Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/5/13.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:07:12 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:13:04 2012
Кодировка: koi8-r


Проблемы кадрового и научного сопровождения
развития регионов

Уважаемый Президиум, участники и гости съезда!
Позвольте мне сердечно приветствовать Вас от имени Совета ректоров
вузов Дальневосточного федерального округа!
Съезд и его решения непременно будут иметь историческое значение,
поскольку содержательная его часть определяет пути и методы реализации
одного из приоритетных Президентских национальных проектов «Образование».
Доступность, качество, конкурентоспособность - актуальнейшие проблемы и
для высшей школы в регионах России.
1. В последнее десятилетие регионализацию рассматривают как
доминирующую тенденцию российской экономики. Высшая школа остается пока
институтом, не в полной мере затронутым данной тенденцией, хотя
необходимость этого очевидна для высшей школы Дальнего Востока.
Центр развития мировой экономики и международных экономических
отношений смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Внимание России
приковано к ее восточным границам. Здесь сосредоточены колоссальные
природные ресурсы, берут начало трансконтинентальные транспортные коридоры.
В Сибири и на Дальнем Востоке реализуются крупные инвестиционные проекты,
направленные на экономическое развитие России. В повестке дня - реализация
демографических проектов, предполагающих существенное увеличение
народонаселения в восточных регионах страны.
В этих условиях закономерным является процесс все большей
регионализации компонентов высшей школы, который активизируется в ближайшее
десятилетие, когда, наряду с естественной сменой поколений специалистов,
начнется приток трудовых ресурсов в районы с наибольшей потребностью в них.
Важнейшей государственной задачей становится усиление системы
профессионального образования региона по приоритетным направлениям развития
его экономики.
Ряд вузов Дальнего Востока России уже сегодня старается всемерно
способствовать кадровому и научному обеспечению важнейших региональных
инвестиционных проектов. С этой целью реализуются научно-исследовательские
и проектные работы, разрабатываются и внедряются инновационные
образовательные программы их кадрового сопровождения. Считаем, что именно
такие вузы и их инновационные проекты должны найти соответствующую
поддержку Минобрнауки России.
2. В последние годы государством многое сделано в отношении
доступности качественного образования. Вместе с тем, государственный заказ
на подготовку специалистов, как форма гарантии профессионального обучения
за счет федерального бюджета, имеет неравномерное распределение на
территории страны, в результате чего доступность высшего образования,
определяемая размерами этого обязательства, в разных регионах отличается,
порой в несколько раз.
То же самое можно сказать и о воспроизводстве в регионах кадров высшей
квалификации. В этом году для многих вузов снижен госзаказ в аспирантуру и
докторантуру. Для дальневосточных вузов это очень болезненное явление: в
последние годы на Дальний Восток научно-педагогические кадры не едут!
Между тем в вузах региона уже созданы и получили признание научные
школы по многим направлениям. Успешно и продуктивно действуют
диссертационные Советы. Мы полагаем, что потенциал аспирантуры и
докторантуры, а также развивающейся в вузах магистратуры необходимо более
эффективно использовать при решении задач экономики и социальной сферы
регионов, при внедрении результатов исследований, как это делается в
развитых странах. У нас же принято оценивать эффективность послевузовского
образования по количеству в срок защищенных диссертаций вне зависимости от
того, какую пользу обществу они приносят.
Если мы хотим, чтобы высшая школа играла значительную роль в
инновационном развитии региона, необходимо фундамент межрегионального
распределения госзаказа на подготовку кадров и научные исследования
укрепить принципом социальной справедливости; коммерческие же механизмы
позволить вузам использовать дополнительно.
3. Финансово-экономические отношения в сфере образования необходимо
совершенствовать: урегулированию подлежат межбюджетные отношения,
нормативно-правовое оформление инвестиций и т.д. Вместе с тем, изменения в
этой деликатной сфере должны быть направлены на расширение прав и свобод
образовательных учреждений. На наш взгляд, законопроекты по изменению
Бюджетного кодекса Российской Федерации лишены такой направленности:
регулирование бюджетного процесса в соответствие с их содержанием нанесет
непоправимый вред развитию высшего образования, в том числе, регионального.
В результате предполагаемых изменений государственные образовательные
учреждения лишаются не только экономической свободы, но и необходимых
финансовых ресурсов, которые могли бы оперативно направляться на реализацию
уставных целей вузов и решение текущих задач. В случае принятия
законопроектов резко снижаются возможности повышения технической
оснащенности вуза и привлечения для работы лучших специалистов отрасли и
перспективных молодых ученых, материального стимулирования профессорско-
преподавательского состава и активизации инновационной деятельности. С
этими проблемами Российский Союз ректоров уже обращался в Министерство
финансов РФ. Но «глас вопиющего», как нам кажется, не был услышан.
Или другой вопрос, связанный с налогообложением государственных
образовательных учреждений на землю и имущество.
Мы сотрудничаем со многими вузами США, Республики Корея, КНР, Японии и
др. Мы завидуем огромным территориям, которые они занимают, современной
фондоёмкой учебно-материальной базой. Над ними не довлеет бремя
налогообложения не только на землю и имущество, но и на любую другую
деятельность. Считаю, что такой подход к высшей школе должен быть и в
России.
Сейчас много говорят о форсированном продвижении России к экономике
знаний. В этой связи важно понять, если в скорейшем времени не сделать
существенных налоговых преференций тем, кто создает знания, в том числе и
как товар, то все попытки построить в стране экономику знаний обречены на
провал.
На наш взгляд назрела необходимость разработки и принятия
законопроекта по налоговым льготам для государственных образовательных и
научных учреждений, может быть, в первую очередь для тех, кто реализует
инновационные программы. Пожалуй, такой закон станет органичной частью
приоритетного национального проекта «Образование».
4. Современная ситуация настоятельно диктует переход к новой парадигме
всеобщего непрерывного профессионального образования, объединяющего
традиционные его компоненты - начальное, среднее, высшее, послевузовское и
дополнительное профессиональное образование. Использование программируемых
машин и механизмов, наукоемких и информационных технологий способствовало
сближению профессиональных компетенций и необходимости значительного
повышения образовательного уровня работников. Задача инновационного
развития России предполагает усиление интеграционных процессов в
профобразовании, которые открывают качественно новые возможности при
переходе от однопрофильного к многопрофильному образованию.
Министерство транспорта взяло решительный курс на интеграцию различных
видов транспорта. Этот важнейший приоритет Транспортной Стратегии России
определяет главную задачу транспортных вузов - подготовку специалистов,
обеспечивающих управление взаимодействием различных видов транспорта.
Благодаря позиции руководства Министерства транспорта и лично Министра
Игоря Евгеньевича Левитина нам удалось сохранить систему отраслевого
образования, которая успешно решает задачи развития отрасли, экономики и
социальной сферы регионов. На базе ведущих транспортных вузов действуют
университетские учебные округа, деятельность которых позволяет обеспечить
непрерывность и преемственность образования.
В Дальневосточном федеральном округе планируется построение
корпоративной системы транспортного образования. Выработаны и реализуются
конкретные и эффективные механизмы сближения транспортных учебных
заведений: согласовываются учебные планы и программы, организуется
совместная подготовка специалистов, обеспечивающих взаимодействие различных
видов транспорта (в том числе, и для осуществления крупных международных
проектов), создается единое информационное поле системы транспортного
образования, укрепляется научное сотрудничество ученых и специалистов
транспортного производства. Не исключена и международная интеграция
транспортного образования.
Такая образовательная корпорация станет центром обмена новыми
транспортными технологиями, экспорта образовательных услуг, объединения
интеллектуального потенциала вузов и НИИ для развития международных
экономических связей.
5. Несколько слов об экспорте образовательных услуг.
Вузы приграничных регионов, в том числе и Дальневосточного
федерального округа, активно участвуют в международных образовательных
программах, подготовке иностранных студентов, некоторые из них - весьма
успешно. Академические обмены стали привычны, а экспорт образовательных
услуг для таких вузов является неплохим дополнительным источником
внебюджетных доходов. К сожалению, такая деятельность высшей школы носит
частный, межвузовский характер.
Я думаю, что отдельным вузам, имеющим значительные качественные
успехи в международном сотрудничестве, высокое признание зарубежных
партнеров, можно поручать подготовку студентов по межгосударственным
договорам, другими словами, давать им государственный заказ.
Уважаемые товарищи!
Сегодня, в 21 веке, Программа освоения Дальнего Востока становится
приоритетом государственной политики России. Среди социальных мер,
предлагаемых в Программе - создание современной и престижной системы
образования с внедрением инновационных образовательных программ.
«Инвестиции в человека» на Дальнем Востоке имеют важнейшее значение. Они
обеспечивают на дальневосточных рубежах страны социальное единение,
устойчивое экономическое и социальное развитие государства, что является
условием его безопасности.
Спасибо за внимание.