Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/205.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:09:07 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:39:19 2012
Кодировка: koi8-r

Выступление Президента Уральского государственного университета имени
А.М.Горького, члена-корреспондента РАН В.Е.Третьякова
на совещании Президиума РАН
«Университеты на пути к новому качеству образования»
18 июня 2008 года


Уважаемый Юрий Сергеевич! Уважаемые коллеги!

Складывается впечатление, что у вузовского и академического сообществ
одни и те же мысли, одни и те же идеи по ключевым вопросам качества,
которые обеспечиваются прежде всего союзом образования и науки, союзом
Высшей школы и Российской академии наук. Нет никаких разногласий в оценке
того, что происходит в т.н. реформировании Высшей школы.
На протяжении последних трех недель - то, что происходило на семи
секциях Форума; то, что происходит сегодня; то, что было на Общем собрании
Академии наук - все критические замечания, все непонятные действия как
будто бы услышаны, но никакой реакции нет.
Сейчас, к сожалению, не к кому обратиться кроме как к Виктору
Антоновичу, как президенту Российского союза ректоров, чтобы в ближайшем
номере «Поиска» опубликовать итоги работы Форума, который происходил в МГУ
неделю назад, и попросить ответ министра, Министерства на поставленные
вопросы. Это первое предложение.
В связи с тем, что у нас нет разногласий, сегодня хотелось бы говорить
уже о каких-то конкретных мерах по интеграции науки и образования, по
совершенствованию этой интеграции. Прежде всего, речь должна идти о
выработке наиболее оптимальных механизмов по совершенствованию этих
отношений.
Я думаю, такие отношения складываются не только в центре, но и в
регионах и региональных отделениях. Есть такой опыт в Уральском регионе,
где отношения университетов с Академией наук исчисляются с 1934 г., когда
был создан первый академический институт. А 20 лет назад Положение о научно-
учебном объединении Уральского отделения Академии наук и Уральского
государственного университета было утверждено президентом Академии наук
СССР Г.И.Марчуком и председателем Госкомитета ССР по народному образованию
Ягодиным.
Сегодня мы тщательно прорабатываем уже третий вариант этого Положения.
Те отношения, которые складываются в регионах с Академией наук, могут быть
использованы при выработке той политики, той концепции образовательной
деятельности Российской академии наук, которая сегодня вырабатывается
Академией. Это первое, что я хотел сказать.
Второе. В той Концепции образовательной деятельности РАН, с которой мы
познакомились, очень много хорошего есть о послевузовском и дополнительном
образовании, в котором могли бы принять участие институты Академии. Я хочу
сказать, что вузы открыты для этой деятельности, что нет никакого смысла
открывать образовательные учреждения в самих институтах или на базе
отделений Академии наук. Вузы готовы, вузы открыты и могут предоставить все
условия для того, чтобы дополнительное послевузовское образование с помощью
ученых Академии наук осуществлялось более активно.
Хотелось бы, чтобы более централизованно в этой Концепции было сказано
о стимулировании руководством научных сотрудников РАН индивидуальной работы
со студентами, - руководство курсовых и дипломных работ, диссертаций. Это
очень важно.
Кроме того, хотелось бы сказать о сети федеральных университетов, о
которых мы пока еще ничего не знаем, поскольку только 7-го июля будут
выработаны критерии таких университетов. Я думаю, что бессмысленно говорить
о том, чтобы в федеральный университет входили академические институты, но
непременное участие в работе федерального университета, непременное
соглашение о совместной деятельности должны быть, как необходимое условие
любого федерального университета.
Хочу сказать, что миссией университета всегда являлось и является
опережающая подготовка специалистов. Есть инновационно-образовательные
программы Уральского университета, в частности «Опережающая подготовка по
прорывному развитию науки, техники гражданского общества на основе
формирования инновационно-образовательного пространства классического
университета в партнерстве с академической наукой».
У нас только 7 направлений, больше у нас нет кадров, чтобы готовить
специалистов: это бизнес, информатика, русский язык, толерантность,
информационная безопасность, экология и природопользование, физика,
биология и медицина, новые технологии и перспективные материалы. Это есть в
основном подготовка специалистов, которые сегодня, может быть, вообще
никому не нужны. Поэтому только государственная поддержка. Только в той
программе, о которой шла речь - «Подготовка научных и научно-педагогических
кадров», - могут фигурировать элементы этой опережающей подготовки,
особенно подготовки кадров, которые будут эту работу проводить.
На Форуме в выступлениях многие представители бизнеса
концентрировались на том, что приходят из классических университетов
выпускники, которые не умеют делать никакой реальной работы. На самом деле
работодатели сами не знают, что они должны потребовать от университетов,
чтобы они их приготовили.
Опыт, который существует, состоит в следующем. Если фундаментальная
подготовка в университете на уровне, то любая профессиональная работа по
заказу работодателя, может быть организована в течение одного семестра.
Разумеется, с участием самого работодателя, с приглашением выдающихся
ученых и, разумеется, за соответствующие деньги. Но за один семестр можно
подготовить любого специалиста, имеющего фундаментальную подготовку,
который будет отвечать требования работодателя.
Еще мне хотелось бы сказать о следующем. Конечно, большая работа
проведена по организации олимпиадного движения. Здесь как-то не было
упомянуто о следующем, хотя есть обращение министра А.А.Фурсенко в Совет
при Президенте РФ по реализации национального проекта «Образование».
Обращение следующее:
Особое внимание следует уделить развитию деятельности сети школ для
одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования.
Это предполагает отработку механизма финансирования таких
образовательных учреждений и обновление образовательных технологий,
развитие прозрачной системы олимпиадного движения для выявления талантливых
ребят.
Элитное образование подрастающего поколения в современной России
должно включать в себя лучшие образцы как деятельности современных
инновационных школ, так и уникальной практики физико-математических школ
при учреждениях высшего образования, успешно действовавших в советское
время.
На самом деле они действуют и сегодня в трех университетах:
Московском. Новосибирском, Уральском. Есть такие школы, и сеть таких школ в
структурах высших учебных заведений должна быть создана прежде, чем создана
сеть федеральных университетов. Я думаю, что наличие такой школы в
федеральном университете это еще один критерий того, что федеральный
университет надо делать.
В заключение я хотел бы обратиться к представителям Министерства, но,
очевидно, не к кому обращаться. Я не успел это сделать на Форуме,
постеснялся.
Есть две вещи, которые сказал Андрей Александрович, что у нас все
стало плохо, потому что вузов было 600, а стало тысяча и что вузы
получили.. Кто их получил, кто их дал, кто их организовал? Хотя бы фамилии,
кто это сделал, почему это так? Как сейчас обратно сделать?
Я думаю, что обратно эту зубную пасту не загонишь. Но мне кажется, что
можно сделать так, что государственные вузы выдают дипломы государственного
образца, а негосударственные вузы - те дипломы, которые отвечают
соответствующему вузу, например, диплом академии Натальи Нестеровой.
И второе, что сказал Андрей Александрович. Все говорят: деньги нужны,
тогда мы все сделаем. Андрей Александрович сказал: при чем тут деньги, дали
деньги на инновационный проект, а истратить не можете. Это большое
лукавство. Во-первых, все истратили, кому нужно, во-вторых - истратить
трудно, потому что законы такие.
Я думаю, что те деньги, которые выделяются сегодня не всем вузам, но
очень многим и будут выделяться в этой большой программе, надо потратить на
создание центров коллективного пользования.
Я думаю, что институт Академии наук это тоже своего рода центр
коллективного пользования, поскольку каждый институт может обеспечить
фундаментальную подготовку для многих высших учебных заведений. Спасибо.