Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/5/12.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:07:11 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:12:46 2012
Кодировка: koi8-r


Инновации в технических университетах на основе интеграции науки,
образования и рынка технологий

Глубокоуважаемые коллеги!


XXI век - век экономики знаний. За этим определением скрывается
многое: если говорить о высшем образовании - это подготовка
высококвалифицированных кадров, развитие вузовской науки, инновационные
подходы в названных сферах деятельности вуза с ориентацией на конечный
результат.
Основным принципом обеспечения высокого качества подготовки в
российском высшем техническом образовании традиционно был и остается
принцип «образование на основе науки», позволивший достигнуть признанного
во всем мире высокого уровня и конкурентоспособности российского инженера.
Отсюда понятно то значение, которое придается развитию вузовской науки.
Можно привести великое множество примеров, когда вузовские разработки
совершали поистине прорыв в тех или иных областях развития науки и техники,
особенно если речь идет о совместных работах с наукой и промышленностью.
Экономика знаний подразумевает прежде всего развитие высоких технологий. В
ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию сказано, что Россия
должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах
как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение,
нанотехнологии должна стать крупным экспортером интеллектуальных умов. Это
по сути дела постановка задачи университетам страны и мы обязаны эту задачу
выполнить. Когда речь идет о высоких технологиях, представляющих собой
сплав фундаментальной науки и инженерного искусства, очень важно иметь
научные школы в соответствующих направлениях, заботиться об их развитии. В
университетах России есть такие научные школы и принимаются меры по их
поддержке.
Организован конкурс грантов Президента России для государственной поддержки
ведущих научных школ Российской Федерации, а также для молодых российских
ученых - кандидатов наук и их научных руководителей.
Все это - весомая финансовая составляющая для развития научного
потенциала страны и эти конкурсы нашли полное понимание научной
общественности.
Так, на конкурс грантов Президента РФ для поддержки ведущих научных
школ подано 2141 заявка, из которых выбрано в качестве победителей 650
научных коллективов (внушительный отряд науки!).
Хотелось бы пожелать, во-первых дальнейшего роста финансирования
грантов и во-вторых, чтобы сроки проведения различных конкурсов не были
столь приближены друг к другу. На наш взгляд это расширит число участников.
Для исследований в области высоких технологий, развития инновационной
деятельности очень важно иметь соответствующую лабораторную базу,
современное оборудование. Внимание к этому сейчас повышено, возросли суммы,
выделенные в ежегодных бюджетах Минобрнауки для приобретения оборудования,
но проблема настолько запущена, что этого пока недостаточно. Реализация
национального проекта «Образование» улучшит ситуацию. В сметах расходов
инновационных образовательных программ заложены значительные средства на
приобретение самого современного научного и телекоммуникационного
оборудования. Сейчас объявлены 17 вузов-победителей конкурса инновационных
программ, но безусловно, сильных университетов в стране значительно больше
и правильно решение продолжить этот конкурс в 2007-2008 годах. Для
улучшения ситуации с оборудованием, особенно дорогостоящим необходимо
организовывать центры Коллективного пользования, Лаборатории удаленного
доступа, совместные лаборатории вузов и предприятий. Это позволит
существенно расширить круг пользователей современной научной базой. Следует
подчеркнуть и такой аспект проблемы создания современной лабораторной базы
- ее решение поможет решению и другой актуальнейшей для вузов задачи -
привлечение в вузы молодежи, людей увлеченных наукой. Хорошо сказал об этом
известный химик, профессор МВТУ академик А.Е.Чичибабин: «Хорошая постановка
лабораторий есть условие, привязывающее к школе ученых гораздо больше чем
жалование преподавателя, даже если бы последнее и не оставляло ничего
желать». И действительно на практике мы видим, что на кафедрах, которым
удалось приобрести хорошее лабораторное оборудование или использовать
корпоративные схемы его использования, гораздо больше молодежи и, лучше
научные результаты.
В целом ситуация с вузовской наукой остается весьма сложной. Не
востребован научный потенциал профессорско-преподавательского состава
вузов. В 2002 году более половины российских вузов не вели вообще никаких
научных исследований. Контрактные научные исследования вели менее 20 %
преподавателей высшей школы, и менее 10 % студентов. Это грозит снижением
достигнутого уровня подготовки специалистов, снижением роли вузовской науки
в социально-экономическом развитии страны.
В последние годы в связи с определенным подъемом промышленности
положение несколько улучшилось. Возросло финансирование хоздоговорных
работ, составляющих основные объемы науки в технических университетах, что
позволило полнее использовать научный потенциал вузов. Дальнейшее улучшение
этих показателей связано прежде всего с перспективами роста производства и
масштабов научных исследований.
К сожалению, бюджетное финансирование науки в вузах невелико и растет
очень незначительно. Это, конечно, сказывается на масштабах фундаментальных
исследований затрудняет проведение поисковых исследований, работ
находящихся в начале цепочки научных исследований в инженерных вузах.
Сейчас в науке России проходят конкурсы научных проектов с
государственным финансированием.
Предполагается, что вообще бюджетный научный заказ будет
распределяться на конкурсной основе. Против этого трудно возражать, но все-
таки желательно для вузов в какой-то форме оставить пусть сравнительно
небольшую, но стабильную составляющую, (типа Единого заказ-наряда) исходя
из того, что уж если мы говорим об интеграции образования и науки, то
каждое направление подготовки студентов нуждается хотя бы в минимальной
поддержке наукой, которой может и не быть в случае неудачи в конкурсе.
Это гарантировало бы содержание минимальных постоянных научных штатов
и обязательное финансирование вузовской науки по данному направлению
подготовки студентов. Это приведет так же к большей стабильности положения
в вузовской науке, выравниванию статуса научного работника вуза и
преподавателя.
Конечно, можно оставить и чисто конкурсное распределение научного
заказа. Но при этом необходимо увеличить количество и расширить тематику
ФЦП и НТП с учетом необходимости поддержки направлений подготовки
специалистов научными исследованиям. Если несколько лет назад действовало
более десятка этих программ, то в 2005 году программ функционировало в два
раза меньше, правда при этом их общий объем возрос. Естественно, что при
небольшом количестве проектов-победителей пусть даже и прилично
финансируемых многие направления подготовки студентов могут остаться без
научной поддержки.
Аспирантура. Это прямой и основной путь пополнения и обновления
научных кадров страны, отсюда и внимание которое должно оказываться
аспирантуре.
Тревожит, что мало число защит диссертаций по инженерным
специальностям, а в срок защищается очень небольшой процент аспирантов
значительно более низкий, чем по гуманитарным специальностям. Принимаются
меры - аспирант перед поступлением должен иметь научный задел, растет число
целевых аспирантов, в вузах строже спрашивают с руководителей аспирантов.
Но есть одна проблема, без решения которой будет трудно получить
существенный сдвиг к лучшему. Конечно, можно снизить требования к
диссертации, что бы обеспечить защиту в срок, но таким путем мы пойти не
можем. Основные причины задержек защит по инженерным специальностям -
необходимость проведения эксперимента, часто связанного с созданием сложных
и дорогих экспериментальных стендов и во-вторых - обязательное внедрение на
предприятии результатов диссертации, что так же требует немалого времени.
Давно уже высказывается мысль о необходимости увеличения срока аспирантуры
по инженерным специальностям до 4-х лет, конечно при условии строгого
контроля за их работой со стороны аттестационных комиссий, отчисления
отстающих и может быть некоторое сокращение приема. Тогда мы не будем сами
заблуждаться и упрекать, часто необоснованно, инженерные вузы в малом числе
защит в срок. Это приведет как к повышению качества диссертаций, так и
привлекательности инженерной аспирантуры для молодежи.
Сейчас все развитые страны мира придают особое значение созданию и
поддержке национальных инновационных систем, связывающих науку и бизнес, во
многом определяющих конкурентоспособность страны на мировом рынке.
В России существенно усилено внимание к инновациям как возможности
более полного использования нучно-технического потенциала ученых,
коммерциалазации научных разработок, реализации тезиса «экономика знаний».
Если говорить о высшей школе, нам есть что предложить бизнесу, рынку.
Перечень современных, эффективных разработок, выполненных учеными вузов,
займет не один том. Каждый год вузы получают множество премий
государственного уровня, золотые медали и почетные грамоты на международных
и всероссийских выставках научной продукции.
Вузы активно действуют в интересах развития инновационной экономики
страны путем содействия вовлечению результатов научно-технической
деятельности в хозяйственный оборот. Значительны и усилия государства,
помогающие развивать деятельность ВУЗов в этом направлении путем создания
бизнес-школ, бизнес-инкубаторов, технопарков.
Вузы заинтересованы в подобных новациях не только с целью извлечения
дополнительных доходов, но и в целях подготовки специалистов. Бизнес-
сообщество в принципе также заинтересовано в поддержке вузовских инноваций
и создания соответствующих организационных структур.
Остановлюсь на обстоятельствах, сдерживающих непосредственное участие
государственных ВУЗов в полномасштабной инновационной деятельности.
В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса у государственных
учреждений отсутствует право самостоятельного распоряжения результатами
научно-технической деятельности - интеллектуальной собственностью в виде
изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ ЭВМ,
топологий интегральных микросхем.
Невозможность самостоятельного распоряжения интеллектуальной
собственностью приводит к тому, что вузы не вправе самостоятельно заключать
лицензионное соглашение по введению в хозяйственный оборот объектов
интеллектуальной собственности для извлечения дополнительных доходов;
Они не вправе самостоятельно уступать (отчуждать) права на объекты
интеллектуальной собственности третьим лицам;
Слаба экономическая мотивация авторов научно-технических работ по
оформлению патентов на имя государственного учреждения, чем активно
пользуются третьи лица, включая зарубежных инвесторов;
Это сдерживает организацию в ВУЗах полноправных центров трансферта
технологий, взаимодействующих с инвесторами, в том числе зарубежными.
Далее. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 г.» ст. 108
запрещает направлять чистую прибыль государственного учреждения на
образование других организаций, в том числе инновационных, в сфере малого и
среднего бизнеса. Это также сдерживает прямое участие ВУЗов в реальных
инновационных процессах.
Пока отсутствует типовая форма договора об условиях распоряжения правами на
результаты научно-технической деятельности, заключаемого главным
распорядителем средств, распорядителем средств и государственными
учреждениями, хотя я знаю, что такая форма готовиться.
Эти, а также ряд других ограничений, по сути не позволяют ВУЗам
полноценно участвовать в инновационной деятельности по коммерциализации
результатов своих научно-технических достижений.
Несколько слов о позиции Ассоциации технических университетов в
отношении Болонского процесса. После некоторого периода дискуссий на тему о
целесообразности принятия Болонской декларации сформировалось общее мнение
образовательного сообщества - этот процесс полезен, более того он необходим
как средство встраивания в международную образовательную систему, повышения
мобильности учащихся.
В октябре прошлого года на заседании Совета по науке, технологиям и
образованию Президент страны сказал: «Убежден, сейчас есть все возможности,
чтобы наше образование стало эффективной, передовой частью мировой системы
образования, сохранив при этом свои - мы об этом много раз говорили,
встречали в разных форматах - наработанные веками и десятилетиями
преимущества национальной системы образования». Если говорить о техническом
образовании, то прежде всего - это фундаментальность подготовки: это
обучение на основе науки; это наработанные высокоэффективные схемы
подготовки специалистов-разработчиков высоких технологий, конструкторов
сложной техники. Сейчас и в перспективе технические университеты выпускают
бакалавров, магистров, специалистов в соответствии с заказами
работодателей, осваивают модульные схемы обучения, системы зачетных единиц.
Еще одна важная позиция - необходимость сохранения степеней кандидата и
доктора наук - такая двухуровневая система ученых степеней придает
дополнительный долговременный стимул для активного занятия наукой.
Вот вкратце некоторые, далеко не все, проблемы вузовской, а многие их
них не только вузовской, науки и инноваций.

Спасибо за внимание!