Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/367.doc
Дата изменения: Thu Apr 16 18:20:16 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:59:16 2012
Кодировка: koi8-r








[pic]





БИЗНЕС И ОБРАЗОВАНИЕ - 2009





I мониторинг российского союза ректоров



Значимым итогом VIII съезда Российского Союза ректоров

(08.06.2006 г.) стало заключение соглашений о стратегическом партнерстве
Союза ректоров с ведущими объединениями бизнес-сообщества:

Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом
промышленников и предпринимателей (работодателей), общероссийскими
общественными организациями «Деловая Россия» и «Опора России».
Впоследствии (06.03.2008 г.) было подписано соглашение о партнерстве с
Союзом машиностроителей России.

Система соглашений определила стратегию межкорпоративного
взаимодействия на долгосрочную перспективу на федеральном уровне,

в федеральных округах и субъектах Российской Федерации.

В целях развития достигнутых соглашений Российский Союз ректоров
выступил с инициативой осуществлять на регулярной основе мониторинг планов
и действий бизнеса в отношении сотрудничества с вузами, что позволит
обеспечить бизнес, систему управления профессиональным образованием и вузы
оперативной информацией, скорректировать приоритеты развития высшего
профессионального образования, внедрить новые формы и методы сотрудничества
работодателей и высшей школы на текущем этапе развития экономики России.

В январе-марте 2009 г. было проведено первое исследование состояния
взаимодействия образовательного и бизнес-сообществ.


Стратегическая цель мониторинга - комплексный анализ состояния
взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-структур (работодателей)
в области политики на рынке труда, методов решения проблем занятости, в том
числе выпускников и молодых специалистов, выявление тенденций развития в
условиях экономического кризиса и разработка общей концепции этого
взаимодействия.

Характеристика выборки. Приглашение к участию в мониторинге было
разослано в 820 высших учебных заведений России, ректоры которых являются
членами РСР. 163 вуза приняли участие в мониторинге, из которых доля
респондентов Сибирского федерального округа составила 14,4%, Северо-
Западного федерального округа - 10,4%, Центрального федерального округа -
40,3%, Приволжского федерального округа - 20%, Дальневосточного
федерального округа - 1,4%, Уральского федерального округа - 3,5%, Южного
федерального округа - 10%.

По своей специализации в выборке представлены классические вузы
(26,5%), гуманитарные (27,2%), творческие (2,6%) и технические (43,7%).
В бизнес-сообществе в качестве респондентов были выбраны 239 ведущих
работодателей, заинтересованных в привлечении молодых специалистов на
работу в компанию, активно позиционирующих себя на молодежном рынке труда,
предоставляющих возможность студентам пройти учебную практику/стажировку в
компании, осуществляющих стратегическое сотрудничество с высшей школой. Из
них 20% приняли участие в исследовании.
В структуре работодателей представлены российские (54,8%) и
международные (45,2%) компании; частные (69,5%), государственные (20,5%)
структуры, а также имеющие смешанную форму собственности (9%).
По сфере деятельности компании подразделены на добывающие

(2,25%); обрабатывающие производства (25,5%); финансовые компании (18,5%);
компании, занимающиеся предоставлением услуг (31,5%); торговые предприятия
(4,5%); строительные компании (4,5%); предприятия в сфере транспорта и
связи (4,5%); компании, производящие и компании, распределяющие
электроэнергию, газ, воду (2,25%); гостиницы и рестораны (2,25%).



ИНФОРМАЦИЯ ВУЗОВ

Один из общих выводов состоит в том, что ни в вузах, ни на
предприятиях, откликнувшихся на запрос, не ведется сколько-нибудь
существенного учета и анализа информации, связанной с содержанием опроса.
Складывается впечатление, что ответы на вопросы анкеты не являются
достаточно достоверными данными (между тем, как известно, социальной
проблемы нетрудоустроенных выпускников вузов пока не существует,
следовательно, системный характер взаимодействия имеет место быть). С одной
стороны, это означает, что вузам взаимодействие с работодателями интересно
лишь в части номинального отчета о наличии такого взаимодействия (за
исключением программ переподготовки и повышения квалификации). С другой
стороны, работодателей устраивает ситуация, сложившаяся на рынке труда.

Доля студентов, трудоустроенных по предварительным договорам, в общем
количестве выпускников составляет, согласно данным анкет, 45-47%, что чуть
ниже доли студентов, прошедших практику по договорам (46-49%). Однако эта
величина существенно (в разы) превышает долю студентов, обучающихся по
договорам о целевой (контрактной) подготовке студентов. Таким образом,
большая часть выпускников, трудоустроенных по договорам с работодателями,
узнала о наличии такой формы взаимодействия между вузами и бизнесом или во
время преддипломной практики, или вовсе в момент трудоустройства. Либо,
чего нельзя пока оценить, количество этих договоров никак не связано с
количеством трудоустроенных студентов (т.е. договоры «для галочки»).







ИНФОРМАЦИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ



Информация работодателей гораздо подробнее, чем информация вузов,
однако для полноты анализа и формулирования выводов и предложений она также
недостаточна. Одним из главных неосвещенных вопросов остается вопрос о
соответствии должности работника профилю образования, полученному в вузе.

Тем не менее, наиболее существенными моментами пока представляются
следующие.

Вопреки общепринятому мнению, на первом месте среди прогнозируемых
направлений развития бизнеса, требующих привлечения молодых специалистов,
по-прежнему оказывается «Экономика и финансы»,

а «Производство» (с рядом других) - в конце.

Практически все компании сообщают, что предоставляют в той или иной
форме возможности для прохождения практик и стажировок. Тем не менее,
только у половины компаний есть договоры с вузами, соответствующие службы и
программы стажировок. Скорее всего, это говорит о том, что большая часть
компаний занимает «пассивную» позицию, не отказывая, но и не проявляя
заинтересованность в практиках и стажировках, и лишь декларируя свой
интерес. Для окончательных выводов в части эффективности работы по
организации практики небезынтересен будет ответ на вопрос, какая доля
прошедших практику или стажировку была принята на работу.

Не вызывает удивления тот факт, что компании активно используют сеть
Интернет (учитывая требуемые на это расходы и массовость охвата). Также
понятно, что компании предпочитают участие в вузовских специализированных
ярмарках вакансий. Возможно, это объясняется тем, что участие компаний в
мероприятиях подобного рода в большей степени имеет целью рекламу компании
как привлекательного работодателя, а не непосредственный поиск специалистов
для последующего трудоустройства. Данное предположение нуждается в
дополнительной проверке (например, какое количество выпускников было
принято по итогам соответствующих мероприятий?).

Обсуждая формы взаимодействия вузов с работодателями, важно
подчеркнуть, что только половина участников исследования имеет хоть какие-
то формы такого сотрудничества. С другой стороны, по всей видимости, эти
формы сотрудничества имеют достаточно устойчивый (традиционный) характер,
т.к. даже в условиях финансового кризиса планируемое сокращение
незначительно (правда, возможно сокращение выделяемых на это средств, но
таких данных нет). Вопросы о финансировании различных форм сотрудничества с
вузами в анкете были поставлены, но данные абсолютным большинством компаний
предоставлены не были - вероятно, потому что такая информация зачастую
является закрытой или компании не заинтересованы в ее разглашении. Далее
приводятся конкретные данные по описанным выше вопросам и параметрам.



1. Взаимодействие вузов и бизнес-структур

Объем финансовых поступлений от реализации всех направлений
сотрудничества с бизнес-структурами в 66,7% принявших участие в
исследовании вузов в 2007 году в среднем составил 110 117,2 тыс. рублей, в
2008 году увеличился до 155 088,5 тыс. рублей, в 2009 г. прогнозируется
снижение до 130 778,1 тыс. рублей (см. Диаграмму). При этом представить
информацию о возможных изменениях ситуации в 2009 г. оказалось невозможным
для 1/3 вузов, что на 6% больше по сравнению с 2008 г.

[pic]

Важно отметить, что объем финансовых поступлений от реализации всех
направлений сотрудничества с бизнес-структурами в зависимости от вуза
распределяется достаточно неравномерно.



2. Трудоустройство молодых специалистов
Подавляющее большинство компаний-работодателей (90%) в 2008 г.
принимали на работу молодых специалистов (выпускников и студентов вузов). В
текущем году 4,4% компаний-работодателей не планируют принимать на работу
молодых специалистов (что на 2,2% выше показателя 2008 г.), другие компании
сокращают количество принимаемых молодых специалистов в среднем на 25% (см.
Диаграмму).









Следует отметить, что в 8,9% опрошенных бизнес-структур статистика
учета молодых специалистов и выпускников, принятых на работу, не ведется в
принципе (данные не были предоставлены).
Интересным представляется вопрос о сферах бизнеса, в которые
планируется проводить набор молодых специалистов в 2009 году.
Наиболее востребованными работодателями являются: направление
«Экономика и финансы» - 31% компаний планирует проводить набор молодых
специалистов на это направление в 2009 г.; «IT, связь» - 22,2%;
направления «Бухгалтерия, аудит», «Производство», «Продажи» - набрали по
6,7%; направления «Менеджмент, управление» и «Маркетинг, реклама, PR»
набрали по 4,4%; «Обслуживающий персонал, секретариат» - 2,2% (см.
Диаграмму).

[pic] 60,8% вузов декларируют договоры с бизнес-структурами о
приеме выпускников на работу. В среднем количество договоров на вуз
составляет 675. Большинство вузов стремится трудоустроить своих выпускников
по предварительным договорам, к которым могут быть отнесены:

. Договоры о создании и реализации целевых образовательных программ; в
таких случаях роль бизнес-сообщества наиболее значима;

. Договоры о целевой подготовке в рамках существующих образовательных
программ;

. Договоры о практике студентов, часть которых затем принимается на
работу в соответствующие структуры.

При этом уверенность в трудоустройстве своих выпускников по договорам
всех видов в 2009 г. сохраняется только у 62,7% вузов (что на 10% меньше по
сравнению с предыдущими годами).

73% вузов поощряют проведение целевых кампаний по привлечению
студентов и выпускников. Так, в 2007 г. в указанных мероприятиях в среднем
по вузу участвовало 44 бизнес-структуры, в 2008 г. эта цифра увеличилась до
54. Согласно предварительным прогнозам вузов, в 2009 г. интерес к подобным
целевым кампаниям среди студентов останется практически на том же уровне,
хотя и отмечается некоторое снижение до 46,5 мероприятий в вузе.



3. Организация практики студентов

Количество студентов, прошедших практику в компаниях по
соответствующим договорам, растет ежегодно, и составляет в среднем 47% в
2007 г, 49% в 2008 г. и 50% в 2009 г. соответственно в общем количестве
студентов вуза.

12,4% из общего количества вузов, принимавших участие в исследовании,
имеют финансовые поступления от организации студенческих практик в рамках
договоров и соглашений с бизнес-структурами.
Несмотря на то, что в исследовании принимали участие только компании,
активно работающие с молодыми специалистами и выпускниками, все же 8,9% из
них не организуют практику для студентов. Для 4,4% работодателей
предоставить такую информацию оказалось затруднительным. Большинство же
компаний осуществляют такую форму сотрудничества, причем одна половина
(42,2%) работодателей дает возможность пройти оплачиваемую учебную практику
по специальности, другая половина (44,4%) компаний предоставляет такую
возможность, но практика является неоплачиваемой (см. Диаграмму).
[pic]
Компании, предоставляющие возможность проходить оплачиваемую
студенческую практику, как правило, имеют нормативное правовое
сопровождение данной деятельности (т.е. заключают договоры с вузами о
прохождении практики), а у работодателей, которые не оплачивают практику
студентов, указанные договоры отсутствуют.
Есть опасность сокращения мест для практики в силу кризисных проблем,
а также переход от модели бесплатной для вуза практики к оплачиваемой.
Однако, поскольку в прямой форме соответствующий вопрос задан не был, можно
основываться только на интуиции и здравом смысле.
62,2% опрошенных бизнес-структур предлагают программы стажировок
молодых специалистов или программы набора и развития молодых специалистов в
целях создания резерва управленческих кадров компании, у 24,4% компаний
таких программ не существует, но планируется создать. Следует отметить, что
13,3% бизнес-структур уверены, что не имеют потребности в подобного рода
программах.

Лишь 20% опрошенных бизнес-структур планируют продолжить набор на
стажировку (или программу развития молодых менеджеров) в 2009 году в
прежнем объеме. Большая часть компаний (42,2%) планирует продолжить набор
молодых специалистов, но в сокращенном объеме; 11,1% компаний не имеют
возможности продолжать такие программы. Важно отметить, что в 20% бизнес-
структур решение по вопросу еще не принято, что, видимо, говорит не в
пользу продолжения подобных мероприятий (см. Диаграмму).

[pic]

4. Целевая подготовка студентов

В большинстве вузов (76,4%) имеются студенты, обучающиеся по договорам
о целевой контрактной подготовке. В среднем, доля таких студентов
составляет 15,6% от общего количества студентов вуза. Прослеживается
тенденция уменьшения количества студентов, обучающихся по договорам о
целевой подготовке. Так, среди поступивших в вузы в 2007 году таких
студентов в среднем 230 чел.; в 2008 г. - 204 чел. и, согласно прогнозу, в
2009 г. их останется 173 чел. (см. Диаграмму).

[pic]

Объем финансирования целевой подготовки студентов бизнес-структурами
также снижается практически в 2 раза.



5. Система работы с молодежной аудиторией (субъекты и формы)

В 2009 г. компании-работодатели планируют использовать такие формы
работы с молодежной аудиторией, как реклама в сети Интернет (создание и
продвижение бренда привлекательного работодателя), реклама в вузах
(плакаты, листовки), реклама в печатных изданиях, проведение мероприятий в
вузе (презентации, лекции, деловые игры), участие в ярмарках вакансий. При
этом наибольшая значимость придается рекламе в сети Интернет и мероприятиям
в вузе (24,1% компаний поставили эти формы работы с молодежной аудиторией
на первое место). Затем по значимости стоит участие в ярмарках вакансий
(13,8% работодателей отдали предпочтение этой форме работы), далее -
реклама в вузах (10,3%,), и завершает список реклама в печатных изданиях
(3,4% компаний отдали первое место данной форме работы с молодежной
аудиторией) (см. Диаграмму).

[pic]


Большинство компаний (73,3%) планирует участвовать в ярмарках вакансий
в 2009 г. Из них большинство компаний (42,2%) собираются принять участие от
2 до 5 раз в год; 15,6% - менее 2 раз в год; другие 15,6% работодателей
имеют намерение участвовать в таких мероприятиях более 5 раз в год (см.
Диаграмму).

[pic]
Большинство (62,2%) работодателей планирует участие в ярмарках
вакансий, проводимых в Москве, 15,6% - в Санкт-Петербурге, 22,2% бизнес-
структур считают важным участие в ярмарках вакансий в других городах:
Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Краснодар, Тольятти, Уфа,
Тюмень, Пермь, Архангельск, Астрахань, Ухта.
При этом в первую очередь половина бизнес-структур (53,3%) планирует
посетить специализированные вузовские ярмарки вакансий в МГУ имени М.В.
Ломоносова: XIII Ярмарка вакансий «Молодой специалист XXI века» и др.,
СПбГУ (ПМ/ПУ, физфак), МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИСиС, МФТИ, РГУ нефти и газа
им. И.М. Губкина, СПбГУ ЛИТМО, СПбГТУ, СПбГУАП, ГУ-ВШЭ, ФА при
Правительстве РФ, РЭА им. Г.В. Плеханова, МГИМО, Уфимский ГНТУ, Тюменский
ГНГУ, Пермский ГТУ, Ухтинский ГТУ. Городские ярмарки вакансий пользуются не
таким успехом у работодателей: 11,1% компаний планируют участвовать в
общегородских ярмарках вакансий: «Образование и карьера XXI век», «Карьера»
и др.
Согласно данным опроса, именно высшие учебные заведения являются
основным посредником между бизнес-сообществом и молодежной аудиторией.
Большая часть компаний в качестве партнера в процессе взаимодействия с
молодыми людьми выбирают администрацию вуза (55,6%) и службу занятости вуза
(26,7%). Небольшая часть опрошенных бизнес-структур используют кадровые
агентства (4,4%) и молодежные объединения (2,2%), а 4,4% организаций
работает с молодежью самостоятельно. При этом 6,7% работодателей
затрудняются ответить, кто является партнером компании в процессе
взаимодействия с молодежной аудиторией, что, скорее всего, говорит об
отсутствии в данных компаниях конкретного субъекта и отлаженного механизма
взаимодействия с вузами (см. Диаграмму).

[pic]
В процессе привлечения молодых специалистов больше половины
работодателей (63,9%) сталкиваются с трудностями, такими как:
. низкое качество подготовки студентов/выпускников (28,9%
работодателей указывают на эту проблему);
. плохая посещаемость мероприятий студентами (плохая
информированность, низкая активность и т.п. - 11,1%);
. отсутствие центра занятости в вузе или лиц, отвечающих за
организацию работы с компаниями, заинтересованными в привлечении
студентов и выпускников (4,4%);
. низкая заинтересованность центров занятости в сотрудничестве с
работодателем (11,1%);
. высокие цены на услуги центра занятости (6,7%);
. низкий уровень организации мероприятий и других форм работы с
молодыми специалистами (2,2%);
. отсутствие новых интересных форматов мероприятий в вузах (2,2%),
. незаинтересованность молодежи в работе на производстве из-за
низкой заработной платы (2,2%).


6. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Все вузы, принимающие участие в исследовании, имеют договоры с бизнес-
структурами о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
кадров. Но, согласно полученным данным, прослеживается тенденция серьезного
сокращения объемов такого сотрудничества. Так, количество договоров в
области повышения квалификации кадров в среднем за два года уменьшилось на
42,4%. Количество сотрудников бизнес-структур, прошедших повышение
квалификации и профессиональную переподготовку в вузе, также снижается к
2009 г.
Несколько иная ситуация складывается относительно объемов поступлений
от реализации программ повышения квалификации и профессиональной
переподготовки по заказу бизнес-структур, поскольку здесь прослеживается
тенденция планомерного увеличения (в 2007 г. поступления по респондентам
оценивались в среднем в размере 10 497,5 тыс. рублей; в 2008 - 11 002,5
тыс. рублей; а согласно прогнозам 76,5% вузов, в 2009 г. они могут
составить около 12 162,2 тыс. рублей). Рост объема финансовых поступлений,
скорее всего, объясняется ростом цен на эти услуги. (см. Диаграмму).

[pic]



7. Совместные образовательные программы

Интересным представляется тот факт, что 43% вузов, принимающих участие
в исследовании, внедряют инновационные образовательные программы,
учреждаемые совместно с бизнес-структурами (т.н. корпоративные
университеты).

При этом объем поступлений от реализации совместных образовательных
программ в 2007 г. составил 37 639,14 тыс. рублей, в 2008 г. - 36 174,51
тыс. рублей, а в 2009 г. вузы планируют получить лишь 25 956,41 тыс.
рублей.



8. Проведение совместных научных исследований

Очевидна тенденция уменьшения количества договоров и соглашений о
сотрудничестве в области проведения научных исследований, творческих
проектов, заключаемых между вузом и бизнес-структурами. Так, по данным
респондентов, динамика заключения договоров о сотрудничестве в области
науки с 2007 г. по 2009 г. является отрицательной: в 2008 г. заключено на
11% меньше договоров, чем в 2007 г.; в 2009 г. прогнозируется снижение на
39% в сравнении с предыдущим годом.

Подобная тенденция свойственна и области реализации проектов
сотрудничества в области науки и творчества, т.е. количество реализованных
проектов сотрудничества в 2007 г. - 2009 гг. также уменьшается от года к
году: на 7% и на 15% в 2008 г. и 2009 г. соответственно. На такую
информацию опираются 72,5% вузов (см. Диаграмму).

[pic]



Важно отметить, что согласно данным 60,8% вузов за три года,
количество внедренных совместных разработок, патентов, иных результатов
колеблется незначительно; в среднем это 59,8 в 2007 г.; 54,6 - в 2008 г.,
и прогнозируется, что в 2009 г. их может быть 55,8.
При этом объем финансовых средств, полученных от внедрения совместных
разработок, патентов в 2008 г. увеличился на 29319,6 тыс. рублей в
сравнении с 2007 г., но в 2009 г. планируется уменьшение на 21793,9 тыс.
рублей (см. Диаграмму).

[pic]
Половина бизнес-структур (51,7%) сотрудничали с высшей школой в 2008
г. Практиковались такие формы сотрудничества, как:
. целевые заказы на обучение будущих/существующих сотрудников
компаний в вузах (основное образование, повышение квалификации)
- 22,8% опрошенных компаний;
. финансирование и проведение совместных с вузом фундаментальных и
прикладных научных исследований, НИОКР, развитие инновационной
деятельности - 18,7% опрошенных компаний;
. реализация совместных с вузом образовательных программ в целях
обеспечения компании/отрасли квалифицированными молодыми
специалистами - 47,8% компаний, принявших участие в опросе;
. учреждение, выплата грантов, именных стипендий для поддержки
одаренных студентов и выдающихся преподавателей - 41,6%;
. укрепление материально-технической оснащенности высших учебных
заведений, развитие базы научно-лабораторного оборудования -
22,8%.

[pic] В 2009 году наблюдается незначительное сокращение по
некоторым направлениям участия компаний в указанных выше формах
сотрудничества. Так, целевые заказы на обучение будущих/существующих
сотрудников компаний в вузах планируют размещать в вузах 20,8% компаний,
реализация совместных с вузом образовательных программ останется на прежнем
уровне - 47,8%, учреждение, выплата грантов, именных стипендий снизится до
37,4%, финансирование и проведение совместных с вузом фундаментальных и
прикладных научных исследований, НИОКР, развитие инновационной
деятельности, укрепление материально-технической оснащенности высших
учебных заведений, развитие базы научно-лабораторного оборудования также
остаются на прежнем уровне (см. Диаграмму).

Информацию об объемах сотрудничества по указанным выше направлениям
предоставили только 29% компаний. 12% компаний декларировали увеличение
объемов сотрудничества в 2009 году на 10 - 20%, 17% компаний-работодателей
заявили о снижении объемов и финансирования используемых форматов
сотрудничества (в процентном соотношении от объемов 2008 года
прогнозируется снижение на 40-60%).

Представляется важным дальнейший анализ данной формы сотрудничества и
определение, в каких отраслях ведутся совместные исследования, существуют
ли долгосрочные проекты, а также отлаженные механизмы внедрения данных
разработок в практическую деятельность бизнес-сообщества.



Выводы. Данные, полученные в результате пилотного исследования,
позволяют сделать некоторые предварительные выводы и выявить ряд тенденций,
таких как, во-первых, серьезное сокращение взаимодействия образовательных
учреждений высшей школы и бизнес-структур в 2009 г., свертывание многих
программ, которые еще в 2008 г. достаточно активно развивались; во-вторых,
отсутствие оперативной и систематизированной информации у 27,5% вузов и
10,3% бизнес-структур, каналов ее передачи и налаженного механизма обратной
связи; в-третьих, отсутствие у 1/3 вузов каких-либо краткосрочных прогнозов
по своему функционированию в 2009 г.
Данные, полученные в результате пилотного исследования, позволяют
также обозначить проблемные зоны, которые представляются важными,
заслуживают внимания и указывают на целесообразность проведения более
глубокого регулярного анализа:
1. Механизмы и структуры, отвечающие за взаимодействие вузов и бизнес-
структур, периодичность и продолжительность такого взаимодействия,
субъекты и каналы обмена информацией.
2. Методы сбора оперативной и долгосрочной информации в вузах и бизнес-
структурах, возможности ее анализа и перспективы использования в
стратегическом прогнозировании и антикризисном управлении.
3. Условия, обеспечивающие повышение привлекательности приема на работу
выпускников конкретных вузов. Портрет квалифицированного молодого
специалиста.
4. Условия формирования высококвалифицированного специалиста: возможности
объединения усилий бизнес-сообщества и образовательного пространства
высшей школы.
5. Проблемы востребованности бакалавров и магистров в различных областях
бизнес-сообщества в связи с реформированием образовательного
пространства.
6. Целевая подготовка студентов как механизм гарантированного
трудоустройства: целесообразность и перспективы.
7. Механизмы и методы включения студентов в практическую деятельность
бизнес-структур и организации стажировок. Возможности и перспективы
становления института супервизорства в современной России.
8. Специфика и механизмы осуществления совместных научных разработок
научных школ образовательных учреждений и бизнес-сообщества. Проблемы
использования потенциала научных школ в практике бизнес-собщества.
9. Необходимость и целесообразность осуществления повышения квалификации
и переподготовки кадров в современных вузах.
10. Необходимость участия представителей бизнес-структур в
непосредственном образовательном процессе как условие
сбалансированности потребностей работодателей, рынка образовательных
услуг и населения в целом. Корпоративные университеты как механизм
сбалансированности рынка образовательных услуг и рынка труда.
11. Нормативно-правовое сопровождение взаимодействия бизнес-сообщества и
образовательного пространства, возможности и субъекты управления
указанным взаимодействием.

-----------------------
[pic]