Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/213.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:09:10 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:41:46 2012
Кодировка: koi8-r

Выступление Директора Института автоматизации

проектирования РАН, академика О.М.Белоцерковского

на совещании Президиума РАН
«Университеты на пути к новому качеству образования»
18 июня 2008 года


Я хотел бы несколько штрихов сделать. Я был на Совете ректоров 10
июня. Мне очень понравилось. Почему бы не сделать всемирный совет ректоров?

Я долго работал в Физтехе. Я вижу, что сегодня стоит вопрос об
интеграции. В повестке написано Академия наук, но это не только Академия
наук. Существует довольно много мощных центров - технических и оборонных.
Практически никто сегодня этот вопрос не поднимал. Для оборонной
промышленности одна из центральных задач, в том числе и для Московского
университета, не говоря уже о Физтехе.
Я хорошо знаком с MIT. У них это центральный аспект, оттуда идет весь
бюджет. Сейчас в Англии идет возрождение этих программ. У нас проводятся
семинар, в частности вчера был 7-ой семинар. Это крайне необходимо и
жизненно важно проводить подготовку специалистов для оборонных отраслей.
Существуют Жуковский, Подлипки, Арзамас и многие другие. У нас
сложились две системы: классическая университетская система (академик
Садовничий рассказал о ней, мы ее хорошо знаем) и целевая система.
Во многих выступлениях повторялись одни и те же слова: качество и
фундаментальность. Существует одно слово: эффективность образования. Передо
мною сидят люди, которые закончили Физтех и достигли высоких вершин. Куда
мы готовим кадры? Выступал ректор Педагогического института. Идут они в
школу или не идут? Существует некий закон: 60-67 процентов должны идти по
специальности. Тогда эта система эффективна. Уверен, что таких процентов
нет. Это касается не только Педагогического, но, может быть, Физтеха, в том
числе и ЦАГИ.
Вы знаете, что вокруг MIT около 300 баз разного профиля? Я
присутствовал на выпуске. Клинтон был на выпуске и сказал: вы все мои, всех
я приглашаю работать в крупнейших фирмах.
Следующий аспект - платная и бесплатная система образования. Сейчас
возникло много косметических вопросов. Мы начали все вузы называть
университетами. Я вообще не понимаю, для чего это нужно делать? Почему МВТУ
стало МГТУ? 149 лет было МВТУ, потом стало МГТУ. Это один из величайших
вузов страны.
Я - ректор-практик и директор-практик. Я прошел большую школу. Вы в
меня камень не бросите, при мне были организованы десятки новых кафедр. Мы
укомплектовали и Зеленоград, и Подлипки, и Жуковский. Все это
укомплектовано, в первую очередь, Физтехом. Высокого качества были люди!
Фундаментальность ставил Университет. Великий Университет! Я думаю,
что Физтех - не худшее дитя МГУ. Я думаю, что МГУ может гордиться Физтехом.
Сейчас идут новые веяния, новые коллизии, их нужно очень аккуратно вводить.

Советская система была очень эффективной. Она была жесткой, но она
была очень эффективной. Видимо, ее надо править, но нельзя ее рушить. Все
ЕГЭ и все остальное - это уже привнесенное. Они для себя готовят кадры, для
ЕС готовят кадры. Для этого им нужна единая система. Я уверен, что академик
Садовничий со мной согласен.
Платное или бесплатное? Сейчас образование, хотите вы этого или нет,
становится платным. Так же как Черноморский флот, который скоро придется
выводить. Смотрите, чтобы мы образование не вывели. Прочитайте вчерашний
«МК». Между прочим, тот же MIT , тот же Бостон . Я неплохо знаю президента
MIT , профессора Уеста. Он все прекрасно понимает. Я говорю: вы же
отсекаете людей, 40-5-6- тыс. долларов за обучение. - Нет, нет, - мы не так
просты. Людям, которые проявляют большой энтузиазм, дают очень большую
подмогу.
Видите, а теперь почти вся магистратура платная. Как это понимать? Я с
1962 г. на Физтехе. Не надо затемнять эти вопросы, эти вопросы довольно
острые. Их надо выносить, их надо решать.
И последнее. Вместе с Университетом мы проводим очень интересный
эксперимент. Коллеги, Индия идет семимильными шагами. Они присылают на один
т.н. фундаментальный семестр. 4-5 месяцев в Москве. Стоит недешево, - 4
тыс. долларов они платят за каждый. Через три дня будет пятый выпуск
группы. То есть, они нас видят как фундаментальную науку. 50 процентов -
фундаментальные дисциплины, 30 процентов - компьютерсайенс и 20 процентов -
по специальности: вычислительная аэродинамика и т.д. Все лекции на
английском языке. Это единственный поток в Университете. Я очень
признателен Виктору Антоновичу, что этот процесс очень хорошо
поддерживается. Видимо, мы будем продолжать его.
Мы должны сохранить сильные стороны нашей системы, в том числе
советской системы.
Вы говорите фундаментальное образование. Хорошо, применительно к
Физтеху, была комплексированная математика. Сейчас очень мощно движется
компьютерсайенс. Это совершенно другая философия. Далеко не очевидно, что
должны быть комплексированы два-три направления, может быть, стоит от этого
отойти. Это одно из престижных направлений у нас и оно конкурентоспособно в
российском образовании. Я знаю целую группу солидных людей, которые
работают за границей, привозят сюда своих детей или внуков, чтобы получить
образование в том же Университете, в том же Физтехе или МИФИ и т.д. То есть
мы пока держим определенный уровень, но это может быть не бесконечно во
всех вопросах.
Вопрос распределения. Да нет его! Значит его подспудно или не
подспудно, прямо или косвенно надо иметь, если он идет на бесплатный. Я
вообще не могу понять, почему я не могу заключить с ним контракт, если он
идет по бесплатной системе. Они же не идут в Академию! Единицы идут в
Академию!
Все это болевые точки, и их надо решать, а мы говорим надо, надо,
надо.
Я думаю, что Россия сохранит свою систему и Черноморский флот.