Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/group04/28-09/01.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:08:11 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 07:35:45 2012
Кодировка: koi8-r


Проект


Федеральный закон
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" (в части введения единого государственного
экзамена)

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992
года ? 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона
от 13 января 1996 года ? 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, ? 30,
ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, ? 3, ст.
150; 1997, ? 47, ст. 5341; 2000, ? 30, ст. 3120; ? 33, ст. 3348; 2002, ? 7,
ст. 2517; ? 12, ст. 1093; ? 26, ст. 2517; 2003, ? 2, ст. 163; ? 28, ст.
2892; ? 50, ст. 4855; 2004, ? 10, ст. 835; ? 27, ст. 2714; ? 30, ст. 3086;
? 35, ст. 3607; 2005, ? 1, ст.25) следующие изменения:
1) в статье 15:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего
(полного) общего и всех видов профессионального образования завершается
обязательной итоговой аттестацией выпускников.
В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию,
освоение указанных образовательных программ завершается обязательной
государственной (итоговой) аттестацией.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших
образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится
в форме единого государственного экзамена, а также иных формах,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Единый государственный экзамен представляет собой одну из форм
независимой оценки уровня учебных достижений обучающихся, которая
осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с
государственными органами управления образованием субъектов Российской
Федерации.
Результаты единого государственного экзамена признаются
образовательными учреждениями, в которых осваиваются образовательные
программы среднего (полного) общего образования, в качестве результатов
государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями
среднего профессионального и высшего профессионального образования - в
качестве результатов вступительных испытаний по соответствующим
общеобразовательным предметам.
Порядок проведения единого государственного экзамена и иных форм
государственной (итоговой) аттестации, защиты используемой при их
проведении информации, а также участия родителей (законных представителей)
и общественности в осуществлении общественного наблюдения (контроля) за
проведением указанных процедур определяются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.»;
дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:
«5.1. Для проведения единого государственного экзамена формируются
федеральные базы данных и базы данных субъектов Российской Федерации, в
которые вводятся следующие данные об обучающихся, участвующих в едином
государственном экзамене (далее - участники единого государственного
экзамена): фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол,
гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего
личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа,
выдавшего документ, дата выдачи документа, образовательное учреждение,
реализующее образовательные программы среднего (полного) общего
образования, в котором обучался участник единого государственного экзамена,
результаты единого государственного экзамена, а также реквизиты
свидетельства о результатах единого государственного экзамена.
Формирование и ведение федеральных баз данных и баз данных субъектов
Российской Федерации осуществляются в порядке, определяемом федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору
в сфере образования.
Участник единого государственного экзамена и его родители (законные
представители) имеют право на беспрепятственный доступ к информации о себе,
содержащейся в федеральных базах данных и базах данных субъектов Российской
Федерации.»;
2) в статье 16:
пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не
урегулированной настоящим Законом, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами определяется федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, и закрепляется в уставе образовательного
учреждения.»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Прием граждан в государственные образовательные учреждения для
получения среднего профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной
основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать
соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан,
наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы
соответствующего уровня.
Конкурс в государственные образовательные учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования проводится по
результатам единого государственного экзамена по общеобразовательным
предметам, соответствующим профилю направления подготовки (специальности),
на которое осуществляется прием.

При приеме на направления подготовки (специальности), требующие наличия
у поступающих определенных творческих, физических способностей и (или)
психологических качеств, образовательные учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования вправе
устанавливать дополнительные вступительные испытания творческой или
профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с
результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса.
Указанные вступительные испытания организуются, как правило, по предметам,
по которым не проводится единый государственный экзамен. Перечень указанных
направлений подготовки (специальностей) и реализующих их образовательных
учреждений утверждаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.

Образовательным учреждениям высшего профессионального образования может
быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания
профильной направленности по соответствующим направлениям подготовки
(специальностям), в том числе по общеобразовательному предмету, по которому
проводится единый государственный экзамен. Перечень указанных
образовательных учреждений и направлений подготовки (специальностей)
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в
государственные образовательные учреждения среднего профессионального и
высшего профессионального образования принимаются:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в
возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;


дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению
учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не
противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида
I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного
минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие
образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских
частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.
Преимущественным правом на поступление в государственные
образовательные учреждения среднего профессионального и высшего
профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной
службы.
Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады
школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в
международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются
без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения
среднего профессионального и высшего профессионального образования для
обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим
профилю олимпиады.
Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников устанавливается
федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.»;
3) в статье 19:
пункт 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Обучающиеся, освоившие образовательные программы среднего (полного)
общего образования, вправе выбрать форму прохождения государственной
(итоговой) аттестации.»;
4) в статье 27:
в пункте 2 слова «прошедшим итоговую аттестацию» заменить словами
«прошедшим государственную (итоговую) аттестацию»;
дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
«2.1. Участникам единого государственного экзамена выдается
свидетельство о результатах единого государственного экзамена, форма и
сроки действия которого устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Документ государственного образца о соответствующем уровне
образования является необходимым условием для продолжения обучения в
государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего
уровня образования.
Свидетельство о результатах единого государственного экзамена является
основанием для участия в конкурсном отборе для поступления в
государственные образовательные учреждения среднего профессионального и
высшего профессионального образования.
Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем
профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в
документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени
дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том
числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены
обязательные квалификационные требования к соответствующему
образовательному цензу.»;
5) статью 28 дополнить подпунктами 11.1 - 11.4 следующего содержания:
«11.1) установление форм и порядка проведения государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, единого государственного экзамена,
защиты используемой при их проведении информации, установление шкалы
оценивания результатов единого государственного экзамена, а также участия
родителей (законных представителей) и общественности в осуществлении
общественного наблюдения (контроля) за проведением указанных процедур;
11.2) организация и проведение единого государственного экзамена на
территории Российской Федерации, в том числе разработка контрольных
измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена и
обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий субъектов
Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки
экзаменационных работ участников единого государственного экзамена,
формирование и ведение федеральных баз данных об участниках и результатах
единого государственного экзамена;
11.3) установление порядка приема в федеральные государственные
образовательные учреждения среднего профессионального и высшего
профессионального образования;
11.4) установление порядка проведения Всероссийской олимпиады
школьников;»;
6) статью 29 дополнить подпунктом 8.1 следующего содержания:
«8.1) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и
среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого
государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ
участников единого государственного экзамена в части, не отнесенной
настоящим Законом к компетенции Российской Федерации, формирование и
ведение баз данных об участниках и результатах единого государственного
экзамена на территории субъекта Российской Федерации;»;
7) статью 55 дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
«6.1. В период исполнения обязанностей по проведению государственной
(итоговой) аттестации и приема вступительных испытаний в образовательные
учреждения среднего профессионального и высшего профессионального
образования работники, привлеченные к исполнению указанных обязанностей
(кроме учебно-вспомогательного, технического и обслуживающего персонала),
признаются должностными лицами и несут ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей.
За работниками, привлекаемыми к проведению единого государственного
экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период
проведения единого государственного экзамена, сохраняется основное место
работы (должность). До окончания срока своих полномочий они не могут быть
уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены
на другую работу.
Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного
экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и
проведению единого государственного экзамена. Порядок и размеры компенсации
устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета
субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого
государственного экзамена.».
Статья 2. Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года ? 125-ФЗ
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, ? 35, ст. 4135; 2000, ? 29,
ст. 3001; ? 33, ст. 3348; 2002, ? 26, ст. 2517; 2003, ? 2, ст. 163; ? 14,
ст. 1254; ? 28, ст. 2888; 2004, ? 35, ст. 3607) следующие изменения:
1) в статье 11:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц,
имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на
конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации
об образовании.
При приеме на направления подготовки (специальности), требующие наличия
у поступающих определенных творческих, физических способностей и (или)
психологических качеств, высшие учебные заведения вправе устанавливать
дополнительные вступительные испытания творческой или профессиональной
направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами
единого государственного экзамена при проведении конкурса. Указанные
вступительные испытания организуются, как правило, по предметам, по которым
не проводится единый государственный экзамен. Перечень указанных
направлений подготовки (специальностей) и реализующих их высших учебных
заведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.

Высшим учебным заведениям может быть предоставлено право проводить
дополнительные вступительные испытания профильной направленности по
соответствующим направлениям подготовки (специальностям), в том числе по
общеобразовательному предмету, по которому проводится единый
государственный экзамен. Перечень указанных высших учебных заведений и
направлений подготовки (специальностей), по которым они вправе проводить
дополнительные вступительные испытания профильной направленности,
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Порядок приема граждан в высшие учебные заведения в части, не
урегулированной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами определяется учредителем высшего
учебного заведения.
Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области
образования и обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и
подготовленных к освоению образовательных программ соответствующих уровня и
(или) ступени.
Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при
наличии лицензии. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с
указанной лицензией, а также со свидетельством о государственной
аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим
право на выдачу документа государственного образца о высшем
профессиональном образовании. Ознакомление абитуриента со свидетельством о
государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки
(специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства фиксируются в
приемных документах и заверяются личной подписью абитуриента.»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего
(полного) общего или начального профессионального образования, которые
имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием
образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые
имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшее учебное заведение
по результатам единого государственного экзамена по профильному
общеобразовательному предмету или на обучение по направлениям подготовки
(специальностям), определенным федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады
школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в
международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются
без вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные
заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям),
соответствующим профилю олимпиады.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в
федеральные государственные высшие учебные заведения принимаются:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению
учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не
противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;
граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя -
инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины
прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской
Федерации;
граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие
высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских
частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.
Преимущественным правом на поступление в федеральные государственные
высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы.»;
2) пункт 3 статьи 24 дополнить подпунктом 14.1 следующего содержания:
«14.1) утверждение перечня направлений подготовки (специальностей),
требующих наличия у поступающих определенных творческих, физических
способностей и (или) психологических качеств, и реализующих их высших
учебных заведений и перечня направлений подготовки (специальностей), по
которым высшие учебные заведения вправе проводить дополнительные
вступительные испытания профильной направленности;».

Статья 3. Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
2. Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок с момента
вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает порядок
организации поэтапного введения единого государственного экзамена на
территории Российской Федерации.
3. Субъекты Российской Федерации поэтапно вводят единый государственный
экзамен в соответствии с порядком организации поэтапного введения единого
государственного экзамена, утвержденным Правительством Российской
Федерации, и иными нормативными правовыми актами федерального органа
исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, в целях чего проводят необходимые
функциональные преобразования.
4. До вступления в силу настоящего Федерального закона лица, освоившие
образовательные программы среднего (полного) общего образования и
получившие документ государственного образца о среднем (полном) общем
образовании, для участия в конкурсном отборе в государственные
образовательные учреждения среднего профессионального и высшего
профессионального образования сдают единый государственный экзамен в
порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
5. Введение единого государственного экзамена на всей территории
Российской Федерации завершается к 1 января 2008 года.
6. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом действующие на территории
Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются
постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.


Президент Российской Федерации В. Путин