Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/2006-02-22/12.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:26 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 05:32:32 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]

Федеральное
агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования

«Российский
химико-технологический университет
имени Д.И.Менделеева»

Юридическое заключение
по вопросу законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ

По рассмотрении предлагаемых изменений установлено следующее.
С точки зрения гражданского законодательства государственное высшее
учебное заведение - это юридическое лицо, участник имущественного оборота,
созданный в организационно-правовой форме учреждения. Переданное ему
собственником (государством) имущество принадлежит ему на праве
оперативного управления, и его полномочия по распоряжению им весьма
ограничены. Вместе с тем п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК
РФ) устанавливает особый правовой режим для средств, полученных учреждением
от собственной приносящей доход деятельности. Федеральный закон "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" установил в п. 2 ст. 27, что
подобные доходы и имущество находятся в собственности высшего учебного
заведения. Очевидно, что признание права собственности за высшим учебным
заведением в отношении плодов собственной экономической деятельности
обеспечивает его экономическую независимость, полную самостоятельность в
распоряжении соответствующими материальными средствами.
Однако существенные расхождения в части определения правового режима
денежных средств, получаемых высшими учебными заведениями от собственной
экономической деятельности, имеются между законодательством об образовании
и бюджетным законодательством РФ. Действительно, в целях усиления контроля
за использованием учреждениями средств, полученных от предпринимательской и
иной приносящей доход деятельности, указанные средства в соответствии со
ст. 42 Бюджетного кодекса РФ в полном объеме включены в состав неналоговых
доходов бюджета и, таким образом, признаны дополнительным источником
бюджетного финансирования учреждений. При этом названная статья не содержит
никаких исключений для государственных высших учебных заведений.
Получается своеобразная ситуация: с одной стороны, законодательство об
образовании признает право собственности за государственными высшими
учебными заведениями на денежные средства (как и на иное имущество),
полученные за счет собственной деятельности; с другой стороны, Бюджетный
кодекс РФ в значительной степени распространяет на них общий правовой
режим, характерный для бюджетных средств. В силу действующей ст. 42
Бюджетного кодекса РФ доходы государственного высшего учебного заведения от
собственной экономической деятельности, таким образом, отражаются как
доходы государственного бюджета соответствующего уровня, в то время как
согласно ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» они продолжают, считаться

объектами права собственности учебного заведения.
Так, в п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации
закрепляется, что в смете доходов и расходов должны быть отражены все
доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета, так и от
осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от
оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования
государственной и муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным
учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. Согласно
п. 4 ст. 254 БК РФ средства от предпринимательской деятельности и
использования государственной собственности бюджетного учреждения
зачисляются на единый счет федеральною бюджета в соответствующем
территориальном органе Федерального казначейства. Территориальный орган
Федерального казначейства обязан отразить указанные средства на лицевом
счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления
их на единый счет федерального бюджета. И лишь с этого момента бюджетное
учреждение вправе распоряжаться этими средствами. Таким образом,
собственные средства государственного высшего учебного заведения фактически
приравниваются по режиму их использования к бюджетным средствам.
В этом случае подрывается финансовая основа автономии высших учебных
заведений и академических свобод, которые продекларированы в ст. 3
указанного Закона, устанавливающей, в частности, что понятие автономии
высшего учебного заведения включает, в том числе, и его финансово-
хозяйственную самостоятельность.
Планируемые изменения в ст. 6 и ст. 42 Бюджетного кодекса
последовательно продолжают политику лишения высшего учебного заведения
любой самостоятельности в отношении всех получаемых средств, в том числе
полученных не из бюджета, а за счет деятельности самого учреждения. Теперь
такие средства не только «отражаются в доходах соответствующего бюджета»
(как в действующей редакции), но и «поступают в бюджет».
Кроме того, государственное учреждение (бюджетное учреждение) в новой
редакции определено как «некоммерческая организация, финансовое обеспечение
деятельности которой осуществляется за счет средств соответствующего
бюджета на основе бюджетной сметы». Таким образом, любая деятельность,
приносящая доход, как и осуществление платных услуг, всё равно будет
относится только к бюджетному финансированию.
Таким образом, планируемые изменения еще больше отходят от
декларируемых в законодательстве об образовании принципов независимости
учебных заведений.


Президент, академик РАН П.Д.
Саркисов


Юрист
Е.Девяткина