Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/2006-02-22/04.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:22 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 05:30:26 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования,

«Московский государственный
технический университет
имени Н.Э. Баумана»


Заключение на проект поправок в Бюджетный кодекс
Российской Федерации

I. Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем

Кодексе
распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (орган
местного самоуправления), государственный орган, имеющий право распределять
бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между
подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;
получатель бюджетных средств - орган государственной власти (орган
местного самоуправления), государственный орган, бюджетное учреждение,
имеющие право на оплату принятых в установленном порядке бюджетных
обязательств;
В настоящее время распорядителем бюджетных средств может являться
бюджетное учреждение, имеющее в своем составе обособленные структурные
подразделения, филиалы и иные структурные подразделения, наделенные
частичными правомочиями юридического лица по доверенности. В новой редакции
БК РФ права распорядителя бюджетных средств устанавливаются только органам
исполнительной власти, но не бюджетным учреждениям.
Однако на сегодняшний день крупные ВУЗы выступают в качестве
распорядителей бюджетных средств и имеют в своем подчинении иногда до 100 и
более получателей бюджетных средств, территориально удаленных от головного
вуза.
Указанная постановка вопроса приведет к возникновению множества
трудностей, связанных с финансирование таких подразделений, в том числе, с
выплатой заработной платы в территориально удаленных структурных
подразделениях вузов.
II. Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в

государственной или муниципальной собственности
2. При составлении, утверждении, исполнении и составлении отчетности
об исполнении бюджетов доходы от предоставления бюджетными учреждениями
платных услуг отражаются в доходах соответствующих бюджетов.
Указанные доходы поступают в бюджет после уплаты налогов и сборов,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Статья 51. Неналоговые доходы Федерального бюджета
1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии
со статьями 41,42,43 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:
доходов от использования имущества, находящегося в государственной
собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти
Российской Федерации, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах, в полном объеме;

I. Социальные вопросы.
1. В настоящее время бюджетные учреждения имеют в своем составе в

качестве объектов социальной сферы такие структурные подразделения как:

базы отдыха, детские сады, студенческие спортивно-оздоровительные лагеря,

студенческие санатории-профилактории и иные структурные подразделения,

позволяющие оказывать посильную социальную поддержку и помощь в

организации отдыха и оздоровления студентов и сотрудников вуза. На

содержание социальных структур вуза используются значительные объемы

заработанных ими внебюджетных средств, очищенные от налога на прибыль.
Отраслевое законодательство не предусматривает мер социальной
поддержки для работников вузов, таких как обеспечение санаторно-курортного
лечения, оздоровления и отдыха, поэтому в выделенных объемах бюджетного
финансирования средства на эти цели не предусматриваются.
Однако в связи с уменьшением за последние три года процента отчисления
в фонд социального страхования, создалась ситуация, при которой работники
бюджетных учреждений имеют возможность льготной оплаты лечения в санаториях
строго по установленному Правительством Российской Федерации ограниченному
перечню заболеваний. В остальных случаях приобретение санаторно-курортных
путевок становится достаточно проблематичным в связи с их высокой
стоимостью, и низким уровнем заработной платы работников бюджетной сферы. В
этой ситуации социальные подразделения вузов помогают решать возникающие
проблемы с оздоровлением и отдыхом своих сотрудников.
2. За счет внебюджетных средств вузы в настоящее время решают

проблемы, связанные с лечением своих сотрудников в
стационарах,

диагностических центрах, профильных медицинских учреждениях и центрах.

За счет средств чистой прибыли вуз имеет возможность
оплатить

дорогостоящее лечение, диагностику заболеваний, сложные операции как

сотрудникам, так и студентам вуза. Имеется возможность
оказания

материальной помощи малообеспеченным сотрудникам, связанную с

затратами на похороны, рождение ребенка, приобретения дорогостоящих

лекарственных препаратов, по другим серьезным причинам, а
также

студентам (по тем же причинам) помимо выделенных им целевых средств.

П.Инновационная деятельность.

Отраслевым законодательством не предусматривается выделение
финансирования на ведение собственных инновационных проектов за счет
средств бюджета.
Финансовое обеспечение собственных научно-исследовательских и других
работ для целей развития инновационной деятельности вуза возможно только за
счет внебюджетных источников вуза.
При отсутствии внебюджетных источников вуз теряет возможность
осуществлять софинансирование проектов федеральных целевых программ за счет
собственных средств. Данное условие является обязательным для участия в
конкурсах на выполнение инновационных НИОКР в рамках федеральных
(отраслевых) научно-исследовательских программ.

III.Развитие материально-технической базы.
Последние два-три года , после формирования в бюджете Федеральной
адресной инновационной программы (ФАЙЛ), вузы получили возможность получать
средства на развитие их материально-технической базы. При этом, одним из
условий включения их в ФАЙЛ, является наличие проектно-сметной
документации, выполнение и подготовка которой стоит немалых затрат.
Поскольку в бюджете не предусматриваются средства на указанные нужды, вузы
могут выполнять эти работы только за счет внебюджетных средств.

IV. Представительская, общественно-научная и общественно-
образовательная, культурно-просветительская деятельность.
Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.8
предусмотрено, что основными задачами вузов являются в том числе:
Развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой
деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование
полученных результатов в образовательном процессе;
сохранение и приумножение нравственных , культурных и научных
ценностей общества;
распространение знаний среди населения, повышение его образовательного
и культурного уровня.
а) Перечисленные задачи возможно решать путем обмена опытом и общения
между вузами как на внутригосударственного уровне, так и на
межгосударственном. При этом требуется определенный объем средств на
финансирование представительских расходов и оплату приема делегаций вузов,
с которыми осуществляется обмен опытом.
Финансирование представительских расходов на ведение такой
деятельности может осуществляться только за счет внебюджетных средств,
поскольку законодательством не предусмотрено выделение бюджетных средств на
такие цели, исключение составляет случай, когда вуз участвует в выполнение
межправительственных договоров или соглашений.
б) Для решения задач формирования единства понимания и подхода к

выполнению целевых функций высшего профессионального образования

создаются объединения вузов ( ассоциаций, союзов), а также общественные

объединения вузов. Для поддержания их деятельности существует институт

членских взносов, которые также возможно уплачивать только за счет

внебюджетных источников.
в) Для привлечения числа абитуриентов вузы широко используют

социальную рекламу в профильных журналах и газетах, что в свою очередь

требует определенных затрат и опять же только за счет внебюджетных

средств, поскольку бюджетом такие расходы не предусматриваются.
г) Поддержание контактов со школьными учреждениями в
целях

привлечения числа абитуриентов также требует затрат из внебюджетных

источников, как в виде спонсорской помощи в денежном выражении, так и

при обеспечении их оборудованием и приборами.

Включение в состав бюджетных расходов средств от оказания платных
услуг, то есть отказ от термина и понятия «внебюджетные средства» приведет
к потере вузами возможности ведения всех видов вышеперечисленной
деятельности из-за отсутствия финансовых объемов на эти цели в бюджете.

III. Статья 78. Субсидии, субвенции и бюджетные кредиты юридическим
лицам
1. Субсидии, субвенции и бюджетные кредиты юридическим лицам

предоставляются:
из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных
федеральными законами о бюджете и принимаемыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2. В федеральном бюджете и бюджетах государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетах субъектов Российской
Федерации и бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов,
местных бюджетах могут предусматриваться субсидии или субвенции юридическим
лицам (за исключением бюджетных учреждений) для частичного или
полного возмещения затрат на оказание ими в соответствии с
государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных)
услуг.
4. Субвенции, субсидии и бюджетные кредиты бюджетным
учреждениям не предоставляются.

Статья 162. Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств

1. Получатель бюджетных средств обладает следующими

бюджетными полномочиями:
принимает и исполняет в пределах доведенных бюджетных ассигнований и
лимитов бюджетных обязательств бюджетные обязательства;
составляет и представляет на утверждение главного распорядителя
(распорядителя) бюджетных средств проект бюджетной сметы;
вносит предложения главному распорядителю (распорядителю) бюджетных
средств по изменению бюджетной росписи;
формирует бюджетную отчетность получателя бюджетных средств.
2. Получатель бюджетных средств не имеет права получать кредиты
(займы).
3. Получатель бюджетных средств самостоятельно выступает в суде в
качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Получатель бюджетных средств обеспечивает исполнение своих денежных
обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных
ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
По решению соответственно Министерства финансов Российской Федерации,
финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального
образования), при организации исполнения бюджета по расходам может
предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей
(распорядителей) и (или) получателей бюджетных средств предельных объемов
Финансирования.

В настоящее время при отсутствии возможности оплаты собственных
финансовых обязательств за счет средств бюджета, бюджетное учреждение в
соответствии с действующими положениями БК РФ имеет возможность оплатить их
за счет внебюджетных средств: Эта возможность позволяет вовремя выполнять
обязательства по заключенным договорам, вовремя выплачивать заработную
плату независимо от реальных сроков поступления бюджетных средств на счета
бюджетных учреждений ( в практике возможно запаздывание поступлений средств
на лицевой счет).
Однако отмена понятия внебюджетных средств и одновременное введение
положений о невозможности получения займов, требование самостоятельности
при судебных процессах в качестве ответчиков по своим денежным
обязательствам и введение понятия предельных ассигнований ( ассигнования на
определенные нужды и задачи, ограничения накладываются внутри общего объема
бюджетной сметы) серьезно осложнит хозяйственную деятельность бюджетных
учреждений, поскольку правила рыночных продаж товаров, работ, услуг, к
сожалению, сильно отличаются от правил ведения
хозяйственного процесса за счет средств бюджета. Что естественно окажет
негативное влияние на основную деятельность самих
бюджетных
учреждений



Ректор МГТУ
им.
Н.Э.Баумана,
член-
корреспондент
РАН



И.Б.
Федоров