Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/211.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:09:09 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:41:10 2012
Кодировка: koi8-r

Выступление Ректора Московского государственного института электронной
техники (технический университет),

члена-корреспондента РАН Ю.А.Чаплыгина
на совещании Президиума РАН
«Университеты на пути к новому качеству образования»
18 июня 2008 года


Уважаемый Юрий Сергеевич! Уважаемые участники совещания!

Я постараюсь быть очень кратким. Я хотел бы остановиться на вопросах
подготовки кадров в сфере высоких технологий и для сферы высоких
технологий, поскольку не все тезисы, которые сегодня звучали, для этой
сферы справедливы.
Здесь перечислены направления подготовки кадров. Я не буду их
перечислять, но видно, что как раз это те приоритетные направления развития
науки и технологий, которые провозглашаются руководством нашей страны в
последнее время.
После выступления М.П. Кирпичникова буквально два слова про
аспирантуру.
Действительно, крен в развитии численности аспирантуры в целом никак
не коснулся сферы высоких технологий, технических и естественнонаучных
дисциплин. Здесь стоит проблема привлечения в аспирантуру и докторантуру.
Приходится конкурировать с теми зарплатами, которые сегодня в этой сфере
существуют, а они достаточно высоки.
За последние 7-8 лет у нас возросло число ведущих мировых компаний, с
которыми мы открыли учебные центры, лаборатории и т.д.
С одной стороны, мы рассматриваем это как признание нашего качества
образования, с другой - это возможность для студентов в процессе обучения
получить доступ к самым высоким современным технологиям. К сожалению, в
нашей сфере на сегодняшний день они в своем подавляющем большинстве
являются импортными. Мы делаем акцент на подготовку разработчиков.
(Слайд) Примерно шесть квадратиков вверх это те компании, которые в
электронике являются ведущими в сфере создания продукта для разработки как
интегральных схем, так и радиоэлектронной аппаратуры.
Мы были среди первых 17 участников национального проекта «Образование»
и развивались по тем семи направлениям, которые здесь представлены. На этой
стадии очень успешно взаимодействовали с Академией наук.
Я думаю, что в той сфере, в которой мы работаем, тесное взаимодействие
с институтами Российской академии наук, с ведущими учеными помогло, с одной
стороны, удержать качество образования, с другой - его развивать в это
сложное время.
Электронная компонентная база в нынешнее время для страны - очень
серьезная проблема, прежде всего, для оборонного комплекса, для
спецзаказчика. Здесь традиции образования были заложены академиком Валиевым
и его учеником академиком Орликовским.
Сейчас мы работаем в тесном взаимодействии с другими институтами РАН и
ведущими учеными Российской Академии наук. Это позволило нам сформировать
уникальные магистерские программы, в которых участвуют наши зарубежные
партнеры, и подготовка специалистов ведется исключительно по заказам
предприятий, промышленности и научно-технических организаций.
Другой пример - более свежий. Очень успешно мы работаем с
Межведомственным суперкомпьютерным центром РАН по подготовке магистров.
Создали совместные курсы, программы, написали учебники и т.д.
Пара примеров из научного взаимодействия. Здесь наиболее яркий пример
- взаимодействие с ФИАНом. Директор Отделения физики твердого тела академик
Копаев Ю.В. более 30 лет работает профессором, имеет свою школу и вместе со
своим учеником членом-корреспондентом Горбоцевичем (?), в результате
глубоких фундаментальных исследований в настоящее время они вышли на
инновационный продукт.
(Слайд) Это квантово классические интегральные схемы, которые сделаны
на основе наноразмерных гетероструктур и доведены в реальный инновационный
продукт - интегральную схему, - который сдан соответствующему заказчику.
По-моему, это очень характерный положительный пример, когда глубокие
фундаментальные исследования позволяют создать качественно новый
инновационный продукт.
Еще один пример взаимодействия с Институтом системного
программирования (академик Иванников). Тоже очень актуальная задача для
России. Когда в отсутствие современных микроэлектронных производств
приходится передавать в электронном виде информацию разработчикам за рубеж
для изготовления, чрезвычайно важна защита информации. На программном
уровне нами совместно с Институтом системного программирования эта задача
была решена достаточно успешно.
Следующий момент, о котором очень коротко я хотел бы сказать, -
участие студентов, аспирантов, магистрантов во время учебного процесса на
старших курсах в инновационной деятельности.
Юрий Сергеевич, Вы у нас были в 2000 г., когда мы сдавали
Инновационный центр. За это изменилось очень многое: площади, компании,
центры коллективного пользования. Все это задействовано в учебном и научном
процессе. Я приведу некоторые. Это первый в России центр изготовления
фотошаблона с нормой 0,35-0,25 микрона. Развитие второй очереди будет
зависеть от финансирования. Мы, как головная организация, по одному из
направлений Программы «развитие инфраструктуры и наноиндустрии»
ответственны за направление наноинженерии. В рамках этого создаем центр
нано- и микросистемной техники. Это ЦКП «Сверхточный монтаж электронных
изделий и аппаратуры».
Мне кажется, что эти центры коллективного пользования и другие могли
бы служить хорошей основой для сотрудничества МИЭТа и институтов Российской
академии наук на пути создания инновационной продукции, потому что без
современной электроники ни одно устройство, ни один прибор создать
невозможно, и функционировать он не будет, если речь идет о новых
материалах.
Подытоживая сказанное, я хочу сказать, что на сегодняшний день на базе
МИЭТа и инновационного комплекса МИЭТа нам удалось создать сквозной цикл
создания изделий электроники и подготовки кадров, начиная от проектирования
интегральных схем, проектирования и создания фотошаблонов, аппаратуры и
сборки этих изделий. Мы это делаем либо у себя, либо по отлаженной
кооперации с нашими партнерами как в России, так и за рубежом.
Еще два слова я хотел бы сказать о той работе, которую ведет группа
наших специалистов под руководством академика Гуляева Ю.В. и члена-
корреспондента Саурова по организации Института нанотехнологий и
микроэлектроники в рамках Российской академии наук.
Мне кажется, наша проблема в какой-то степени перекликается с теми
проблемами, о которых говорил Н.Н.Кудрявцев. Мы - тоже небольшой вуз. Может
быть, больше мы ориентированы в прикладную область, нежели Физтех.
Мне кажется, что таким вузам, как наши, и которым другим не нужно быть
федеральными университетами в их нынешнем понимании. Если бы появился некий
статус исследовательского университета, направленного на решение хайтек
задач определенного класса, и чтобы приоритетно такие университеты
развивались, это было бы крайне полезно. Спасибо.