Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/2004-10-25/02.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:19 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 05:35:50 2012
Кодировка: koi8-r



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Совета Российского Союза ректоров



|О стратегиях развития образования и науки в |от 25 октября 2004 года ?|
|свете основных направлений |1 |
|социально-экономического развития Российской | |
|Федерации | |


Заслушав и обсудив доклады и выступления по вопросу о стратегиях
развития образования и науки в свете основных направлений социально-
экономического развития Российской Федерации, Совет Российского Союза
ректоров отмечает, что формирование научно-ориентированной модели
национальной экономики - экономики, основанной на знаниях, - является
приоритетной государственной задачей на среднесрочную и долгосрочную
перспективу.
Принципиально важным фактором формирования стратегий развития
образования и науки становится их нормативно-правовое обеспечение в части
закрепления полномочий федеральных, региональных и муниципальных уровней
образования. В этой связи особое значение приобретает разработка проектов
концепций участия Российской Федерации в управлении имущественными
комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в
сфере образования и сфере науки.
Наиболее активное участие, учитывая профиль деятельности, Российский
Союз ректоров принял в обсуждении и доработке проекта Концепции участия
Российской Федерации в управлении имущественными комплексами
государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере
образования (далее - Концепция).
В соответствии с решением Правления Российского Союза ректоров

от 23 сентября 2004 года ? 1 для подготовки согласованной редакции
Концепции была сформирована совместная рабочая группа Российского Союза
ректоров и Министерства образования и науки Российской Федерации с участием
представителей Российской академии наук, Федерального Собрания Российской
Федерации и научно-педагогической общественности.
В ходе ее деятельности был проведен анализ и систематизированы
замечания и предложения, поступившие от членов Российского Союза ректоров.
Существенная часть предложений концептуального характера была учтена в
согласованной редакции Концепции.
В результате, из текста проекта Концепции были исключены дискуссионные
положения, определяющие конкретное число ведущих образовательных
организаций, имеющих приоритетное право на государственное управление,
положения о переходе на двухуровневую систему высшего образования,
конкретизирован предмет регулирования Концепции - управление имущественными
комплексами образовательных организаций. Подчеркнута необходимость участия
институтов гражданского общества в обсуждении и принятии решений о
целесообразности участия Российской Федерации в управлении имущественными
комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в
сфере образования.
Российский Союз ректоров придает особое значение сохранению
государственного статуса собственности, находящейся в оперативном
управлении высших учебных заведений, как важнейшего инструмента воздействия
государства на систему высшего образования, а также фактора,
обеспечивающего стабильное и сбалансированное развитие данной системы.
Российский Союз ректоров рассматривает работу над Концепцией участия
Российской Федерации в управлении имущественными комплексами
государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере
образования, как этап подготовки более широкого нормативно-правового
документа, охватывающего весь спектр основных вопросов, стоящих перед
системой отечественного образования - Стратегии Российской Федерации в
области развития образования до 2010 года (далее - Стратегия).
Стратегия должна предусматривать мероприятия по адаптации системы
отечественного образования к существующим социально-экономическим условиям,
в целях эффективной реализации национальной задачи - содействия
формированию научно-ориентированной модели экономики как одного из
важнейших условий обеспечения качественного экономического роста,
конкурентоспособности российской продукции и услуг и, в конечном итоге, -
решению национальной задачи удвоения валового внутреннего продукта в
десятилетней перспективе.
При этом Стратегия должна быть ориентирована на решение следующих
ключевых вопросов обеспечения устойчивого и сбалансированного развития
российского образования:
- разработки финансово-экономических механизмов, стимулирующих
развитие образовательных учреждений (налоговые преференции образовательным
организациям и учреждениям, а также предприятиям, направляющим инвестиции в
систему образования);
- повышения социального статуса работников образования (включая
повышение заработной платы, ее индексацию, а также усиление социальной
защиты);
-обеспечения системной интеграции среднего и высшего образования путем
создания объективных и научно-обоснованных критериев оценки знаний
выпускников средних школ (критерии должны учитывать специфические
особенности различных высших учебных заведений; исходя из этого, условия
приема должны быть многовариантны, в том числе основываться на результатах
специализированных олимпиад и конкурсов, а также посредством использования
структурированной базы данных школьников старших классов - потенциальных
абитуриентов);
-обеспечения оптимальной структуры высшего профессионального
образования, в части законодательного определения статуса бакалавра и
магистра; сохранения трехуровневой структуры высшего образования для
инженерных, медицинских и других специальностей, а также делегирования
ученым советам высших учебных заведений приоритетного права в принятии
решений по вопросам определения структуры профессионального образования
конкретных вузов;
- разработки эффективных механизмов управления и создания системы
мониторинга образовательных организаций субъектов и муниципальных
образований Российской Федерации;
- четкого разграничения полномочий (с учетом политики в области
субвенций из федерального бюджета) в финансировании системы образования
между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и муниципальных образований;
- обеспечения защищенности расходных статей федерального бюджета на
образование и индексации размеров их финансирования в соответствии с
темпами роста инфляции;
- учета отраслевой специфики при принятии решений о переподчинении
образовательных организаций в пределах системы государственного управления;
- обеспечения соответствия положений Стратегии Российской Федерации в
области развития образования до 2010 года действующей нормативной правовой
базе (федеральному законодательству в сфере образования, Гражданскому,
Налоговому, Трудовому и Бюджетному кодексам, Национальной доктрине
образования в Российской Федерации).

На основании вышеизложенного Совет Российского Союза ректоров п
о с т а н о в л я е т:
1. Считать, что совместная рабочая группа Российского Союза ректоров
и Министерства образования и науки Российской Федерации с участием
представителей Российской академии наук, Федерального Собрания Российской
Федерации и научно-педагогической общественности провела эффективный анализ
и систематизацию поступивших от членов Российского Союза ректоров замечаний
и предложений к проекту Концепции участия Российской Федерации в управлении
имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих
деятельность в сфере образования, и активно участвовала в подготовке
согласованной редакции проекта Концепции.
2. Согласованная редакция проекта Концепции участия Российской
Федерации в управлении имущественными комплексами государственных
организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, может
являться одним из важнейших оснований для разработки проекта Стратегии
Российской Федерации в области развития образования до 2010 года.
3. Предложить Советам ректоров вузов обсудить проект Стратегии
Российской Федерации в области развития образования до 2010 года и
представить предложения в аппарат Российского Союза ректоров в месячный
срок.
4. Совместной рабочей группе Российского Союза ректоров и Министерства
образования и науки Российской Федерации с участием представителей
Российской академии наук, Федерального Собрания Российской Федерации и
научно-педагогической общественности проанализировать и обобщить
поступившие предложения к проекту Стратегии Российской Федерации в области
развития образования до 2010 года и учесть их при подготовке окончательной
редакции Стратегии.
5. Направить настоящее Постановление членам Российского Союза
ректоров, в Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям
и образованию, Правительство Российской Федерации, Государственную Думу и
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российскую
академию наук.





|Президент |[pic] |
|Российского Союза ректоров |В.А. Садовничий |
|Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова | |
|академик РАН | |










Генеральный секретарь

Российского Союза ректоров
[pic]
__________________________О.В.Каширина

-----------------------
[pic]