Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/16/03.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:13 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:17:21 2012
Кодировка: koi8-r


Москва 6-7 декабря 2002 г.
? 3





ПОСТАНОВЛЕНИЕ


VII съезда Российского Союза ректоров
высших учебных заведений

О Заявлении VII съезда
Российского Союза ректоров
«Студенты - России, Россия - студентам»


VII съезд Российского Союза ректоров
постановляет:


1. Одобрить Заявление VII съезда Российского Союза ректоров «Студенты
- России, Россия - студентам».


2. Правлению и Совету Российского Союза ректоров довести Заявление VII
съезда Российского Союза ректоров «Студенты - России, Россия - студентам»
до сведения заинтересованных лиц и организаций, политиков, деятелей
экономики, науки и культуры, научно-педагогической общественности -
преподавателей, научных сотрудников, студентов, всех работников вузов.



Президент
Российского Союза ректоров,
ректор МГУ им.М.В.Ломоносова,
академик В.А.Садовничий


ЗАЯВЛЕНИЕ

VII съезда Российского Союза ректоров
высших учебных заведений

«Россия - студентам, студенты - России»



Съезд Российского Союза ректоров высших учебных заведений, выражая
мнение профессорско-преподавательского состава вузов, деятелей образования
и науки нашей страны, обращается к руководству страны, государственно-
политическим деятелям и лидерам деловых кругов, к российскому студенчеству
с заявлением относительно судеб высшего образования в России.

Россия, имеющая славные традиции университетского образования,
заложенные Михаилом Васильевичем Ломоносовым, создавшая мощную систему
вузов, на которую еще недавно с почтением смотрел весь мир, сегодня по ряду
направлений может потерять ранее завоеванные позиции. Новый, XXI век
требует решительных действий от всех, кто передает и кто принимает в вузах
страны эстафету знания, эстафету культурного наследия.

В 90-е годы прошедшего столетия задачи развития высшей школы пребывали
на периферии государственных интересов. Сегодня мы можем с удовлетворением
отметить определенные положительные сдвиги в этом отношении. Однако
некоторые улучшения и отдельные достижения всей проблемы не решают.
Необходимо понять, что компетентность - это наш основной капитал, знания -
залог благополучия, утечка умов - угроза национальной безопасности.

Вызовы нового столетия заставляют заново обратиться к самим основам
высшего образования - к тому, чему учить и чему учиться. Глобальные
проблемы человеческой цивилизации не нашли еще должного отражения в учебных
программах вузов. Варианты дальнейшего развития страны и мира плохо
известны и не усвоены ни преподавательским корпусом, ни студенчеством.
Отсутствует понимание того, что сегодня ценность жизни на Земле перестала
быть абстракцией, что человек ограничен в своих экспериментах над природой,
обществом, самим собой, что не все дозволено - его нет в общественном
сознании россиян, его нет и вузах. Террористические акты первых лет нового
столетия показали всему миру с жестокой неумолимостью, что цивилизация
стала предельно уязвимой, что небольшая группа людей способна ввергнуть
планету в хаос. Но в содержании высшего образования по-прежнему царят узкая
специализация и недооценка мировоззренческих вопросов.

Жизнь требует, чтобы государственные образовательные стандарты
полностью соответствовали новой ситуации в мире и стране, чтобы
организационные усилия министерств и ведомств, ответственных за развитие
системы высшего образования, были направлены не на детали и частности, а на
переориентацию в самой концепции, системы знаний о том, что есть специалист
высшей квалификации сегодня и завтра. Особого внимания требуют предлагаемые
новшества кардинального характера, влекущие за собой системные изменения в
образовательной сфере. Следует исключить поспешное принятие необоснованных
решений, избегая формального подхода к воплощению в жизнь положений
Концепции модернизации образования.

Съезд Российского Союза ректоров высших учебных заведений считает
необходимым в разработках перспектив развития высшей школы слышать голос
самих студентов, формировать научные проекты по вопросам образования с
участием будущих специалистов.

Все более актуальным становится вопрос о том, как обеспечить высокое
качество знаний студентов, когда значительная их часть вынуждена работать.
То, что многие студенты работают, чтобы иметь возможность учиться, и то,
что одним из требований к новому работнику в большинстве организаций
является наличие опыта работы по специальности, слабо отражается в
организации учебного процесса в вузах. Съезд высказывается за более четкую
постановку в нормативно-правовом аспекте вопроса о работающем студенте, в
том числе при очных формах обучения. Среди прочего, могли бы быть шире
использованы возможности самих вузов по вовлечению студентов в оплачиваемую
деятельность по специальности. По примеру ряда вузов следовало бы создать
условия для возрождения движения студенческих строительных отрядов,
студенческих педагогических отрядов, общественно полезных других инициатив
студентов, формирующих у них профессиональные навыки.

Принципиальное значение для развития высшей школы имеет возвращение
функции воспитания в вузы. Съезд считает необходимым формирование наших
студентов патриотами России, гражданами, почитающими нашу историю,
соблюдающими наши законы, уважающими культуру каждой нации, каждого народа,
объединяемых Российской Федерацией.

На эти цели должна быть направлена государственная молодежная
политика, смысл которой - в создании необходимых правовых, экономических,
организационных условий для самореализации молодого человека в нашем
обществе, для раскрытия перед ним широких жизненных перспектив, постановки
высоких и благородных целей. Важно, чтобы государственная молодежная
политика разрабатывалась и реализовывалась как задача всего общества, всей
системы государственных органов. Должны на деле достигаться цели социальной
защиты и поддержки молодежи, еще находящейся на жизненном старте. Забота
государства о студенчестве - о приемлемом размере стипендий, об охране
здоровья, доступе к современным информационным средствам, об устройстве
быта в студенческих общежитиях и других практических вопросах -
необходимая часть государственной молодежной политики, чему до сих пор
придается второстепенное значение. Социальное положение студенчества
должно соответствовать тем перспективам, к которым стремится Россия. Но не
менее важно так строить государственную молодежную политику, чтобы она
способствовала проявлению у подрастающего поколения, и в первую очередь у
студенчества, инициативы и ответственности.

Россия утратила большое число одаренных профессоров и преподавателей,
на Запад уехали целые научные школы, сложившиеся в наших университетах.
Это огромная потеря для страны. Мы призываем студентов, стремящихся в
большую науку: объединяйтесь вокруг видных ученых, вокруг своих
профессоров, молодых доцентов, преподавателей, подающих надежды, стоящих на
пороге научных открытий, технических и технологических новаций! Не ждите,
когда вас позовут в научные кружки и лаборатории, сами проявляйте
стремление к коллективному творчеству, к совместному поиску. Научные школы
не складываются иначе, как в союзе учителей и учеников, где есть место для
подлинно равноправного взаимодействия.

Студенческое самоуправление - необходимое условие вузовской жизни. Мы
призываем студентов: возьмите в свои руки решение ряда вопросов вашего
университета, академии, института. Без вас не удастся наладить дисциплину
на занятиях, поднять авторитет отличников, добиться нормальной жизни в
студенческих общежитиях. Без вас спортивные достижения, художественное
творчество отдельных студентов не станут необходимой частью студенческой
жизни. Никто без вас не сможет придать досугу, развлечениям студентов
осмысленность, уберечь студентов от наркотиков, алкоголя, аморализма.

Россия - студентам, студенты - России! Мы ожидаем от студентов
выдвижение общественно значимых социальных проектов в самых разных областях
экономического, социального, политического, культурного развития нашей
Родины. Единение студенчества и профессорско-преподавательского состава в
каждом вузе вокруг серьезных, высоких, патриотических целей - одно из
важнейших условий новых достижений российской высшей школы.

VII Съезд Российского Союза ректоров высших учебных заведений
обращается к Президенту России В.В. Путину, Правительству Российской
Федерации, деятелям всех ветвей государственной власти, лидерам
политических партий и общественных движений с призывом на деле повернуться
лицом к проблемам высшей школы, проблемам студенчества. Забота об
образовании - это инвестиции в будущее России, в жизненные успехи нынешних
студентов, молодых россиян!




Принято единогласно
7 декабря 2002 г.
-----------------------

[pic]