Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/18/02.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:14 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:28:08 2012
Кодировка: koi8-r








РЕШЕНИЕ

Правления Российского Cоюза ректоров

от 26 февраля 2002 г. ? 1



О задачах советов ректоров
вузов федеральных округов
по реализации Концепции
модернизации образования


Заслушав и обсудив сообщения по повестке дня, Правление Российского
Союза ректоров высших учебных заведений отмечает основополагающее значение
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года,
одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря
2001 года ?1756-р.

Разработка Концепции, ее рассмотрение на Государственном Совете
Российской Федерации под председательством Президента России В.В.Путина,
обсуждение этого документа на заседании Правительства способствовали
обобщению итогов многолетней дискуссии о путях развития всех ступеней и
звеньев школы в изменившихся государственно-политических и социально-
экономических условиях.


В Концепции определена государственная политика в образовательной
сфере, установлены ее главные задачи на ближайшее десятилетие - расширение
доступности, повышение качества и эффективности образования. Исключительно
важное значение для будущего страны имеют положения нового документа об
укреплении позиций государства в образовательной сфере и усилении его
ответственности за ее развитие.

Впервые в практике реформирования отечественной системы образования
принятая Концепция, устанавливая программные цели модернизации, не
предопределяет путей их достижения, а предусматривает проведение социально-
педагогических экспериментов, позволяющих дать объективную оценку
предлагаемых новшеств, осуществить обоснованный выбор тех подходов и
организационных решений, которые в полной мере отвечают потребностям и
интересам личности, общества и государства. Это создает условия для
творчества, открывает возможность для наиболее рационального сочетания
оправдавших себя традиций с передовым отечественным и зарубежным опытом.

Вместе с тем в содержании Концепции не удалось в полной мере
отразить предложения по вопросам налогообложения вузов и их социального
развития, вузовской науки, улучшение качественного состава преподавателей и
научных сотрудников и др., содержавшиеся в докладе, представленном
Государственному Совету Российской Федерации и одобренном им. В силу
этого наметилась тенденция к ущемлению экономической автономии высших
учебных заведений, сузились их возможности в самостоятельном решении
задач улучшения стипендиального обеспечения студентов и оплаты труда
преподавателей, укрепления материально-технической базы учебного процесса
и социальной инфраструктуры. Чтобы устранить неблагоприятные тенденции,
необходимо обобщить конструктивные предложения, выдвинутые в ходе
подготовки Концепции, и определить конкретные меры по их проведению в
жизнь с учетом реальной ситуации в экономике и ресурсов государства.

Не упуская из виду нерешенные вопросы, в ближайший период предстоит
развернуть практическую работу по реализации Концепции модернизации
образования. Это накладывает особую ответственность на высшую школу, на
коллективы высших учебных заведений, на советы ректоров вузов регионов и
федеральных округов, призванные выступать в качестве интеллектуальных
центров модернизации образовательной сферы, координировать деятельность
всех образовательных учреждений, сотрудничать с органами власти и
управления, деловыми кругами и широкой общественностью.

Разработку и осуществление мероприятий по реализации Концепции
необходимо использовать для наполнения принципиальных положений этого
документа конкретным содержанием, обеспечивающим поступательное развитие
системы образования и эффективное использование ее потенциала.
Первостепенное значение на современном этапе имеет поиск дополнительных
резервов для улучшения оплаты труда и качественного состава научно-
педагогических кадров, развития фундаментальных исследований. Неослабное
внимание должно уделяться гражданскому воспитанию подрастающего поколения,
а также работе с одаренной молодежью.

Особого внимания требуют предлагаемые новшества кардинального
характера, влекущие за собой системные изменения в образовательной сфере.
Необходимо обобщить и объективно оценить результаты экспериментов по
введению государственных именных финансовых обязательств и единого
государственного экзамена для выпускников школ и поступающих в вузы.
Следует исключить поспешное принятие необоснованных решений,
предотвратить формальный подход к реализации положений Концепции
модернизации образования.


Правление Российского Союза ректоров высших учебных заведений

постановляет:

1. Рекомендовать советам ректоров вузов федеральных округов принять
активное участие в разработке и координации выполнения мероприятий по
реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010
года в федеральных округах и субъектах Российской Федерации, предусмотрев:

- налаживание тесного взаимодействия в решении задач модернизации
образования коллективов образовательных учреждений с органами власти и
управления, местным самоуправлением, предприятиями и организациями
народного хозяйства;

- полноценное использование местных ресурсов и возможностей улучшения
финансирования учреждений образования, повышения заработной платы
педагогического персонала, укрепление методической базы и развития
социальной инфраструктуры учебных заведений;

- разработку и реализацию комплексных программ работы по ключевым
направлениям модернизации образования, связанным с улучшением социальной
защиты учащейся молодежи, повышением уровня воспитания, качества обучения
и профессиональной подготовки учащихся и студентов, созданием объектов
учебного, научного и социального назначения коллективного
пользования;

- укрепление взаимосвязи начального, среднего, высшего и дополнительного
профессионального образования, упорядочение его структуры, усиление роли
в предотвращении молодежной безработицы и развитии производительных
сил;

- усиление борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей, подростков и
юношества, обеспечение охвата всех детей школьного возраста обучением в
общеобразовательных учреждениях;

- эффективное использование потенциала государственных университетов и
других вузов в качестве активных центров модернизации всей системы
образования;

- создание условий для развития исследований вузов в области точных,
естественных и гуманитарных наук, техники и технологии, увеличение
вклада вузовской науки в решение задач роста производительных сил.

2. Признать необходимым более полное использование при разработке
мероприятий по реализации Концепции модернизации российского образования
на период до 2010 года положений речи на заседании Госсовета по этому
вопросу Президента Российской Федерации В.В.Путина, предложений,
прозвучавших в выступлениях участников указанного заседания, а также
содержавшихся в подготовленных к этому заседанию материалах. Просить
Министерство образования Российской Федерации организовать соответствующую
работу.

3. Считать целесообразным организацию регулярного мониторинга хода
выполнения мероприятий по реализации Концепции модернизации образования в
субъектах Российской Федерации, федеральных округах и в стране в целом.

Просить Министерство образования Российской Федерации разработать и
осуществить программу мониторинга модернизации, обеспечив участие в ней
советов ректоров вузовских центров и федеральных округов, а также ведущих
университетов. Особое внимание уделить объективному анализу хода и
результатов экспериментов по введению единого государственного экзамена
и государственных именных финансовых обязательств.

4. Просить советы ректоров вузов федеральных округов провести в 2002
году научно-практические конференции с обсуждением мероприятий по
реализации Концепции модернизации, путей, сроков и форм их практического
осуществления, уделив особое внимание анализу имеющихся трудностей и
нерешенных проблем. Пригласить для участия в конференциях полномочных
представителей Президента в федеральных округах, руководителей органов
управления образованием субъектов Российской Федерации, видных ученых и
деятелей образования. Обобщить рекомендации научно-практических
конференций и направить их в Правление Российского Союза ректоров вузов для
изучения и информирования участников VII съезда ректоров.


5. Поручить Правлению Российского Союза ректоров высших учебных
заведений:


5.1. Проинформировать руководство страны, высшие органы
законодательной и исполнительной власти Российской Федерации об имеющихся
проблемах в области высшего образования и науки, имея в виду их
максимально полный учет в ходе разработки и принятия федерального
бюджета на 2003 год, а также практического осуществления Концепции
модернизации. Поставить вопросы улучшения оплаты труда профессорско-
преподавательского состава и стипендиального обеспечения студентов и
преподавателей, развития фундаментальных и прикладных исследований,
обеспечения реальной автономии вузов, в том числе экономической.
Добиваться последовательного выполнения действующего законодательства об
образовании, в том числе части соблюдения установленного соотношения
численности студентов, обучающихся за государственный счет и населения
страны.


5.2. Развернуть подготовку к VII съезду Российского Союза ректоров
вузов с тем, чтобы провести его в октябре - ноябре 2002 г. Определить
повестку дня и конкретные сроки работы съезда и довести их до членов
Союза не позднее 15 сентября 2002 года.


* * *


Правление Российского Союза ректоров вузов отмечает, что
организация и координация работы образовательных учреждений по
осуществлению Концепции модернизации создает благоприятные предпосылки
для становления советов ректоров федеральных округов, установления ими
тесных связей с органами власти и управления, коллективами учебных
заведений, объединениями общественности. В ходе этой работы должна
пройти проверку опытом идея университетских округов, с учетом требований
жизни предстоит определить ее реальное содержание, продумать
организационные формы воплощения в жизнь.




Президент
Российского Союза ректоров вузов,
ректор МГУ имени М.В.Ломоносова
академик РАН В.А.Садовничий

-----------------------
[pic]