Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/2004-04-03/02.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:17 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 05:35:24 2012
Кодировка: koi8-r



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Совета Российского Союза ректоров


г. Ярославль
3 апреля 2004 г.



О реорганизации управления

образованием и наукой и перспективных
задачах высшей школы


Заслушав и обсудив сообщения по повестке дня, Совет Российского Союза
ректоров отмечает, что реорганизация управления образованием и наукой
открывает новые пути и возможности для увеличения вклада высшей школы в
становление общества и экономики, основанных на знаниях.

Укрепление взаимосвязи обучения, профессиональной подготовки и
переподготовки кадров с научными исследованиями под определяющим
воздействием единой государственной политики в этой сфере создает условия
для их интеграции, более полного использования накопленного потенциала в
интересах перевода отечественной экономики на инновационный путь развития.
Это требует дальнейшей модернизации высшего образования в интересах его
более полного соответствия актуальным и перспективным потребностям рынков
труда, научно-технической продукции и интеллектуальных услуг.

Принципиально важно, что реформа управления, создание Министерства
образования и науки не только стимулирует дальнейшую модернизацию высшей
школы, но и предполагает переосмысление сложившихся подходов, широкое
распространение оправдывающих себя нововведений, равно как и отказ от
непродуманных мер и неудавшихся экспериментов. С этих позиций необходимо
проанализировать итоги достигнутого, дать им реалистичную оценку,
выработать перспективный взгляд на задачи и пути развития высшего
образования с учетом кардинальных перемен, происходящих в стране и в мире.
Практическое осуществление одобренной Правительством Российской
Федерации Концепции модернизации отечественного образования на период до
2010 года оказало существенное позитивное влияние на развитие высшей
школы. Стабилизировалось финансовое положение вузов, они адаптировались
к новым государственно-политическим и социально-экономическим условиям.
Расширена подготовка кадров по направлениям и специальностям,
отвечающим потребностям рынка труда. В высших учебных заведениях
осваиваются новые информационные технологии, получает развитие их
инновационная деятельность. Расширяются масштабы международных связей в
области высшего образования, Россия стала полноправным участником
общеевропейского Болонского процесса.
Вместе с тем объективный анализ показывает, что российская высшая
школа, вся система учреждений образования и науки в 90-е годы прошлого
века под воздействием шоковой терапии в экономике утратили часть присущих
им исторических преимуществ. Сузились возможности творческого роста
талантливой молодежи, снизилось качество обучения и подготовки кадров,
допущена неоправданная поспешность в расширении сети вузов, прежде всего
негосударственных, и их территориальных подразделений. Остро стоят вопросы
повышения социального статуса преподавателей и научных сотрудников,
обеспечения конституционных гарантий доступности образования за счет
государства, развития фундаментальных исследований, приведения структуры
выпуска специалистов в соответствие с нуждами экономики. В ходе
дальнейшего осуществления реформ на основе последовательного учета
изменившихся реальностей развития российского общества предстоит возродить
утраченные исторические преимущества отечественных образования и науки,
найти адекватные, отвечающие потребностям социально-экономического
развития страны, решения вновь возникших проблем.
Одна из решающих предпосылок успеха модернизации высшего
образования - тесное взаимодействие вновь созданных Министерства
образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по
образованию, Федеральной службы по надзору за образованием и наукой с
высшими учебными заведениями и их объединениями, включая Российский Союз
ректоров. Совместными усилиями на основе регулярных консультаций должен
обеспечиваться динамичный и в то же время взвешенный подход к разработке
и реализации назревших новшеств, основанный на тщательном анализе их
возможных последствий, учете накопленного опыта и лучших традиций.
В связи с изложенным, Совет Российского Союза ректоров высших учебных
заведений
постановляет:

1. Оказать поддержку осуществлению практических мер, связанных с
созданием Министерства образования и науки Российской Федерации и
становлением новых механизмов, форм и методов управления высшими учебными
заведениями.
Особое внимание уделить интеграции высшего образования и науки,
активизации инновационной деятельности, усилению ее воздействия на развитие
экономики и социальной сферы.
2. Отметить, что Совет Российского Союза ректоров всецело разделяет
высказанное Министром образования и науки Российской Федерации
А.А.Фурсенко понимание основополагающей цели реформирования высшей школы
- обеспечить кардинально более эффективное развитие всего общества.
Для достижения этой цели предстоит увеличить вклад вузов, всей
системы образования в решение как общесоциальных, так и
общеэкономических задач, органично сочетать продвижение к обществу равных
возможностей с повышением производительности труда, поднять
конкурентоспособность страны на уровень, достигнутый лидерами мирового
социально-экономического и научно-технологического развития. Такое
понимание основополагающей цели и главных задач реформирования
образования и науки требует многовариантности подходов, многообразия
инструментов, используемых для их модернизации, которые должны отвечать
объективной сложности российского общества.
3. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской
Федерации, вновь созданному Федеральному агентству образования с учетом
новых возможностей и функций аппарата управления провести дополнительный
анализ первых итогов реализации Концепции модернизации отечественного
образования на период до 2010 года, путей и методов ее дальнейшего
осуществления, предусмотрев:
- более полное использование потенциала высшей школы в интересах
ускорения темпов экономического роста на основе инновационных
подходов, увеличения вклада вузов в структурную перестройку и
технологическую модернизацию производства, рост культуры и
образованности общества;

- усиление взаимосвязи высшего и общего среднего образования на основе
преемственности содержания образования, укрепления его единого
общенаучного и общекультурного ядра, отвечающего лучшим отечественным
традициям и мировому опыту;

- введение в практику разработки комплексных прогнозов развития высшего
образования в увязке с балансом трудовых ресурсов и демографическими
процессами, со среднесрочными и долгосрочными прогнозами развития
экономики и социальной сферы, тенденциями мирового хозяйства и
международного рынка научно-технической продукции;

- расширение доступности высшего образования с учетом реальной
демографической ситуации и увеличением потребности в молодых
специалистах высшей квалификации. Осуществить с этой целью меры по
укреплению государственного сектора высшей школы и более широкому
привлечению на обучение в вузы на конкурсной основе за
государственный счет наиболее подготовленной молодежи через систему
олимпиад, научных и творческих конкурсов;

- проведение объективного анализа хода и результатов эксперимента по
введению единого государственного экзамена для выпускников
общеобразовательных школ и поступающих в вузы, обратив внимание на
устранение элементов формализма в его содержании и организации.
Обеспечить создание условий для более полного учета уровня
подготовки нового пополнения контингента студентов на основе конкурса
и с использованием разнообразных форм отбора поступающих в вузы,
соблюдения конституционных гарантий равноправия молодых людей в
доступе к обучению в высших учебных заведениях в соответствии с их
способностями и склонностями;

- укрепление экономической базы развития высшего образования на основе
увеличения вклада федерального бюджета в обеспечение конституционных
гарантий бесплатного обучения в вузах на условиях конкурсного отбора,
улучшение оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов,
стипендий студентов, аспирантов и докторантов; создание инновационной
инфраструктуры высших учебных заведений; определение этапов и форм
увеличения бюджетного ассигнования высшей школы, исходя из ожидаемого
роста ВВП;

- обеспечение сбалансированного подхода к решению задач, связанных с
определением перечня ведущих вузов, форм и методов их ускоренного
развития, имея в виду распространение их опыта и достижений,
качественный рост всей системы высшего образования в целом,
предотвращение снижения уровня подготовки кадров и свертывание
научных исследований в высших учебных заведениях, не вошедших в число
ведущих;

- разработку и реализацию организационно-экономических механизмов,
стимулирующих становление высших учебных заведений инновационного,
предпринимательского типа, способных эффективно конкурировать на
отечественном и мировом рынке трудовых ресурсов, научно-технической
продукции и интеллектуальных услуг;

- дополнительное рассмотрение принципиальных основ и первых
результатов эксперимента по введению финансирования вузов с
использованием государственных именных финансовых обязательств,
обратив внимание на возможные риски применения этого финансового
инструмента, связанные с сужением возможностей общества и вузов в
использовании имеющихся у них средств и ресурсов;

- сохранение существующих инструментов финансирования вузов, их
адаптацию к рынку, введение новых форм, в частности, кредитование и
субсидирование студентов на льготных условиях возврата заемных
средств, привлечение финансов предпринимателей и инвесторов, создание
условий для целей страхования образования;

- коренное улучшение системы и практики организации и финансирования
фундаментальных, поисковых и прикладных исследований высших учебных
заведений, имея в виду их интенсификацию, приближение тематики к
потребностям развития производительных сил страны, усиление роли в
переходе экономики к инновационному типу развития. В интересах
интеграции учебного и исследовательского процессов, сохранения
сложившихся научных школ и улучшения подготовки новой смены научных
кадров считать необходимым закрепить функции организации и базового
финансирования научно-исследовательских работ вузов за Федеральным
агентством по образованию, не допуская сокращения достигнутых объемов
финансирования вузовской науки;

- расширение и укрепление автономии высших учебных заведений как
государственных учреждений федерального ведения. С учетом лучшего
мирового опыта трансформации вузов в интересах их вхождения в
экономику знаний сосредоточить усилия на эволюционном подходе к
совершенствованию и модернизации системы управления высшими учебными
заведениями, обеспечения ими качества образования и научных работ.
Исключить навязывание вузам организационных преобразований (в том
числе смены организационно-правовой формы государственного учреждения
на форму некоммерческой организации) административно-правовыми
методами. Полнее учитывать в своей работе мнение научно-
педагогической общественности, практиковать регулярные консультации с
её ведущими представителями.

4. Считать целесообразным более широкое использование экспертизы с
участием ведущих ученых при определении перспективных направлений развития
образования и науки, а также инструментов, организационных форм и методов
работы, применяемых для их реформирования и модернизации.
Полнее использовать экспертный потенциал высшей школы и науки, в
частности системы ВАК, для решения крупных социально-экономических и научно-
технологических проблем общероссийского и регионального значения.
5. Выразить благодарность Администрации Ярославской области за
благоприятные условия, созданные для проведения заседания Совета
Российского Союза ректоров вузов в Ярославле.

***

Российский Союз ректоров высших учебных заведений отмечает, что
последние годы характеризуются нормализацией ситуации в сфере высшего
образования, преодолением нисходящих тенденций, поэтапным решением наиболее
острых проблем в жизни коллективов вузов, высокими темпами роста
контингента студентов.
Ректорский корпус, широкие круги научно-педагогической общественности
связывают эти позитивные перемены с деятельностью В.В. Путина во главе
государства. Его избрание Президентом России на новый срок, развернутая по
инициативе главы государства реформа аппарата федеральных органов
исполнительной власти, создание в рамках этой реформы Министерства
образования и науки вселяют уверенность в дальнейшем улучшении положения
дел в высшей школе, динамичном продолжении ее модернизации на основе новых
подходов, более полно отвечающих интересам общества и государства,
потребностям экономики, задачам укрепления безопасности и повышения
международного авторитета России.


Президент
Российского Союза ректоров,
ректор МГУ им.М.В.Ломоносова
академик РАН В.А.Садовничий
-----------------------
[pic]