Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/258.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:09:28 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:30:41 2012
Кодировка: koi8-r

Проект
ОДОБРЕНА

на заседании Правительства
Российской Федерации
«___» _________ 2008 г.
(протокол ? ____)

Государственная программа
«Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной
модели образования в 2009-2012 годы»



Паспорт государственной программы

«Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной
модели образования в 2009-2012 годы»


Наименование госпрограммы:
«Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной
модели образования в 2009-2012 годы»
Дата принятия решения о разработке программы:
Поручение Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. ? Пр-
427, п. 3; Поручение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2008 г.
? ВЗ-П45-1745, п. 3
Государственный заказчик госпрограммы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Основной разработчик госпрограммы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Цели и задачи программы:
Цель госпрограммы: Внедрение механизмов поэтапного формирования и
реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение
доступности качественного образования в соответствии с требованиями
инновационного развития экономики, современными потребностями общества и
каждого гражданина.
Задачи госпрограммы:
1. Обеспечение институциональных условий для развития результатов
первого этапа приоритетного национального проекта «Образование».
2. Внедрение в систему базового[1] образования эффективных механизмов,
обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на
знаниях.
3. Внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки
качества и востребованности образовательных услуг.
4. Создание условий для модернизации институтов образования как
инструментов социального развития.
5. Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного
образования[2], подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
6. Обеспечение преемственности всех уровней образования на основе
инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества,
инструментов социального развития и непрерывного образования.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели госпрограммы:
доля граждан, удовлетворенных полученным образованием (по результатам
социологических исследований);
доля обучающихся в современных условиях[3] от общего числа обучающихся
на всех уровнях образования;
доля населения, получающего услуги непрерывного образования[4];
доля педагогических работников, получающих среднемесячную заработную
плату выше среднемесячной заработной платы в экономике по региону, от
общего числа педагогических работников;
места Российской Федерации в рейтингах по результатам международных
сопоставительных исследований качества образования.
Сроки реализации госпрограммы: 2009 - 2012 годы
Объемы и источники финансирования госпрограммы:
|Из всех источников |1152,40|131,69|287,482|335,92|396,365|
| |7 |8 | |5 | |

При формировании объемов расходов из бюджетов субъектов Российской
Федерации проанализированы региональные программы и предложения,
поступившие от органов исполнительной власти и органов, осуществляющих
управление в сфере образования, субъектов Российской Федерации в рамках
исполнения поручений по итогам заседаний Совета при Президенте Российской
Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и
демографической политике Президента Российской Федерации от 18 октября 2007
г. ? Пр-1856 (о формировании современной модели образования, 49 писем), и
от 17 марта 2008 г. ? Пр-427 (о разработке госпрограммы, 54 письма).
Содержание госпрограммы прошло обсуждение в рамках серии августовских
педагогических совещаний 2008 года в субъектах Российской Федерации. Объемы
финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации коррелируют с
плановыми показателями региональных бюджетов на среднесрочную перспективу.
Ожидаемые конечные результаты реализации госпрограммы и показатели
социально-экономической эффективности:
формирование не менее 5 научно-образовательных центров мирового
уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные
программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных
инновационных проектов;
развитие инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские
задачи инновационной экономики на основе интеграции образовательной,
научной и производственной деятельности;
повышение доли (не менее 20%) внебюджетных средств в общем объеме
инвестиций в сферу профессионального образования;
обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры
системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных
образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и
соответствующим нормативным закреплением (в том числе, обеспечение правовой
основы функционирования «социо-культурных образовательных комплексов»,
«центров квалификаций», «исследовательских университетов», «ресурсных
центров»);
развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих
сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели
опережающего развития и структурных изменений в системе образования;
перевод всех учреждений общего и профессионального образования на
нормативное подушевое финансирование (включая определение нормативов
финансирования по всем направлениям подготовки);
становление системы привлечения работодателей к созданию федеральных
государственных образовательных стандартов и аккредитации образовательных
программ;
формирование национальной квалификационной структуры (НКС) с учетом
перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и
профессиональной мобильности граждан; обновление макетов федеральных
государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения
всех уровней на базе квалификационных требований НКС; переход на уровневые
программы подготовки специалистов с учетом кредитных принципов построения
образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о
высшем образовании;
переход учреждений профессионального образования на систему адресных
стипендий, предоставление стипендий, обеспечивающих возможность
самостоятельно прожить в регионе обучения, нуждающимся студентам;
развитие в образовательных организациях органов самоуправления,
реализующих государственно-общественный характер управления
(попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
введение систем оплаты труда педагогического и административно-
управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество
и результативность их деятельности;
разработка стандартизированной программы повышения квалификации
«Современный образовательный менеджмент» на базе современных
квалификационных требований к руководителям образовательных организаций, и
проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций;
создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации
программ обучения; распространение практики общественно-профессиональной
сертификации выпускников образовательных программ; вхождение в
международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и
учреждений;
создание системы общественных рейтингов образовательных организаций,
программ непрерывного профессионального образования;
повышение доли граждан, удовлетворенных полученным базовым
образованием через год после его завершения (по результатам социологических
исследований, в соответствии с методологией оценки эффективности
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации)
с 40 до 60 процентов;
повышение доли (не менее 70 процентов) учащихся образовательных
учреждений, которые обучаются в соответствии с современными требованиями к
условиям организации образовательного процесса;
появление несколькох ведущих российских вузов в международных
рейтингах на местах не ниже 500;
повышение доли средств, привлеченных через НИР и НИОКР в структуре
доходов вузов, с 5 до 20 процентов;
повышение доли средств на научные исследования, проводимые в вузах, в
общем объеме средств, направляемых на научные исследования, с 5 до 16
процентов;
повышение доли выпускников вузов, получивших международное
(общеевропейское) приложение к диплому о высшем профессиональном
образовании, с 2 до 20 процентов;
повышение доли выпускников образовательных учреждений всех уровней
образования, проходящих итоговую аттестацию во внешних независимых
аттестационных центрах, с 20 до 50 процентов;
доля образовательных организаций и программ, прошедших аккредитацию в
международных ассоциациях - не менее 1,5 процентов;
повышение доли образовательных учреждений, в которых согласно
зарегистрированному уставу создан орган самоуправления, реализующий
государственно-общественный характер управления, и принимающий участие в
оценке качества и востребованности предоставляемых образовательных услуг, с
25 до 90 процентов;
повышение доли педагогических работников, получающих среднемесячную
заработную плату выше среднемесячной заработной платы в экономике по
региону, от общего числа педагогических работников с 10 до 27 процентов;
повышение доли образовательных организаций, размещающих в сети
Интернет и представляющих местному сообществу ежегодный отчет об
образовательной и хозяйственной деятельности по установленной форме,
обеспечивающей объективность, полноту, прозрачность информации, с 5 до 100
процентов;
повышение охвата детей услугами дошкольного образования с 61 до 65
процентов;
повышение доли детей в возрасте 8-18 лет с ограниченными возможностями
здоровья, получающих общее образование с 89 до 92 процентов; в том числе, в
неспециализированных образовательных учреждениях («инклюзивно») - с 40 до
50 процентов;
повышение доли лиц в возрасте 8-18 лет, получающих общее образование,
от числа лиц данного возраста, не получивших общее образование, с 95 до 96
процентов;
повышение доли детей и молодежи в возрасте 14-25 лет, получающих
дополнительные образовательные услуги для одаренных детей и талантливой
молодежи[10], с 12 до 22 процентов;
повышение доли лиц в возрасте 5-18 лет, получающих бесплатные
дополнительные образовательные услуги, с 27 до 40 процентов;
повышение доли освоивших в течение года программы подготовки и/или
переподготовки и повышения квалификации кадров за счет финансирования
предприятий и организаций от общего числа обучавшихся по таким программам
от 45 до 56 процентов;
повышение доли занятого населения в возрасте 25-55 лет, прошедшего на
протяжении последнего года повышение квалификации и/или переподготовку, в
общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы с
12 до 27 процентов;
повышение доли мигрантов трудоспособного возраста, прошедших
сертификацию профессиональных квалификаций, от общей численности мигрантов
трудоспособного возраста с 0 до 30 процентов;
создание не менее 60 центров сертификации квалификаций во всех
федеральных округах.

I. Обоснование необходимости и соответствия госпрограммы приоритетным
задачам социально-экономического развития

Приоритеты социально-экономического развития на современном этапе

Стратегические ориентиры социально-экономического развития на
долгосрочную и среднесрочную перспективу определены в рамках проекта
концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации, разработанного в соответствии с поручением Президента Российской
Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации
21 июля 2006 года.
Согласно проекту концепции к настоящему моменту в Российской Федерации
обеспечена устойчивая макроэкономическая стабильность. Актуальной
становится задача перехода в режим инновационного развития, обеспечивающего
высокую международную конкурентоспособность страны на долгосрочную
перспективу.
Необходимым условием формирования инновационной экономики является
модернизация системы образования, становящейся основой динамичного
экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия
граждан и безопасности страны.
Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом
глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий,
ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям
динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения
качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных
жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и
политической стабильности.
Исходя из этого стратегическая цель государственной политики в области
образования до 2020 года - повышение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным
потребностям общества и каждого гражданина.
Приоритетные задачи развития образования как базового элемента
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года:
обеспечение инновационного характера базового образования в
соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
формирование механизмов оценки качества и востребованности
образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных
сопоставительных исследованиях;
модернизация институтов образования как инструментов социального
развития;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и
переподготовки профессиональных кадров.

Предпосылки формирования современной модели образования

Организационной основой государственной политики в области образования
является Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО). ФЦПРО
на 2006 - 2010 годы направлена на реализацию приоритетных направлений
развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных
Правительством Российской Федерации (протокол ? 47 раздел I от 9 декабря
2004 г.) и отвечающих целям и задачам долгосрочного социально-
экономического развития.
Вместе с тем ФЦПРО, оставаясь организационной основой реализации
государственной политики в сфере образования, обеспечивая научно-
методическую проработку и апробацию системных изменений, не может сама по
себе обеспечить также их безотлагательное массовое внедрение необходимыми
темпами. Катализатором системных изменений в образовании, начиная с 2006
года, стал приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО). ПНПО
заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в
отрасли, позволил сформировать каркас современной модели российского
образования, а также предпосылки к ее внедрению.
На основе результатов и достижений ПНПО на заседании Совета при
Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных
проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года определены
подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам
концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации до 2020 года.

Облик современной модели образования к 2020 году

Ключевые общесистемные изменения

1. В системе образования будет действовать новый организационно-
экономический механизм, в рамках которого:
введены налоговые стимулы финансирования получения образования
физическими и юридическими лицами;
значительная часть учреждений образования переведена в статус
автономных с финансовым обеспечением выполнения задания в размере, не
меньшем, чем для бюджетных учреждений, выполняющих аналогичные по виду и
объему задания;
образовательные учреждения всех уровней образования финансируются на
основе нормативно-подушевого принципа;
действует гибкая система формирования заработной платы преподавателей,
выводящая ее на уровень, сопоставимый с уровнем зарплаты в экономике, и
стимулирующая качество работы;
действует несколько программ поддержки академической мобильности,
совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных
образовательных программ;
развивается конкуренция образовательных учреждений разных форм
собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.
2. Изменения коснутся принципов управления в системе образования:
общественность участвует в управлении и контроле качества образования
как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне
(наблюдательные, попечительские и управляющие советы);
учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность
информацией о своей деятельности, в том числе, путем размещения на
собственном сайте в сети Интернет: об образовательных программах и оценке
их реализации, персональном составе преподавателей и их квалификации,
бюджете учреждения, материально-технической базе, включая наличие
библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых;
по мере установления «эффективного контракта» с преподавателями[11]
возрастет роль профессионального (академического) самоуправления;
сообщество преподавателей и научных сотрудников будет одним из главных
участников принятия решений и контроля качества в системе образования как
на уровне педагогических коллективов и ученых советов, так и в виде
воссозданных предметных профессиональных ассоциаций.
3. Российская система образования будет интенсивно взаимодействовать с
мировой: регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях,
анализ и активное использование лучших мировых разработок в области
технологий и содержания образования, увеличение импорта и экспорта
образовательных услуг, привлечение российскими университетами научно-
педагогических кадров из-за рубежа, деятельность российских преподавателей
и ученых в университетах-партнерах за рубежом.
4. На всех уровнях образовательной системы и в процессе
самообразования гражданам будет обеспечен доступ к образовательным
ресурсам, прежде всего, в форме общедоступных национальных библиотек
цифровых образовательных ресурсов на основе российских разработок и
локализации лучших мировых образовательных ресурсов. Содержание и методы
обучения будут модернизированы на основе эффективного использования
возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Это
позволит резко увеличить возможности выбора образовательных ресурсов,
обеспечить подлинную вариативность образовательных траекторий на всех
уровнях образования. Одновременно это приведет к необходимости смены
образовательных технологий и роли преподавателя, расширению его
профессиональной деятельности, возможности выступать консультантом,
направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.
5. К 2015 году все образовательные учреждения будут обеспечены
компьютерным, сетевым, мультимедийным оборудованием, программным
обеспечением, необходимыми для эффективного использования информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. При этом
образовательные учреждения будут иметь выход в Интернет, имеющий
качественные характеристики, отвечающие современным требованиям. Таким
образом, будет осуществлен переход от внедрения к постоянному обновлению
ИКТ и обеспечивающей их использование инфраструктуры.
Обновление используемых в образовательном процессе ИКТ позволит
обеспечить реальную вариативность образования на всех уровнях
образовательной системы. Одновременно это приведет к необходимости
постоянного обновления педагогического профессионализма преподавателя, его
роли в организации и повышении эффективности самостоятельной
образовательной деятельности учащихся. Данная задача будет решена уже в
среднесрочной перспективе.
Особую роль развитие ИКТ сыграет в плане доступности качественного
образования для обучающихся с особыми нуждами. Соответствующая система
сервисов, образовательных ресурсов будет создаваться в том числе, исходя из
потребностей широкого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидов и прочих граждан, нуждающихся в специальной образовательной
поддержке.
6. В 2010-2020 годах в системе образования должны произойти
кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение
конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного
обучения и преподавателя на рынке труда приведет к притоку в систему
образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников. В
то же время повышение заработной платы за счет селективных мотивационных
инструментов и нарастающее давление на недостаточно квалифицированных
работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут
к обновлению кадрового корпуса. Данные механизмы кадрового обновления
предстоит увязать с общими тенденциями модернизации пенсионной системы и
системы переподготовки и повышения квалификации кадров.
В отношении данных общесистемных изменений в среднесрочном периоде
предстоит, прежде всего, создать базовые институциональные условия
реализации поставленных задач. Законодательное и нормативное правовое поле
системы образования должно кардинальным образом измениться. Уже в 2010 году
будет разработана новая редакция интегрированного законодательного акта -
Закона Российской Федерации «Об образовании». Новые нормы будут
основываться на заделах и результатах приоритетного национального проекта
«Образование». Прежде всего, это касается информационных и иных современных
образовательных технологий, обновления сети образовательных учреждений,
инструментов социального развития в системе образования, распространения
идей в рамках идеологии «образование в течение всей жизни».
Однако институциональное регулирование не может стать единственной
характеристикой среднесрочного этапа развития образования. Предстоит также
заложить основы формирования ряда новых пилотных образовательных инициатив,
шире распространять и совершенствовать проектный подход «деньги в обмен на
обязательства». Это обеспечит не только практическое воплощение новых форм
институционального регулирования в системе образования, но также сформирует
содержание для обучения и совершенствования управленческого и
педагогического кадрового корпуса в системе образования. Поэтому в
среднесрочной перспективе одно из ключевых направлений работ - подготовка,
переподготовка и повышение квалификации кадров системы образования.

Дошкольное образование

Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах
мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное
образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных
социальных и образовательных эффектов. В связи с этим значимость
дошкольного образования, традиционно ориентированного, прежде всего, на
решение воспитательных задач, все более возрастает. Дошкольное образование
должно не только обеспечивать равные стартовые условия для подготовки детей
к освоению общеобразовательных программ, но и стать социальным
институтом, чутким к интересам семей. Это означает, что предстоит не только
заботиться о доступности услуг дошкольного образования, но и активнее
вовлекать в воспитание дошкольников родителей, создавая детско-взрослые
образовательные сообщества.
Исходя из этого, самостоятельным элементом современной модели
образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже
к 2010 году будут созданы специальные службы педагогической поддержки
раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из
семей группы риска. Для эффективной реализации этих программ будут
разработаны специальные методические рекомендации субъектам Российской
Федерации, муниципалитетам и образовательным учреждениям.
Для массового охвата дошкольным образованием государство будет
поддерживать многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые
организациями различной формы собственности. В рамках данных программ
особое внимание будет уделено выявлению одаренных детей и детей с
возможными трудностями в развитии. Данный тип образовательных услуг
направлен, прежде всего, на максимально полное использование
образовательного потенциала семей.
За счет повышенного внимания к раннему развитию детей можно будет
добиться снижения числа обучающихся по коррекционным программам и
значительного повышения результатов начального общего образования.
Предшкольное образование (4-6 лет) существует, как правило, в форме
дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не
обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного
образования. Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами
дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы
собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет
выражаться в системе нормативно-подушевого финансирования программ
дошкольного образования, которое предполагает возможность получения
бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими
услуги дошкольного образования.
При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг
дошкольного образования станет гибкость образовательных программ, их
«подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами
новой схемы могут быть группы дошкольного образования при
общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания детей
при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при
учреждениях дополнительного образования.
Уже в возрасте 3-7 лет у ребенка формируются такие ключевые для
сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску
знаний. Поэтому современная модель образования предполагает использование
эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых
способностей детей. Использование этих технологий требует высокой
квалификации воспитателей-педагогов. В ближайшие четыре года необходимо
провести модернизацию технологий дошкольного образования, а затем за четыре-
пять лет - переподготовку воспитателей.
В целом, уже в ближайшей перспективе предшкольный этап образования в
разных формах может стать всеобщим и массовым. Предстоит провести широкую
общественную дискуссию в отношении введения обязательного года
предшкольного образования. Ответив на данный вопрос в среднесрочной
перспективе, можно будет перейти к системным и всеохватывающим изменениям в
дошкольном образовании в последующие годы. В результате будет обеспечена
успешная адаптация каждого ребенка к школе, ранняя позитивная социализация,
и как следствие - снижение случаев асоциального поведения.

Общее образование

Во второй половине двадцатого века среднее (полное) общее образование
стало всеобщим и обязательным. Поэтому актуальной становится
организационная модель школьного образования, предполагающая разделение по
возрастам - создание отдельных школ для детей, обучающихся в младших
классах, и старшеклассников.
Нередко наряду с отдельными начальными школами и «школами третьей
ступени» на базе средних общеобразовательных школ в качестве
самостоятельных учреждений также рассматривается школа для учащихся средней
ступени на базе основных общеобразовательных школ - так называемая
«подростковая школа». Это не означает выделение средней ступени в отдельный
уровень образования. Опыт ряда зарубежных стран, субъектов Российской
Федерации и образовательных учреждений показывает, что «подростковая
школа», оставаясь ступенью общего образования, может стать весьма
эффективной для России с учетом общих тенденций развития сети
образовательных учреждений.
Таким образом, важной частью новой модели образования является
выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных
ступенях. К 2015 году будет завершен эксперимент, в ходе которого будут
апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного
образования. К 2020 году этот переход может быть осуществлен в масштабах
всей страны.
Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования
является ее ориентация на практические навыки, на способность применять
знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности
инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть
компетентностным. Речь идет об овладении обучающимися умениями
коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. При таком подходе
существенно меняется роль и задачи изучения дисциплин социально-
гуманитарного и естественнонаучного цикла, возрастает значимость учебных
курсов с элементами освоения технологий. В них будут активно использоваться
проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность.
Изменится подход к преподаванию естественнонаучных дисциплин. Акцент будет
сделан на проведении исследований, выдвижении и проверке гипотез, решении
аналитических и проектных задач. Это потребует разработки новых
образовательных технологий и учебных материалов, использования
информационно-коммуникационных технологий. Инновационное развитие страны
требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на
основе компетентностного подхода.
К 2011 году будет завершен организационный переход на принципы
профильного обучения. При этом профильное обучение будет обеспечивать
возможность построения школьником индивидуальных образовательных
траекторий. К 2015 году будет завершено методическое и технологическое
обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в
том числе с использованием информационных технологий и возможности получать
вместе с общим образованием осваивать профессиональные навыки, модули
программ начального и среднего профессионального образования. В
среднесрочном периоде предстоит разработать и внедрить соответствующие
программы по переподготовке и повышению квалификации работников
общеобразовательных учреждений.
Для реализации модели общего образования, основанной на
компетентностном подходе, профильном обучении, использовании новых
образовательных технологий и учебных материалов изменится сеть
образовательных учреждений. Наиболее качественно работающие образовательные
учреждения станут базовыми школами[12], услугами которых смогут
пользоваться все большее число семей, проживающих в близлежащих населенных
пунктах. Укрупнение базовых школ, особенно школ старшей ступени, их
приоритетное оснащение современным учебным оборудованием позволит создавать
в них насыщенную образовательную и коммуникативную среду, а также обеспечит
возможности эффективного выбора и реализации индивидуальных образовательных
маршрутов.
Профильное обучение также сделает возможной разгрузку детей, в том
числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника
станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования.
Это означает, что резко сузится поле принуждения ребенка и расширится
пространство его инициативного действия. Все это потребует расширения сферы
дополнительного образования школьников. К 2012 году каждый школьник в
среднем за счет бюджетных средств получит возможность не менее 2 часов в
неделю заниматься внеурочной деятельностью в рамках образовательной
программы, а к 2020 году - не менее 6 часов.
Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и
вариативным, важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя
система оценки качества образования, ориентированная на новые качественные
результаты. В этой оценке наряду со стандартизированными внешними
экзаменами, будут применяться новые методы оценивания, отражающие
индивидуальные творческие образовательные достижения ребенка. К 2012 году в
практику войдет система оценки качества образования, построенная на
выборочном статистическом анализе, а к 2015 году будет создана единая
цифровая система добровольного учета образовательных достижений школьников.
Таким образом, одновременно с совершенствованием единого государственного
экзамена получат развитие и другие институты оценки результатов общего
образования школьников.
Для обеспечения нового качества образования необходимо будет не только
повысить зарплату педагогов, но и изменить систему их подготовки и
переподготовки. Потенциал педагогических вузов может оказать
непосредственное влияние на развитие сети гуманитарных и классических
университетов в Российской Федерации. Учителя, как правило - основной и
старшей школы, получат возможность пройти профессиональную подготовку и
переподготовку в специализированных магистратурах.

Профессиональное образование

1. Структура профессионального образования будет обеспечивать для
каждого гражданина России возможность получить базовую профессиональную
подготовку на востребуемом им уровне: краткосрочные программы
профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной
(технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Одновременно будет
предложен постоянно обновляемый набор модульных программ освоения
профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка
труда. Эти программы будут оптимизированы по сроку обучения и открыты для
всех желающих.
2. Инновационный характер профессионального образования будет
обеспечиваться за счет:
постоянно растущей исследовательской компоненты высшего образования;
интеграции ряда образовательных программ с реальным производством, в
том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими
предприятиями соответствующих отраслей;
создания системы независимых от институтов образования
профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную
отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы
независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений
профессионального образования.
3. Основными структурными элементами системы высшего образования
станут университеты, академии и институты, среди которых будут выделяться:
сеть вузов мирового уровня, интегрирующих передовые научные
исследования и образовательные программы, решающих геополитические,
кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных
проектов («федеральные университеты»);
сеть вузов, реализующих интегрированные инновационные программы,
научно-исследовательские проекты, решающие кадровые и исследовательские
задачи инновационной экономики по наиболее приоритетным направлениям
развития науки и техники на основе интеграции образовательной, научной и
производственной деятельности, поддерживаемые на конкурсной основе
(«национальные исследовательские университеты»);
университеты регионального значения, реализующие многопрофильные
программы для кадрового обеспечения социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации;
институты, реализующие главным образом программы бакалавриата (в том
числе прикладного).
Адекватно этому предстоит обновить законодательство, в том числе
типологию образовательных учреждений.
4. В системе профессионального образования не будет «тупиковых
траекторий». Получит распространение мобильность студентов, поддержанная
системой зачета кредитных единиц. При этом увеличится число программ, по
итогам освоения которых наряду с государственной осуществляется общественно-
профессиональная аттестация выпускников, программ, требующих прохождения
профессионального экзамена для выхода на рынок труда.
5. Широкое развитие получит государственно-частное партнерство в
образовании, в том числе:
объединения работодателей будут реально вовлечены в разработку и
реализацию государственной образовательной политики (разработка
законодательных и иных нормативных правовых актов в области
профессионального образования, формирование перечней направлений подготовки
(специальностей), разработка федеральных государственных образовательных
стандартов профессионального образования, участие в процедурах контроля
качества профессионального образования);
инновационная инфраструктура вузов (бизнес-инкубаторы, технопарки,
венчурные предприятия) будет строиться совместно с бизнесом;
некоммерческие организации (в том числе представляющие объединения
работодателей) будут формировать общественно-государственную систему
профессиональных стандартов (служащих базой разработки федеральных
государственных образовательных стандартов) и независимых профессиональных
экзаменов;
с учетом результатов эксперимента по отработке организационных
механизмов образовательного кредитования сформируется система
государственной поддержки образовательного кредитования студентов,
обеспечивающего доступность как образовательных кредитов для всех
студентов, получающих платное образование, так и сопутствующих
образовательных кредитов (т.е. кредитов на сопутствующие расходы) для всех
нуждающихся в них студентов.
6. Одно из ключевых изменений - модернизация подходов к существующей
системе текущего финансирования учреждений профессионального образования.
Ближайший шаг - переход к нормативному подушевому финансированию,
обусловливающему прозрачную конкуренцию вузов за способных выпускников школ
в условиях единого государственного экзамена как формы внешней независимой
объективной аттестации. Аналогично традиционной форме вступительных
испытаний предполагается установить границу в баллах для тех, чьи знания и
компетентности будут недостаточны для освоения программ высшего
профессионального образования. Также предлагается установить порог в
баллах, выше которого выпускники школ будут иметь право на получение
высшего профессионального образования за счет бюджетных средств. При этом
вузам может быть предоставлена возможность самостоятельно принимать решение
о том, на какие направления обучения и с каким баллом единого
государственного экзамена принимать абитуриентов по результатам конкурса.
Этот механизм позволит преодолеть существующий разрыв между школой и вузом
в предъявляемых требованиях к учащемуся, студенту. При этом не все расходы
на реализацию образовательных программ должны быть включены в подушевые
нормативы финансирования. Развитие кадровой, научно-исследовательской,
материально-технической базы целесообразно осуществлять посредством
специальной государственной поддержки программ развития с учетом стоимости
конкретных направлений подготовки, обновления производственных и
исследовательских технологий. Часть такого финансирования будет
предоставляться на конкурсной основе.
7. Значительные изменения произойдут в начальном профессиональном и
среднем профессиональном образовании.
Часть программ среднего профессионального образования будет переведена
в статус прикладного бакалавриата, в том числе, - с включением
соответствующих учреждений в состав вузов. При условии экспертной
проработки данного механизма в сети федеральных учреждений среднего
профессионального образования прикладной бакалавриат будет более
специализирован, нацелен на освоение конкретных компетенций с одновременной
возможностью получения фундаментальных знаний.
На базе учреждений начального и среднего профессионального образования
будут реализовываться наряду с образовательными программами для получающих
профессиональное образование впервые программы повышения квалификации и
переподготовки рабочих и специалистов. Часть общеобразовательных и
социальных функций учреждений начального профессионального образования
может быть передана системе общего образования.
При этом время освоения программ начального профессионального
образования будет существенным образом сокращено, а сами программы
сориентированы на освоение конкретного набора компетенций. В связи с этим
предстоит отработать механизмы общественно-профессиональной аккредитации
программ профессионального образования.
Некоторые образовательные учреждения, реализующие программы среднего
профессионального образования, могут быть включены в состав университетов
или крупных образовательных комплексов.
8. В системе высшего профессионального образования произойдут
следующие изменения.
В систему академического и прикладного бакалавриата будет вовлечено
более двух третей выпускников общеобразовательных школ. Таким образом,
высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в
активную жизнь в первой четверти 21 века. За счет этого будет обеспечена
долгосрочная конкурентоспособность России в мировой экономике, постоянное
порождение инноваций и готовность к восприятию и использованию нового во
всех отраслях экономики.
Массовый бакалавриат, доступный для каждого гражданина России, успешно
освоившего программу общеобразовательной школы и готового вкладывать усилия
в свое дальнейшее образование, должен обеспечивать освоение самого широкого
набора компетентностей - от фундаментальных знаний и методов исследований
до прикладных умений, позволяющих быть конкурентоспособным на рынке труда.
Укрупнение направлений подготовки бакалавров будет сочетаться с широким
простором для инициативы учебных заведений и самих студентов: федеральным
государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров будет
регламентироваться около 50% учебного плана, образовательные учреждения
будут определять порядка 20%, а доля самостоятельно выбираемых студентами
курсов превысит 30%.
Завершится переход к уровневому высшему образованию при существенном
сокращении перечня специальностей высшего профессионального образования,
направлений подготовки на уровне бакалавриата и при введении более высоких
нормативов финансирования программ магистратуры.
В рамках бакалавриата будет обеспечен широкий выбор курсов с тем,
чтобы к завершению этого периода обучения выпускник был готов к началу
трудовой деятельности, а также к продолжению обучения.
Возникнет новая система стипендиального обеспечения студентов,
предполагающая существенное увеличение размера стипендий за счет повышения
адресности их предоставления. Более широкое распространение получат
стипендии за высокие результаты обучения. Увеличится размер стипендий для
студентов из социально незащищенных слоев населения.
Радикально изменится ситуация с обеспечением студентов общежитиями,
будут построены и отремонтированы десятки студенческих общежитий при
крупных вузах.
Следует подчеркнуть, что реализация данного комплекса мер в отношении
профессионального образования не означает исключительную приоритетность
системы высшего образования. Развитие форм получения начального и среднего
профессионального образования, учитывая актуализирующиеся потребности
экономики в выпускниках соответствующих образовательных программ,
становится еще более значимым. Уже в среднесрочном периоде данные программы
планируется сориентировать не только на подготовку кадров - вчерашних
выпускников общеобразовательных учреждений, но также и на переподготовку и
повышение квалификации рабочих и специалистов рынка труда. Начальное и
среднее профессиональное образование, реализуя модульный принцип построения
образовательных программ, может стать главной составной частью системы
непрерывного профессионального образования.

Непрерывное образование

Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте
значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности
традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно
повышать уровень и расширять спектр компетентностей, используемых в
экономике и в социальной жизни. Граждане, получившие профессиональное
образование и желающие повысить уровень своих навыков или получить новые,
являются ключевым ресурсом экономики. Освоение новых навыков и знаний
становится для граждан самостоятельной потребностью, а для экономики -
растущим сектором услуг и ресурсом ее развития.
Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и всё
более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую
роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие
программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или
профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование,
которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-
образовательной среде.
К 2020 году система неформального образования в России будет
характеризоваться:
многообразием организаций, оказывающих образовательные услуги;
прозрачной для рынка труда и рынка образовательных услуг системой
квалификаций;
наличием механизма подтверждения результатов полученного неформального
образования через экзамены и сертификацию;
работой образовательных консультантов, которые оказывают гражданам
поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий, проходящих
нередко и через формальные, и через неформальные институты.
К 2020 году значительную поддержку получит самостоятельная
образовательная деятельность граждан в богатой культурно-образовательной
среде. Создание такой среды будет происходить как через традиционные
учреждения культуры (музеи, библиотеки и т.д.), так и посредством активного
формирования образовательных Интернет-ресурсов, через использование радио,
телевидения и иных средств массовой информации.
Уже в ближайшей перспективе предстоит заложить основы для непрерывного
образования граждан. С этой целью следует создать условия для
своевременного повышения квалификации и переподготовки рабочих и
специалистов. Прежде всего, необходимо провести инвентаризацию требований к
системе повышения квалификации и переподготовки в различных сферах
деятельности. Ведомствами совместно с объединениями работодателей, в том
числе в рамках соответствующих профессиональных стандартов, должны быть
установлены нормы периодичности повышения квалификации рабочих и
специалистов определенных сфер деятельности. Учитывая постоянно растущий
спрос на повышение квалификации в рыночном секторе экономики, в бюджетном
секторе предстоит разработать и внедрить конкурентные подходы к повышению
квалификации и переподготовке рабочих и специалистов. В этой связи
традиционные институты повышения квалификации должны быть существенным
образом модернизированы с обязательным использованием механизмов
деятельности автономных учреждений, нормативно-подушевого финансирования,
финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений бюджетной сферы.
Предстоит разработать такие методы финансирования непрерывного
профессионального образования, которые связаны в первую очередь с
образовательными запросами конкретных граждан - потребителей услуг
непрерывного образования, а также с актуальными и перспективными
потребностями отрасли. Это особенно важно для работников тех отраслей, где
система повышения квалификации остается по-прежнему громоздкой и не в
полной мере ориентируется на многообразие потребностей конкретных
специалистов. Персонифицированные системы финансирования повышения
квалификации позволят организациям гибко ориентироваться в отношении
многообразия потребностей граждан при получении социальных услуг. В
частности, в образовании целесообразно развитие системы поддержки
самообразования профессорско-преподавательского состава вузов по
перспективным направлениям науки и инноваций через развитие деятельности
соответствующих фондов.
В этой связи одним из основных видов деятельности служб занятости
станет содействие профессиональному совершенствованию граждан, непрерывная
переподготовка и обновление квалификации. При этом программы непрерывного
профессионального образования взрослых должны значительно активнее
реализовываться в учреждениях профессионального образования, которым в
условиях временного демографического спада предстоит расширять спектр
предоставляемых образовательных услуг в соответствии с запросами граждан и
рынка труда.
В перспективе произойдут следующие изменения в рамках развития
непрерывного образования.
1. Расширение круга поставщиков услуг дополнительного образования. Это
может происходить как за счет активизации внутрифирменного образования
через налоговые льготы[13], включая отнесение расходов на внутрифирменное
обучение к расходам на себестоимость продукции, так и за счет поддержки
государственно-частного партнерства в области непрерывного образования.
Здесь возможны специальные программы поддержки учреждений, оказывающих
услуги дополнительного образования.
Особое внимание предстоит уделить развитию возможностей некоммерческих
организаций для реализации государственных функций в области образования.
Данные организации уже играют немалую роль в системе дополнительного
образования детей и молодежи. С учетом опыта ряда субъектов Российской
Федерации, государственный и муниципальный заказ на услуги дошкольного и
дополнительного образования детей и молодежи, летние культурно-
образовательные программы может распределяться также и среди
негосударственных организаций.
2. Формирование национальной рамки квалификаций, профессиональных
стандартов, системы сертификации квалификаций. От того, насколько Россия
сможет внедрить механизмы независимой сертификации квалификаций, зависит не
только мобильность на внутреннем рынке труда, но и позиционирование
передовых российских технологий на международной арене. Здесь предстоит на
основе принципов паритетного софинансирования отработать механизмы
государственной поддержки центров сертификации квалификаций как для
выпускников системы начального и среднего профессионального образования,
так и для рабочих и специалистов рынка труда, в особенности в области
высокотехнологичных производств, в первую очередь - информационных
технологий. Существенное внимание в деятельности центров сертификации
квалификаций должно быть уделено оценке квалификаций мигрантов, желающих
эффективно работать в России.
Деятельность системы сертификации квалификаций, содержание
обновляющихся профессиональных стандартов должно адекватным образом
отражаться на образовательных стандартах традиционных образовательных
институтов. Предстоит разработать и внедрить механизм взаимосвязи и
взаимовлияния профессиональных и образовательных стандартов через
национальную рамку квалификаций. В среднесрочной перспективе предстоит
также уточнить профессиональные квалификационные требования для каждой
профессии и специальности, поднять престиж рабочих профессий.
3. Формирование богатой культурно-образовательной среды,
способствующей самообразованию и непрерывному образованию. Здесь в первую
очередь предстоит обеспечить деятельность общедоступных национальных
библиотек электронных (цифровых) образовательных ресурсов на основе
собственных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со
всего мира.
С использованием информационных технологий должна быть модернизирована
деятельность библиотек, учреждений культуры и досуга. Существенное внимание
будет уделено государственной поддержке дистанционных технологий обучения
посредством формирования общедоступных сервисов самообразования через
Интернет.
4. Получит развитие система образовательного консультирования и
поддержки непрерывного образования. При службах занятости будут
сформированы центры консультирования по вопросам получения дополнительного
образования. Предоставление услуг карьерного консультирования по
профессиональной ориентации и выбору соответствующей образовательной
траектории будет осуществляться также в общеобразовательных и других
учебных заведениях.
При реализации направлений развития непрерывного образования предстоит
учесть позитивный опыт Государственного плана подготовки управленческих
кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в части
подготовки менеджеров и распространить его на подготовку специалистов по
другим направлениям деятельности в приоритетных отраслях экономики.
Ключевыми этапами развития непрерывного образования должны стать такие
этапы как: анализ позитивного опыта в системе непрерывного образования;
институциональная поддержка инициатив по развитию непрерывного образования;
поддержка инициатив в системе непрерывного образования; распространение
передовых технологий в системе непрерывного образования.
Пошаговое движение к современной модели образования даст возможность
целенаправленно формировать человеческий капитал страны, исходя из
необходимости обеспечения инновационного развития экономики и
конкурентоспособности России в мире.
Необходимым условием, обеспечивающим движение к современной модели
образования, является формирование на основе достижений и в развитие ПНПО
при организующей роли ФЦПРО государственной программы, систематизирующей и
взаимоувязывающей все государственные меры в области развития образования,
включая реализуемые в рамках федеральных и региональных программ, целевых
программ и проектов.

Система мер по формированию и реализации

современной модели образования

Облик современной модели образования определяет следующую систему мер
по основным направлениям развития образования на период до 2020 года,
положенную в основу раздела «Развитие образования» проекта концепции
долгосрочного социально-экономического развития.
В рамках первой приоритетной задачи - обеспечение инновационного
характера базового образования в соответствии с требованиями экономики,
основанной на знаниях:
обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с
задачами инновационного развития;
обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее
компетентностный подход, взаимосвязь академических знаний и практических
умений;
развитие вариативности образовательных программ;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в
соответствии с задачами инновационного развития.
В рамках второй приоритетной задачи - формирование механизмов оценки
качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей,
участие в международных сопоставительных исследованиях:
создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об
образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное
обновление, достоверность информации;
создание условий для привлечения иностранных студентов в российские
образовательные учреждения;
создание прозрачной объективной системы оценки индивидуальных
образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню
образования;
создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в
контроле и оценке качества образования.
В рамках третьей приоритетной задачи - модернизация институтов
образования как инструментов социального развития:
создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие
детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального
положения;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность
качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой
молодежи;
создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
развитие финансовых инструментов социальной мобильности.
В рамках четвертой приоритетной задачи - создание современной системы
непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных
кадров:
создание системы внешней независимой сертификации профессиональных
квалификаций;
создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного
профессионального образования;
создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные
услуги непрерывного профессионального образования.

II. Основные цель и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее
реализации, а также целевых индикаторов и показателей

Цель и задачи госпрограммы

Приоритетные задачи развития образования как базового элемента
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а
также система мер по их реализации на период до 2020 года определяют
следующие цель и задачи госпрограммы:
Цель госпрограммы: Внедрение механизмов поэтапного формирования и
реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение
доступности качественного образования в соответствии с требованиями
инновационного развития экономики, современными потребностями общества и
каждого гражданина.
Задачи госпрограммы:
1. Обеспечение институциональных условий для развития результатов
первого этапа приоритетного национального проекта «Образование».
2. Внедрение в систему базового[14] образования эффективных
механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики,
основанной на знаниях.
3. Внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки
качества и востребованности образовательных услуг.
4. Создание условий для модернизации институтов образования как
инструментов социального развития.
5. Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного
образования[15], подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
6. Обеспечение преемственности всех уровней образования на основе
инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества,
инструментов социального развития и непрерывного образования.
Цель и задачи госпрограммы, а также вытекающий из них комплекс
мероприятий (действий) полностью синхронизированы с целью, задачами и
пошаговым планом мер в рамках концепции долгосрочного социально-
экономического развития, таким образом госпрограмма представляет собой
первый этап ее реализации в части развития образования на среднесрочную
перспективу.
Цель и задачи госпрограммы предусматривают реализацию ключевых
системных изменений на всех уровнях образования, включая:
обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях
системы образования, обеспечивающее ее соответствие перспективным
тенденциям экономического развития и общественным потребностям,
практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность;
повышение вклада дошкольного образования в инновационные процессы на
основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг, поддержки и более
полного использования образовательного потенциала семей;
в части общего образования - индивидуализацию, ориентацию на
практические навыки и фундаментальные умения, укрепление базовых школ,
расширение сферы дополнительного образования;
расширение участия работодателей на всех этапах образовательного
процесса в системе профессионального образования;
вовлечение студентов и преподавателей учреждений высшего
профессионального образования в фундаментальные и прикладные исследования
как важнейший ресурс и инструмент освоения студентами компетентностей
поиска, анализа, освоения и обновления информации, что позволит сохранить
известные во всем в мире российские научные школы, и развернуть систему
исследований нового качественного уровня, ориентированных на потребности
инновационной экономики знаний;
формирование системы непрерывного образования на основе внедрения
национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций,
модульных программ, позволяющее максимально эффективно использовать
человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в
течение всей жизни.
Охват основных групп уровней образования, а также реализация ключевых
системных изменений основными мероприятиями (действиями) госпрограммы
представлены в приложении.
В основу реализации программы положены принципы, реализованные в
приоритетном национальном проекте «Образование», такие как открытость
образования к внешним запросам, применение проектных методов, логика
«деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка
лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность
инструментов ресурсной поддержки, комплексный характер принимаемых решений.


Сроки и этапы реализации программы

Цель и задачи госпрограммы, а также результаты и достижения ПНПО
определяют следующие этапы и специфику развития образования в среднесрочной
перспективе.
В 2009 году будет обеспечено продолжение реализации ключевых
направлений приоритетного национального проекта «Образование», интеграция
государственных программ и проектов, направленных на развитие образования.
Цель этапа - интеграция государственных мер по развитию образования на
основе достижений ПНПО.
В 2010 году основной акцент будет сделан на институциональных
изменениях в системе образования, оформится интегрированный законодательный
акт - Закон Российской Федерации «Об образовании». Цель: этапа -
институциональное и нормативное обеспечение формирования и внедрения
современной модели образования.
В 2011 году ключевые институциональные изменения будут подкреплены
проектной логикой «деньги в обмен на обязательства» на всех уровнях системы
образования. Цель этапа - апробация и проработка механизмов ключевых
общесистемных изменений в развитие достижений ПНПО.
В 2012 году пилотные образцы и инновационные образовательные программы
станут основой дальнейших общесистемных изменений всей сферы образования.
Цель этапа - внедрение механизмов ключевых общесистемных изменений.






Целевые индикаторы и показатели оценки хода реализации госпрограммы

Для оценки эффективности и результативности решения задач,
определенных госпрограммой, принята следующая система целевых индикаторов и
показателей, динамика и прогноз значений которых приведены ниже. Данные
показатели и их прогнозные значения полностью синхронизированы с целевыми
показателями по приоритетным направлениям развития образования на период до
2020 года в рамках проекта концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации.
|? |Целевой показатель |2009 г. |2010 г.|2011 г.|2012 г. |
|1. |Доля граждан, удовлетворенных полученным образованием (по |45% |50% |55% |60% |
| |результатам социологических исследований) | | | | |
|2. |Доля обучающихся в современных условиях[16] от общего числа |50% |60% |65% |70% |
| |обучающихся на всех уровнях образования | | | | |
|3. |Доля населения, получающего услуги непрерывного образования[17] |15% |20% |23% |27% |
|4. |Доля педагогических работников, получающих среднемесячную |12% |18% |22% |27% |
| |заработную плату выше среднемесячной заработной платы в экономике| | | | |
| |по региону, от общего числа педагогических работников | | | | |
|5. |Места Российской Федерации в рейтингах по результатам |- |- | |В первой |
| |международных сопоставительных исследований качества образования | | | |половине |
| | | | | |рейтинга |


Направление 1. Обеспечение инновационного характера базового образования в
соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях
|? |Целевой показатель |2009 г. |2010 г.|2011 г. |2012 г. |
|1. |Доля граждан, удовлетворенных полученным базовым образованием |45% |50% |55% |60% |
| |через год после его завершения (по результатам социологических | | | | |
| |исследований) | | | | |
|2. |Места, занимаемые федеральными университетами, национальными | | | |Не ниже |
| |исследовательскими университетами в международных рейтингах | | | |500[18] |
|3. |Доля средств, привлеченных через НИР и НИОКР, в структуре доходов|10% |15% |17% |20% |
| |вузов | | | | |
|4. |Доля средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем|13,5% |15% |15% |16% |
| |объеме средств, направляемых на научные исследования | | | | |
|5. |Доля выпускников вузов, получивших международное |5% |10% |15% |20% |
| |(общеевропейское) приложение к диплому о высшем профессиональном | | | | |
| |образовании | | | | |


Направление 2. Формирование механизмов оценки качества и востребованности
образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных
сопоставительных исследованиях
|? |Целевой показатель |2009 г. |2010 г.|2011 г. |2012 г. |
|1. |Доля выпускников образовательных учреждений всех уровней |25% |30% |35% |50% |
| |образования, проходящих итоговую аттестацию во внешних | | | | |
| |независимых аттестационных центрах | | | | |
|2. |Доля образовательных организаций и программ, прошедших | | | |1,5% |
| |аккредитацию в международных ассоциациях | | | | |
|3. |Доля образовательных учреждений, в которых согласно |40% |60% |75% |90% |
| |зарегистрированному уставу создан орган самоуправления, | | | | |
| |реализующий государственно-общественный характер управления, и | | | | |
| |принимающий участие в оценке качества и востребованности | | | | |
| |предоставляемых образовательных услуг | | | | |
|4. |Доля педагогических работников, получающих среднемесячную |12% |18% |22% |27% |
| |заработную плату выше среднемесячной заработной платы в экономике| | | | |
| |по региону, от общего числа педагогических работников | | | | |
|5. |Доля образовательных организаций, размещающих в сети Интернет и |10% |50% |75% |100% |
| |представляющих местному сообществу ежегодный отчет об | | | | |
| |образовательной и хозяйственной деятельности по установленной | | | | |
| |форме, обеспечивающей объективность, полноту, прозрачность | | | | |
| |информации | | | | |


Направление 3. Модернизация институтов образования как инструментов
социального развития
|? |Целевой показатель |2009 г. |2010 г.|2011 г. |2012 г. |
|1. |Охват детей услугами дошкольного образования |62% |63% |64% |65% |
|2. |Доля детей в возрасте 8-18 лет с ограниченными возможностями |90% |91% |91,5% |92% |
| |здоровья, получающих общее образование; | | | | |
| |в том числе, в неспециализированных образовательных учреждениях |40% |45% |47% |50% |
| |(«инклюзивно») | | | | |
|3. |Доля лиц в возрасте 8-18 лет, получающих общее образование, от |95,6% |95,7% |95,8% |96,0% |
| |числа лиц данного возраста, не получивших общее образование | | | | |
|4. |Доля детей и молодежи в возрасте 14-25 лет, получающих |15% |17% |20% |22% |
| |дополнительные образовательные услуги для одаренных детей и | | | | |
| |талантливой молодежи[19] | | | | |
|5. |Доля лиц в возрасте 5-18 лет, получающих бесплатные |30% |35% |37% |40% |
| |дополнительные образовательные услуги | | | | |


Направление 4. Создание современной системы непрерывного образования,
подготовки и переподготовки профессиональных кадров
|? |Целевой показатель |2009 г. |2010 г.|2011 г. |2012 г. |
|1. |Доля освоивших в течение года программы подготовки и/или |50% |52% |54% |56% |
| |переподготовки и повышения квалификации кадров за счет | | | | |
| |финансирования предприятий и организаций от общего числа | | | | |
| |обучавшихся по таким программам | | | | |
|2. |Удельный вес занятого населения в возрасте 25-55 лет, прошедшего |15% |20% |23% |27% |
| |на протяжении последнего года повышение квалификации и/или | | | | |
| |переподготовку, в общей численности занятого в экономике | | | | |
| |населения данной возрастной группы | | | | |
|3. |Доля мигрантов трудоспособного возраста, прошедших сертификацию |5% |10% |20% |30% |
| |профессиональных квалификаций, от общей численности мигрантов | | | | |
| |трудоспособного возраста | | | | |
|4. |Количество действующих центров сертификации квалификаций |10 |20 |40 |60 |

-----------------------
[1] Под базовым образованием для целей настоящего документа понимается
образование всех уровней, в отношении которых действуют федеральные
государственные образовательные стандарты, необходимое для полноценного
вступления в трудовую деятельность.
[2] Под непрерывным образованием для целей настоящего документа понимается
формальное и неформальное дополнительное образование учащихся, рабочих и
специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных
компетентностей.
[3] Современные условия получения образования предусматривают полную
оснащенность образовательного процесса комплексом современного учебного и
компьютерного оборудования, укомплектованность педагогическими кадрами,
имеющими необходимую квалификацию, соответствие требованиям действующих
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и Строительных норм и
правил и другим документам, определяющим современный уровень организации
образовательного процесса
[4] К населению, получающему услуги непрерывного образования, отнесены
лица, участвующие в формальном и дополнительном образовании, и не отнесены
лица, участвующие в самообразовании. По состоянию на 2006 год, значение
данного показателя составляло 11,4%
[5] 2009-2012 годы, в сопоставимых ценах 2007 года.
[6] Без учета мероприятий 3.3., 3.14 - 3.17
[7] Без учета мероприятий 3.3., 3.14 - 3.17
[8] Без учета мероприятий 3.3., 3.14 - 3.17
[9] В рамках региональных программ (оценочно) и софинансирования проектов,
поддерживаемых из федерального бюджета на конкурсной основе
[10] Под дополнительными образовательными услугами для одаренных детей и
талантливой молодежи понимаются научные, творческие лагеря и школы в
каникулярное время и др. формы организации научно-исследовательской работы;
дистанционное, очно-заочное обучение и консультирование с использованием
возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций; обучение в
соответствующих интернатах и при поддержке консультационных центров
(центров сопровождения) при ведущих научно-образовательных комплексах
[11] Под «эффективным контрактом» понимается размер заработной платы,
обеспечивающий привлекательность соответствующего рабочего места для
высококвалифицированных кадров
[12] Базовая школа - общеобразовательное учреждение, имеющее сеть филиалов,
из которых осуществляется подвоз обучающихся. Как правило, деятельность
базовых школ ориентирована на тесное взаимодействие с местным сообществом,
максимальное использование различного рода образовательных ресурсов.
[13] С учетом общих механизмов развития налогового законодательства путем
внесения изменений в Налоговый кодекс в части уплаты НДС, налога на
прибыль, налога на имущество, земельного налога
[14] Под базовым образованием для целей настоящего документа понимается
образование всех уровней, в отношении которых действуют федеральные
государственные образовательные стандарты, необходимое для полноценного
вступления в трудовую деятельность.
[15] Под непрерывным образованием для целей настоящего документа понимается
формальное и неформальное дополнительное образование учащихся, рабочих и
специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных
компетентностей.
[16] Современные условия получения образования предусматривают полную
оснащенность образовательного процесса комплексом современного учебного и
компьютерного оборудования, укомплектованность педагогическими кадрами,
имеющими необходимую квалификацию, соответствие требованиям действующих
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и Строительных норм и
правил и другим документам, определяющим современный уровень организации
образовательного процесса
[17] К населению, получающему услуги непрерывного образования, отнесены
лица, участвующие в формальном и дополнительном образовании, и не отнесены
лица, участвующие в самообразовании. По состоянию на 2006 год, значение
данного показателя составляло 11,4%
[18] Не менее 2 вузов к 2012 году
[19] Под дополнительными образовательными услугами для одаренных детей и
талантливой молодежи понимаются научные, творческие лагеря и школы в
каникулярное время и др. формы организации научно-исследовательской работы;
дистанционное, очно-заочное обучение и консультирование с использованием
возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций; обучение в
соответствующих интернатах и при поддержке консультационных центров
(центров сопровождения) при ведущих научно-образовательных комплексах