут быть экономистами в селе, ехали туда
(если не 100%, но, по крайней мере, и не 40), потому что должна быть логика
в подготовке.

Точно такой же специальный подход должен быть к творческим
аспирантурам. Я согласен с тем, что людям, которые замечательно выступают в
конкурсах, не надо защищать диссертацию. Сложно представить себе, что
каждый из них должен защищать диссертацию на соответствующую тему. Не надо
тратить время. Но при этом можете назвать не аспирантурой, а ординатурой,
но приравнять ее по положению.

Но я думаю, что в этом вопросе должна быть достаточно активная работа
творческих вузов, потому что их представители активно не работают в
комиссиях Союза ректоров, в комиссиях нашего Министерства, это уж точно не
только наша вина. Это и желание остаться в своем узком кругу, но при этом
мы понимаем, если вы остаетесь, то возникают вот такие коллизии. Поэтому,
наверное, надо быть более общительными и более активно работать со всем
образовательным сообществом.

Я думаю, что решение этих вопросов есть. Я могу сказать, что и
Министерство, и Агентство готовы на максимально активное сотрудничество, в
том числе и с вашими вузами.

Далее. Много говорилось по поводу конкурса. Я не буду очень подробно
говорить. Тут выступали те, кто выступал «за» конкурс, те, кто выступал с
определенными сомнениями. Сделаю одно объявление и одну ремарку. Объявление
- это то, что следующий конкурс будет объявлен где-то в октябре этого года.
Было подано 200 заявок, из которых после технического отсева осталось 197.
Я могу сказать, я смотрел многие заявки, и все члены конкурсной комиссии, а
это были достаточно уважаемые люди, они тоже просмотрели большое количество
заявок. Было несколько человек, которые прочитали все заявки. А каждая
заявка - это вот такой том. Мы раздали всем членам конкурсной комиссии
информацию на оптических дисках, и были члены конкурсной комиссии, которые
прочли все заявки. Ни один вуз не остался не обсужденным. Хочу сказать,
что, по крайней мере, половина это очень интересные программы развития. Это
действительно хорошие и интересные программы.

Мы хотели до того, как начнется съезд, воспользоваться тем, что
приехали ректоры, и собрать ректоров вузов, которые подали заявки, но не
оказались в числе победителей. Но потом мы решили, что будет правильнее,
если мы соберем этих ректоров или их представителей на совещание примерно в
сентябре месяце, поскольку сейчас будут все-таки каким-то образом, если и
не пересмотрены, то улучшены подходы к экспертной оценке, к работе. Видимо,
будут изменены критерии с учетом проведенного конкурса. Мы пригласим всех
ректоров, подавших заявки, а также пригласим всех ректоров, которые хотят
приехать, с тем, чтобы провести подробный анализ, на что конкурсная
комиссия обращала основное внимание, какие вещи учитывались и оценивались
высоко, а какие оценивались негативно.
При этом я хочу сказать, что ректоры всех вузов-победителей
предложили, что их заявки будут представлены в Интернете. Более того, ход
реализации этих заявок тоже будет представлен в Интернете. Поэтому каждый
из заинтересованных лиц может посмотреть, каким образом идет реализация
этих проектов.
Единственная ремарка. Вы знаете, мы все выступаем за жесткие
конкурсные процедуры, по крайней мере, по отношению к студентам, которые
поступают в наши вузы. Никто не подвергает сомнению то, что в течение
буквально нескольких дней студент, сдавший экзамен, проявляет или не
проявляет свой потенциал, может он или не может быть принят.
Мы прекрасно понимаем, что любой конкурс - это достаточно сложная
процедура. Я думаю, что просто по-человечески некорректно ставить под
сомнение конкурсные процедуры только по той причине, что в этом конкурсе ты
не выиграл. Тем более, что состав конкурсной комиссии опубликован, в неё
вошли весьма уважаемые люди - представители науки, бизнеса, общественных
организаций.
Я думаю, что даже этот список дает основание верить в то, что
конкурсная комиссия подошла к этой работе достаточно серьезно. Я думаю, что
присутствующим здесь людям трудно себе представить, чтобы академик Андрей
Юрьевич Гапонов-Грехов, Евгений Павлович Велихов, Михаил Александрович
Алфимов и ряд других, проголосовав, а после этого сказав, что они уверены в
том, что конкурс прошел честно, готовы были поставить свою репутацию под
вопрос, если бы они не были уверены в том, что действительно конкурс прошел
нормально.
Завершая свое выступление, я хочу сказать еще раз по поводу нашей
работы. При Брежневе была такая шутка, что мы хотим жить как при
капитализме, а работать как при социализме. И вот мы начали жить при
капитализме и увидели, что жизнь здесь не сахар, но при этом кое-какая
доля серьезности в этой шутке все-таки была.
Абсолютно ясно, что та система, которая была 20 лет тому назад,
обеспечивала существенно больше социальных гарантий, но при этом она
обеспечивала и достаточно серьезные ограничения.
Я могу сказать, что поскольку вижу картину всех вузов, как и все вы,
наши вузы живут по-разному. Вы знаете, качество жизни в вузах в очень
большой степени зависит от того, как эти вузы работают, какое качество
образования они дают. Все живут тяжело, не хватает системы, все вузы
недофинансированы, о чем вчера говорил Президент, который также заявил,
выступая перед нами, и еще раз подтвердил это, выступая во время
видеоконференции: государство будет опережающими темпами финансировать
образование и науку.
Но при этом я могу сказать, что у нас нет никаких вариантов, кроме
как думать о том, а какой должен быть ответ и образования, и науки на эти
вклады со стороны государства.
Я думаю, что и съезд, который сейчас проходит, в частности, судя по
секции, в которой я участвовал, демонстрирует, что у ректорского сообщества
абсолютно ответственный подход к своей задачей и к тому, что можно сделать.
Я абсолютно убежден, что мы с вами можем и готовы это реализовать. Я
со своей стороны обещаю, что и Министерство, и Агентство, и наши коллеги из
других министерств будут делать все возможное для того, чтобы система
высшего образования получала должную поддержку, но граждане страны, я
думаю, ждут от нас с вами, потому что я не разделяю министерство и вузы,
что мы сделаем их более счастливыми, более успешными в их жизни как
экономически, так и социально.
Спасибо. Удачи вам и до встречи в разных ситуациях, может быть, и не
в столь торжественных!