Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/commissions/10.doc
Дата изменения: Mon Oct 22 20:31:30 2012
Дата индексирования: Sun Feb 3 09:59:24 2013
Кодировка: koi8-r

Инклюзивное образование в Калининградской области: опыт, проблемы,
решения[1]
А. Л. Хохлов, М. И. Кохановская, Калининград, Россия
В сообщении обсуждается опыт внедрения инклюзивного обучения в
образовательных учреждениях Калининградской области; формулируются основные
препятствия для распространения инклюзии и пути их преодоления.

Распространение инклюзивного обучения - тенденция, затронувшая систему
образования Калининградской области в последние годы. Ей предшествовало
становление интегрированного обучения. Так, приказ регионального
министерства образования от 23 декабря 2008 г. «Об интегрированном обучении
детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
учреждениях» упоминает факт увеличения числа таких детей и утверждает
положение об интегрированном обучении для создания адаптивной среды,
надлежащих материально-технических условий; обеспечения комплексного
психолого-педагогического сопровождения и кадрового обеспечения
образовательного процесса; создания вариативных условий для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Согласно этому
документу, интегрированное обучение можно организовать либо через
совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей,
не имеющих таких ограничений, в одном классе; либо через создание
специализированных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья
в общеобразовательном учреждении для детей, не имеющих таких ограничений
или имеющих другие ограничения здоровья. При этом интегрированное обучение
детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
учреждениях считается приоритетной формой организации образовательного
процесса по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении
[3].
Всего за 2008 - 2010 гг. на региональном уровне было принято семь
нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение условий для
организации интегрированного обучения в образовательных учреждениях,
обеспечение специальной педагогической помощи сопровождения, создание
системы раннего выявления отклонений в развитии детей. Весной 2011 г. в
аппарате регионального Уполномоченного по правам ребёнка обсуждалась
концепция нового нормативного акта, регулирующего вопросы образования,
воспитания и развития детей с инвалидностью; появились региональные
документы, регулирующие вопросы дистанционного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья, формирования сети базовых школ,
«реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих
совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития».
В школах региона в классах интегрированного обучения сегодня 2064
школьника с ограниченными возможностями здоровья, в специальных
(коррекционных) классах учатся 815 детей (таких классов 79). Для сравнения:
в 2008 - 2009 учебном году число школьников с ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательных учреждениях было на треть меньше. По мнению
региональных органов управления образованием, такая динамика связана с
желанием родителей обучать детей по месту жительства и вне интернатного
учреждения. В детских садах открыто 138 групп компенсирующей направленности
для детей с ограниченными возможностями здоровья [там же].
Пожалуй, стоит считать новым этапом, знаменующим поступательный
переход к собственно инклюзивному образованию, строительство школ по
проектам, реализующим требования к универсальному дизайну среды. Первой
открывшейся школой-новостройкой в Калининградской области стала школа в
пос. Большое Исаково Гурьевского муниципального района («Школа будущего»).
Пандусы, лифты, подъёмник в бассейне обеспечивают комфортные условия для
обучения школьников, использующих кресла-коляски. На сегодняшний день
открыты ещё три школы по современным проектам (в Зеленоградске, Советске,
Калининграде).
В регионе реализуется целевая программа Калининградской области
«Доступная среда» на 2012-2016 гг., которая направлена на интеграцию
граждан с инвалидностью [4]; мероприятия её нацелены на повышение
доступности объектов социальной инфраструктуры, транспорта, адаптацию
Интернет-ресурсов, формирование толерантного отношения к инвалидам в
обществе. Определённое внимание в программе также уделяется условиям
обучения школьников, один из целевых показателей - доля общеобразовательных
учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда,
позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих
нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений в
2011 году. Семь школ в Калининградской области были оборудованы в
соответствии с требованиями универсальной среды в 2011 году, семь - в 2012,
с учётом названных школ-новостроек в регионе уже 18 таких
общеобразовательных учреждений (11 %). Заметим, что в первую очередь школы
оснащаются для опорников (подъёмники, пандусы и пр.).
Определённый вклад в продвижение идеи инклюзивного образования вносит
«третий сектор», общественные организации. Так, организация «Эхо войны»
сосредоточила усилия на работе с молодыми инвалидами по зрению.
Параллельно с распространением интеграции и инклюзии существует
тенденция дальнейшего развития специальных (коррекционных) учреждений. В
регионе есть сеть школ-интернатов, в последние годы несколько сократившаяся
(сегодня там 634 воспитанника): пять учреждений реализуют программы VIII
вида, один - I-II, один - III-IV видов. Имеется также санаторная школа-
интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении. Создана служба ранней
помощи детям с отклонениями в развитии (включает шесть центров в
Калининграде, Гурьевске, Гусеве, Черняховске и Советске, функционирующих
как структурные подразделения - отделения раннего сопровождения -
муниципальных консультативно-диагностических и образовательных учреждений),
работает Центр надомного обучения и развития детей с ограниченными
возможностями здоровья при калининградской школе ? 10. С 2012 года в рамках
федерального проекта идёт обучение специалистов по направлению
«Социализация детей с нарушениями интеллекта через организацию
профессионально-трудовой подготовки в условиях специального
(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» [3].
В Калининградской области функционирует региональная школа
дистанционной поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
Разнообразные программы предлагаются как находящимся на домашнем обучении,
так и учащимся специальных учреждений (программы дополнительного
образования) [6].
Научная и педагогическая общественность задаётся вопросом об
эффективности внедрения инклюзивного образования в школах. Об этом
свидетельствует, например, выделение секции по проблемам инклюзивного
образования в рамках международной научно-практической конференции
«Современное образование: вызовы времени - новые решения», проводимой
Институтом современных образовательных технологий Балтийского федерального
университета им. И. Канта. Калининградские исследователи и практики среди
проблем внедрения инклюзии в Калининградской области называют нехватку
опыта по организации педагогического процесса в общеобразовательном
учреждении с инклюзивными классами, по отработке взаимодействия между всеми
заинтересованными сторонами - учителями, родителями, администрацией,
представителями местного сообщества [1]. Также говорят о несовершенной
системе подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного обучения.
Кроме того, эффективное внедрение инклюзивного образования невозможно без
объединения усилий педагогов и родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья и иных, достижение партнёрских отношений с семьями
школьников. На аналогичной конференции 2012 года тема инклюзии
затрагивалась в связи с опытом создания безбарьерной среды [5].
Инклюзивное образование в вузе может выражаться в разных формах
обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Е.В. Кулагина
выделяет четыре таковых: специальные отделения в вузах, специализированные
вузы для инвалидов, центры для поступления инвалидов в вуз, центры
психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузах [2]. В
Балтийском федеральном университете им. И. Канта функционирует лаборатория
психолого-педагогической коррекции. Лаборатория оборудована, прежде всего,
для незрячих и слабовидящих студентов. Она выполняет несколько функций -
довузовская подготовка, помощь абитуриентам с ограниченными возможностями
здоровья; поддержка студентов, обучающихся в университете; консультирование
студентов факультета психологии и социальной работы и преподавателей по
специфике работы с инвалидами по зрению.
Проблемы, стоящие перед вузом, реализующим инклюзивное обучение,
подобны названным выше: неполная реализация требований безбарьерной среды;
недостаточный опыт преподавателей по разработке образовательных программ и
учебно-методических комплексов, применению соответствующих методов и
приёмов; психологические сложности, обусловленные стереотипами. Одно из
решений таких проблем - объединение усилий государственных, региональных,
муниципальных структур и общественных организаций разного профиля для
осмысления опыта, выработки новых идей, для того, чтобы сделать
образовательные учреждения, реализующие инклюзивное обучение, открытыми и
эффективными. С одной стороны, такая прозрачность и открытость поощряется
новыми стандартами образования; с другой - необходима настоящая перестройка
понимания функций образовательного учреждения и достаточная смелость, чтобы
перешагнуть от интеграции к собственно инклюзии.

Литература
1. Давыдовская А. Ф. Внедрение инклюзивного образования в школе /
Материалы XI научно-практической конференции «Современное образование:
вызовы времени - новые решения» // Официальный сайт Балтийского
федерального университета им. И. Канта. Электронный ресурс. Режим
доступа:

2. Кулагина Е.В. Актуальные вопросы модернизации специального образования
// Материалы Интернет-конференции «Инклюзивное образование: повышение
доступности образования для детей с ограниченными возможностями».
Электронный ресурс. Режим доступа:

3. Официальный сайт Министерства образования Калининградской области.
Электронный ресурс. Режим доступа: < www.edu.baltinform.ru>
4. Официальный сайт Министерства социальной политики Калининградской
области. Электронный ресурс. Режим доступа: < www.social.gov39.ru>
5. Программа конференции «Инновационное образование: российский и
зарубежный взгляд» // Официальный сайт Балтийского федерального
университета им. И. Канта. Электронный ресурс. Режим доступа:

6. Сайт школы дистанционной поддержки детей с особыми образовательными
потребностями. Электронный ресурс. Режим доступа: <
http://do.baltinform.ru/>

-----------------------
[1] Дополненная версия доклада на международной научно-практической
конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения, Северо-
Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, 21-
23 сентября 2011 г.